Стереотипов в отношении методов лучевой диагностики немало. Кто-то избегает исследований, даже если они необходимы. Другие, наоборот, стремятся сделать все подряд, благо любые диагностические исследования доступны в частных клиниках и лабораториях. О том, какие исследования в каких случаях нужны, насколько они безопасны, рассказывает Василий Владимирович Паршин, заведующий рентгеновским отделением ГКБ № 52, врач-рентгенолог высшей квалификационной категории.
— Какие методы лучевой диагностики сейчас есть, какие используются чаще, какие лучше?
— С тех пор как в 1895 году Вильгельм Конрад Рентген обнаружил «всепроникающие» излучения и сделал первый в мире «рентгеновский» снимок руки своей жены, появилось огромное количество технологий, основанных на изобретении немецкого физика. И продолжают появляться новые.
Сейчас для диагностики в медицине широко используются «классические» методы: рентген (рентгенодиагностика), флюорография, ультразвуковые исследования (УЗИ), а также относительно новые — компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), ангиография. Постепенно в рутинную работу рентгенолога входят денситометрия и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). Есть методы, которые пока только изучаются и применяются в научно-исследовательских центрах.
Некоторые методы сейчас используются реже, например флюорография, другие, наоборот, набирают обороты. Компьютерная томография за последние годы получила пальму первенства среди методов лучевой диагностики и скорее всего сохранит ее еще долгое время. Однако надо помнить, что каждый метод имеет свой спектр показаний для назначения, свои сильные и слабые стороны.
В нашем отделении мы используем классический рентген, КТ, МРТ. За ультразвуковые исследования отвечает отделение ультразвуковой и функциональной диагностики. Лучевые методы используются не только в диагностике, но и в лечении, а также в комплексе. В ГКБ № 52 функционирует отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения (там также проводятся ангиографические исследования) и эндоскопическое отделение, где делают рентген-эндоскопические исследования и операции.
— Какие методы лучше использовать в тех или иных случаях? Распространенный вопрос: что лучше — КТ или МРТ?
— Я категорически против любой самодиагностики, чтобы люди сами себе назначали исследования, вычитав что-то в интернете. Для этого есть специалисты, которые после осмотра и сбора анамнеза выдвинут предварительные гипотезы и назначат оптимальный набор исследований. Конечно, по-человечески понятно — хочется быстро определить причину недомоганий, подтвердить или (лучше) опровергнуть неприятный диагноз. Но волшебных таблеток не бывает. Часто оказывается, что нужны дополнительные исследования, и пациенту все равно придется их делать. Бывает, что нужно совсем другое исследование, а то, что сделано — выброшенные деньги.
Каждый метод дает разную информацию об исследуемых органах. Если говорить в целом, то КТ идеально «видит» легкие, и превосходит все другие методы в выявлении патологии дыхательной системы: и МРТ, и рентген, и флюорографию.
Мы также всегда делаем КТ пациентам с подозрением на нарушение мозгового кровообращения, исследование позволяет не только подтвердить диагноз, но и оценить «масштаб» поражения и выработать верную тактику. Назначают его при патологии почек, в частности при наличии камней. На томографе можно увидеть их расположение, оценить плотность и структуру, а значит, принять решение об операции или выборе консервативных методов. МРТ имеет преимущества при изучении патологий суставов, для диагностики заболеваний головного мозга, спинного мозга, органов малого таза.
Метод исследования назначается врачом в зависимости от того, что и где он хочет обнаружить. И КТ, и МРТ имеют свои преимущества в разных ситуациях. Назначать их самостоятельно себе не нужно.
Для выявления патологии легких также назначают рентген и флюорографию...
Если речь идет о профилактическом осмотре, ежегодной диспансеризации, и у человека нет никаких жалоб, классическое рентгеновское исследование, которое дает меньшую, чем КТ, лучевую нагрузку, можно считать достаточным. Но если пациент находится в группе риска по развитию рака легких (например, это курильщик с серьёзным стажем), лучше сразу сделать более информативную КТ. Андрей Дмитриевич Каприн, главный онколог России, рассказывает, что благодаря огромному количеству КТ-исследований легких, которые были сделаны за время пандемии, удавалось выявлять рак легких на самых ранних стадиях и множество других, не связанных с COVID-19 патологий. Низкодозовая КТ — лучший метод скрининга рака легких, она позволяет увидеть зарождающийся опухолевый процесс размером 2-3 мм и самые минимальные изменения, которые рентген может и пропустить.
Флюорографические аппараты стоят практически во всех поликлиниках. Флюорография — очень хороший и экономичный метод скрининга туберкулеза, с ее помощью на это заболевание было обследовано практически все население страны. Точность выявления других патологий у флюорографии невысокая, однако и она позволяет заподозрить неладное, и направить человека дальше — на рентген или КТ. Поскольку флюорография тоже дает лучевую нагрузку, возможно в будущем имело бы смысл сразу использовать более точную компьютерную томографию. Но для этого надо, чтобы аппаратами КТ были оснащены все поликлиники. Сейчас их становится все больше, и пандемия в этом плане тоже «помогла».
— В каких случаях лучше делать рентген?
— Классический рентген по-прежнему остаётся важным методом для диагностики самых разных заболеваний. Например, маммография (рентгеновское исследование молочных желез) — лучший способ скрининга рака молочной железы. Возможности КТ в выявлении злокачественных и воспалительных процессов в этом органе существенно ниже.
Доза радиологического облучения при КТ значительно выше, чем при рентгеновском исследовании, не стоит «бить из пушки по воробьям». К примеру, при подозрении на перелом или при первичном обращении с болью в суставах предпочтительнее сделать рентген.
— Говорят, что современные аппараты для ультразвукового исследования тоже позволяют увидеть опухоль на любой стадии и способны заменить КТ?
— УЗИ — классический метод, который дает огромное количество информации, к тому же абсолютно безопасный. Сейчас он часто используется как дополняющий к другим более «тяжелым методам диагностики». Очень многое зависит от аппарата и врача, который проводит исследование. Высококвалифицированный специалист ультразвуковой диагностики на аппарате последнего поколения действительно может заподозрить опухолевый процесс на самой начальной стадии. Но окончательный онкологический диагноз ставится только по гистологическому заключению. Для этого хирург должен взять образцы ткани «подозреваемого» органа, а морфолог посмотреть, то что происходит в клетках ткани.
В будущем, возможно, мы сумеем достичь уровня диагностики, сравнимого с гистологией, и без оперативного вмешательства. Но пока это только будущее.
— Когда нужны денситометрия и ПЭТ КТ?
— Денситометрия, если говорить образно, позволяет оценить хрупкость костной ткани — наличие остеопороза. Если остеопороз есть, человек может быть подвержен различным травматическим осложнениям. Он также является результатом нарушения работы разных органов. На денситометрию чаще всего направляют эндокринологи, нефрологи, чтобы понять, есть ли патологическое вымывание солей кальция, калия и других микроэлементов из костной ткани. Если такие признаки есть, назначается соответствующая терапия. Сейчас денситометрия постепенно внедряется в городском здравоохранении. В частности, у нас в больнице этот вид диагностики скоро будет доступен (на момент публикации, февраль 2022).
Позитронно-эмиссионная компьютерная томография (ПЭТ КТ) чаще всего используется после того, как пациенту уже поставлен онкологический диагноз, для того чтобы оценить распространённость метастазов, не пропустить отдаленные опухолевые процессы, а также контролировать процесс лечения. Метод тяжелый, требует серьезной подготовки пациента, который перед исследованием принимает радиоизотопные препараты, соблюдает диету. Если нарушить правила, можно получить неправильный результат.
Кроме того, метод предполагает довольно значительную лучевую нагрузку, как во время самого исследования, поскольку сканирование проводится несколько раз, так и из-за накопления в организме радиоизотопных веществ, которые являются источником излучения. Исследование назначает только врач, оценивая соотношение пользы и рисков в конкретной ситуации. Если где-то его можно провести без назначения, это абсолютно неправильно.
— Какое количество исследований можно проводить без опасности для организма? Сейчас многие люди при малейшем недомогании бегут делать КТ, другие же считают, что даже УЗИ делать вредно.
— Лучевая нагрузка есть не во всех методах. В УЗИ или МРТ не используется ионизирующее излучение: эти методы можно назвать безвредными, и проводить такие исследования в принципе можно сколько угодно. На всякий случай мы не назначаем МРТ беременным женщинам в первом триместре, но при необходимости назначаем во втором и третьем.
КТ, классические рентгеновские исследования, денситометрия и ПЭТ КТ связаны с лучевой нагрузкой, ее количество должно быть регламентировано в определенный промежуток времени. Именно поэтому не стоит заниматься самостоятельным назначением, а врач, который ведет пациента, вносит в его карту данные о полученных дозах.
В то же время современное оборудование позволяет использовать значительно меньшие дозы, по сравнению с тем, что было раньше. Например, цифровые рентгеновские аппараты, которые мы используем сейчас, дают излучение на порядок меньше, чем пленочные. Чтобы набрать допустимую по нормам радиационной безопасности дозу, надо сделать не меньше 50 исследований в год.
Объем излучения, которое нужно пропустить через объект для получения снимка, зависит от его размера и плотности. Поэтому доза, полученная крупным мужчиной, будет больше, чем доза стройной девушки при проведении одного и того же исследования.
В России по нормам радиационной безопасности (2010 года) доза облучения для пациента не должна превышать один миллизиверт (мЗв) в год. Это норма значительно ниже реально опасной. Например, для персонала рентгенологических служб, сотрудников ангиографических кабинетов, хирургов, работающих с ангиоваскулярными и эндоскопическими методами, регламентирована допустимая доза в 20 миллизиверт. Мы все обязаны носить на работе дозиметры, ежеквартально предоставлять их для отчета, и отслеживать получаемую дозу. И эта доза тоже безопасна, онкологических заболеваний и других проблем, возможно, связанных с облучением, у нас не больше, чем у представителей других профессий — медицинских и немедицинских. Мутации и опухолевые процессы возникают при дозах свыше более 100 миллизиверт в год, набрать ее крайне сложно.
Регламентированную для пациента дозу можно превысить по жизненным показаниям. Регулярные КТ для контроля развития ковид-ассоциируемой пневмонии, которые проводятся во время пандемии, как раз тот самый случай. Частые исследования могут понадобиться онкологическим и урологическим пациентам. Но очень важно, чтобы решение принимал врач: лишних исследований лучше избегать.
По материалам https://www.52gkb.ru
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться