Мировое сообщество ищет новые методы борьбы с эпидемией ожирения и неинфекционных заболеваний. Опыт показывает, что только обязательные оградительные меры, яркая маркировка и переформулирование наименований продуктов способны действительно принести измеримые результаты. Об этом рассказывает директор АНО «Национальный исследовательский центр „Здоровое питание“», д. м. н., профессор МГУ Олег Стефанович Медведев.
Страны ЕС приняли новую маркировку продуктов питания, но не включили цветное графическое обозначение в область обязательного. В связи с этим Европейский союз потребителей (BEUC) открыто заявил об упущенной возможности в области профилактики неинфекционных болезней и ожирения.
Согласно исследованиям, покупатели обращают больше внимания на лицевую сторону упаковки, чем на оборотную. Выделение цветом вредных для здоровья элементов значительно упростило бы выбор продуктов питания для всех категорий населения.
Официальная статистика за 2014 год гласит, что в мире избыточный вес зафиксирован у 1,9 млрд (39%) людей в возрасте от 18 лет и старше, у 600 млн (13%) диагностировано ожирение. В странах ЕС и в России ожирение является весомым фактором, приводящим к смерти от заболеваний сердца и сосудов.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) настаивает на введении стандартной, общей для всех стран маркировки продуктов. Франческо Бранка, представитель Департамента питания для здоровья и развития ВОЗ, заявляет: «Нам нужно больше ясности!», — обращая внимание на то, что сейчас лицевая маркировка одного товара может графически выглядеть одинаково, но при этом предоставлять отличающуюся информацию, подстраиваясь под предпочтения жителей разных государств. В одних случаях это будет, к примеру, надпись «Без соли», в других — «Без насыщенных жирных кислот». Но о высоком количестве сахара, трансизомеров и калорий в тех же продуктах может быть указано лишь на задней стороне упаковки мелким шрифтом. Такой подход дезинформирует людей, заставляя делать выбор в пользу продуктов, лишь кажущихся подходящими для здорового питания.
«Согласно исследованиям, покупатели обращают больше внимания на лицевую сторону упаковки, чем на оборотную. Выделение цветом вредных для здоровья элементов значительно упростило бы выбор продуктов питания для всех категорий населения».
Россияне — не исключение. Наши покупатели тоже обращают внимание на яркие надписи «Натуральный», «Фермерский», «Без холестерина», зачастую являющиеся лишь маркетинговым ходом и не несущие никакой значимой информации. Цветной маркировкой международного образца пользуются лишь единицы производителей и то выборочно, указывая только угодные им составляющие. Производители поняли давно: так как отсутствует регулирование этой маркировки, а внимание покупателей она обращает на себя много, то ее можно использовать в выгоду себе.
Решение в цвете
Сейчас между странами и производителями достигнуто общее соглашение по указанию на этикетках содержания трансизомеров жирных кислот, насыщенных жирных кислот, сахара и соли. Осталось решить один вопрос: в каком виде давать информацию покупателю?
В журнале «Obesity» опубликованы результаты исследования, проведенного центром Life & Brain в Бонне, в котором изучалась реакция потребителей на новую цветную маркировку «Светофор». Все важные компоненты продукта на ней выносятся на лицевую часть этикетки, разбиваются на 3 группы: полезные, безопасные, вредные — и для наглядности отмечаются, соответственно, зеленым, желтым и красным цветом. 35 участников эксперимента оценивали этикетки отдельных продуктов, а ученые исследовали деятельность их головного мозга. Этикетки испытуемым давали в 2 видах: обычные, на которых информация представлялась в виде граммов и процентов на порцию, и цветные, в вышеописанном формате «Светофор».
Подводя итоги исследования, профессор Вебер заявил, что цветная маркировка повышает способность людей противостоять нездоровым продуктам питания и косвенно усиливает значимость пользы правильного питания для собственного здоровья.
Лаура Энакс из Центра экономики и нейробиологии Боннского университета, первый автор исследования, утверждает: «Маркировка „Светофор“ позволяет людям, принимающим решение о покупке, более тщательно оценить полезность продуктов для здоровья и быстро сделать правильный выбор».
«Правильный выбор подходящего питания является эффективной первичной профилактикой ожирения, а значит, и сердечно-сосудистых заболеваний».
Кроме того, за продукты с зеленой маркировкой испытуемые готовы были платить больше, а с красной — меньше.
Таким образом, цветная маркировка «Светофор» полностью соответствует пожеланиям ВОЗ сделать информацию о составе продукта достоверной, понятной и легкочитаемой для всех.
Проблемы «Светофоров»
Польза маркировки «Светофор» для потребителей очевидна, однако производители не так единодушны. FoodDrinkEurope опасается, что подобный шаг может фрагментировать внутренний рынок ЕС.
Тем временем положительный опыт цветной маркировки продуктов имеется в Великобритании. Там «Светофор» применяется в добровольном режиме с 2006 года и это не мешает работать на британском рынке таким мировым гигантам, как Mars, Coca-Cola, PepsiСo, McCain, Kraft Foods и Nestlé. Мало того, эти компании активно улучшают свои продукты, выводя их полностью в зеленый спектр, что позволяет серьезно повысить продажи.
Россия — вперед?
Россия производит товары на экспорт, и вопросы изменения этикеток коснутся нас обязательно. Нерентабельно менять часть этикеток, разделяя товары для экспорта и внутренней продажи. Таким образом, до декабря 2016 года российским производителям придется начать указывать на упаковке список калорий, углеводов, белков, соли, общего жира и насыщенных жиров, а также процент их суточной дозы в порции или 100 граммах (миллилитрах). Информацию предписано подавать любыми способами, являющимися объективными и не создающими препятствий при перемещении товаров.
«Введение обязательной цветной маркировки „Светофор“ не требует больших финансовых вложений, но способно принести огромную пользу всему населению России — справиться с эпидемией неинфекционных заболеваний и продлить жизнь населению нашей страны».
«Сейчас у нашей страны есть великолепный шанс сделать рывок в области правильного питания, внедрив обязательную цветную маркировку „Светофор“ на лицевой стороне упаковки, соответствующую всем современным мировым требованиям. Это позволит не только получить конкурентное преимущество перед аналогичными товарами, произведенными в других странах, открыть новые рынки для российской продукции, но прежде всего — донести населению правду о составе продуктов, помогая выбирать наиболее здоровые, — говорит Зинаида Медведева, исполнительный директор Национального исследовательского центра „Здоровое питание“. — Задача маркировки — привлечь внимание потребителей и информировать о составе продукта. Правильный выбор подходящего питания является эффективной первичной профилактикой ожирения, а значит, и сердечно-сосудистых заболеваний. Введение обязательной цветной маркировки „Светофор“ не требует больших финансовых вложений, но способно принести огромную пользу всему населению России — справиться с эпидемией неинфекционных заболеваний и продлить жизнь населению нашей страны».
Как читать маркировку?
Важно знать, на что обращать внимание, когда вы выбираете продукты для себя и своей семьи.
Состав продукта выглядит как список (в строчку через запятую или в столбик) и идет в порядке убывания, то есть 1-й составляющей в списке больше всего.
- Если в составе продукта есть растительные жиры, обратите внимание на присутствие частично гидрогенизированных или гидрогенизированных жиров. Именно эта форма обработки растительных масел приводит к образованию трансжиров — самых вредных пищевых жиров.
- Указание в составе пальмового масла не делает продукт вредным. Но поскольку пальмовое масло содержит 50% насыщенных жиров, его потребление следует ограничить наряду с другими продуктами, богатыми насыщенными жирами: мясом, молочными продуктами.
- Надпись «со вкусом» или «с ароматом», скажем, клубники не подразумевает, что продукт содержит клубнику. В нем может быть только ароматизатор клубники.
- Указание жирности молочных продуктов — от 0 до 5%. Но ценность молочных продуктов — в белке, а не в жирах. Большинство жиров в молочных продуктах насыщенные, количество которых нужно минимизировать, поэтому рекомендуется брать продукты не более 2,5% жирности.
- Яркие надписи «Без ГМО», «Натуральный», «Диетический», «Фермерский», располагающиеся на этикетке, к составу и качеству продукта никакого отношения не имеют и не подразумевают какие-то определенные нормы или качество продукта.
- Маркировка «Содержит ГМО» означает, что продукт содержит более 0,9% генно-модифицированных ингредиентов.
Фото с сайта hamburg.de
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
Ну тут явные проблемы. У меня 5 кг набежала за время родов. Ребенка уже не кормлю и сбросить никак не могу. Решила даже модельформ 30+ пить, вижу без него никак. А еще стала советы диетолога Анны Белоусовой читать, услышала о ней после того как худеть начала, она мои капсулы разрабатывала. Вообщем все вместе дает очень хороший результат. Если похудение будет так же хорошо проходить, чувствую больше 5 кг смогу сбросить легко.
Слышала про модельформ уже хорошее, от знакомой. Вы не первая, кто говорит, что помогает. Хочу попробовать с ним худеть, у меня у самой ничего не получается(((
Не хочу превращаться в толстушку, нужно прекращать наверное употреблять бутербродики с колбаской. Я уже занялась собой, стала делать упражнения Ирины Турчинской дома. Нашла в интернете "3 возраста" называются. Теперь буду придерживаться правильного питания, думаю это не помешает. Тоже хочу выглядеть хорошо, мне 38, из-за лишнего веса все больше дают(((
Я не верю во все эти препараты для похудения. Туда же чего только не пичкают, да и не может их употребление одним только положительным образом на здоровье сказаться. По мне, чтобы эту проблему решить, нужно заниматься спортом и правильно питаться. Так что идея с маркировочным "Светофором" мне нравится: глянул на цвет - и сразу ясно, что там внутри :)
Странная вы! Спорт, правильное питание - это все очевидное обязательное, но недостаточное. Не надо забывать, что у разных людей разная конституция тела, особенности, и без помощи тех же препаратов или клиник не получается. Жена после родов несколько лет пыталась похудеть, смогли только после бандажирования желудка в miVIP Surgery. 2 года пока держим вес в порядке. Америкосы хоть и страдают ожирением, но и лечить умеют.
З.Ы.: У нас же сейчас скорее всего будут отмазки от этого "Светофора" искать, не говоря уже о качественном лечении
Как по мне, так бандажирование - это метод для ленивых, если только оно не по медицинским показателям делается. Да и недешевое удовольствие, должно быть,особенно, если за границей делать.
Дороже, конечно, чем абонемент в тренажерку, зато жена больше не переживает, что поправится. Тогда около 25 тысяч вышло, а сейчас не знаю, как с ценами дела обстоят, можно на сайте посмотреть (http://mivip.com.ru/)
Мне кажется, что весь вопрос в психике... Постоянные стрессы, наша вечная спешка, частая неудовлетворённость собой и другие психологические проблемы оказывается не только портят нам настроение, но и негативно влияют на физическое здоровье, способствуя развитию различных заболеваний с выраженной вегетативной дисфункцией (вегето-сосудистой дистонией) – коронарной болезни сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астмы и др.). Помогли тут... http://www.stomed.ru/lechenie/psyho/
Я вот тоже не очень доверяю препаратам для похудения, хотя постоянно вижу как быстро на них девчонки худеют. Каждому свое... Я предпочитаю медленно, но верно: вода и спортзал. Для мотивации по дому свои худые фотки расставляю, а себя в корректирующее белье с алоэ санком упаковываю. Удобно, уютно и отражение в зеркале начинает радовать, а руки к шоколаду тянутся реже... Вроде, как результат портить не хочется. За месяц конечно не 10 кг. уходит, но зато без химии.