Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

04 октября в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

04 октября в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Психиатрия и психология Статьи
28 августа 2013, 15:46 X 9001 K 4

Почему ребенок не говорит

Причин задержки речевого развития можно перечислить много. Кто-то считает, что «рано, заговорит еще», другие полагают, что «я сам(а) заговорил(а) после 3 лет, и он (она) заговорит» и т. д. По данным исследований, современный ребенок действительно может заговорить «после 3 лет», но, как правило, это сопровождается в дальнейшем нарушениями речи. О том, в чем причины задержки развития речи у детей, как зависит речевое развитие малыша от условий, в которых он растет и развивается, рассказывает психолог, логопед МЕДЭП Галина Александровна Прохорова.

Когда ребенок должен заговорить

Становление речи у детей начинается с гуления. Далее возникает лепет. Это стадия доречевого развития ребенка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз. Появляется у детей примерно в 5-6 месяцев и длится до 1 года.

Нормой считается появление первых слов у ребенка после 1 года, а формирование фразовой речи (не просто «дай», а два слова — «мама, дай» и т. д.) от 1,5 до 2-2,5 лет.

Как отличить лепет от первых слов? Лепет — это непроизвольное произнесение слогов, звуков, то есть малыш не старается повторить за взрослым артикуляцию звука.

Началом речевого периода считается, когда ребенок пытается повторить за взрослым определенный звук или слог, воспроизводит артикуляционные движения, то есть определенным образом складывает губы, язык или повторяет ритмическую основу слова. Например, взрослый произносит: «Скажи — ба-ба». Ребенок повторяет: «Дя-дя», воспроизводя, таким образом, также два слога. При этом ребенок смотрит на взрослого, осознанно повторяя слова.

Из практики

Ситуация № 1. За консультацией к психологу обратилась мама с девочкой 2,5 лет. Катя, по словам мамы, говорить уже начинала, но после 1 года лепетная речь не сменилась первыми словами. Ребенок молчал или лопотал что-то совсем непонятное.

Во время проведения диспансеризации невролог предложила маме схему медикаментозной поддержки. Это давало положительный эффект: Катя стала рассматривать предметы, приносила вещи по просьбе взрослого, казалось, все понимала, но речи не было.

Обратились за психологической консультацией. После пролонгированного наблюдения специалист попросила маму принести видеозаписи того периода развития ребенка, в который, как считала мама, Катя начинала говорить.

При просмотре семейной видеозаписи психолог обратила внимание на то, что голос мамы, когда она разговаривает с ребенком, сливается с другими звуками в комнате. Как оказалось, громкость работающего телевизора, практически совпадала с громкостью голосов окружающих девочку близких. На вопрос психолога «Часто ли в доме работает телевизор?» мама ответила: «У нас в доме телевизоры стоят и в комнате, и на кухне, они включены постоянно, создают такой фон...». Стоит ли говорить о том, что и в машине постоянно звучит радио?

Рекомендация психолога. Ребенку раннего возраста сложно выделять какой-либо один предмет из множества однородных. Это умение формирует у него взрослый, обращая, например, внимание малыша на плавающих птиц: «Посмотри, это утки, а это лебедь».

В нашем случае ребенок постоянно находился в окружении звуков практически одинаковой громкости, одни голоса доносились из телевизора, другие были естественные, но малышке было сложно выделить из них голоса близких.

Родителям необходимо было по возможности исключать посторонние звуки во время общения с ребенком, произносить слова с определенной интонаций, громкостью, не ускорять темп речи и т. д. Через несколько дней Катя начала повторять за взрослыми слова, а потом впервые сказала «папа», потом «мама». Конечно, это самое начало речи. И предстоит еще долгая и кропотливая работа психолога, логопеда, неврологическое сопровождение. Ведь первые слова появились только в 2,5 года! Но один из факторов, препятствующих речевому развитию, был исключен, и это не потребовало никаких затрат.

Ситуация № 2. По поручению родителей к психологу обратилась бабушка, которую сильно беспокоило, что внук молчит. Во время первой встречи с психологом Дима выглядел робким, застенчивым, сидел отвернувшись. Такое поведение совсем несвойственно ребенку в 3,5 года. Он все понимал в ситуации обследования, показывал предметы, складывал матрешку, но молчал.

Через некоторое время удалось вовлечь Диму в совместную игру, и психолог обратила внимание, что мальчик смотрит не в глаза собеседнику, а на его нижнюю часть лица, как бы стараясь «уловить» артикуляцию.

Рекомендация психолога. Родителям было предложено проконсультироваться у отоларинголога. После тщательного обследования, в которое входило и аудиографическое исследование, врач определил, что у ребенка кондуктивное снижение слуха. Это неврожденное состояние. Оно возникло после перенесенного инфекционного заболевания. Проведенное лечение уже через 2 недели дало положительный эффект — ребенок заговорил! Дима с удовольствием произносил разные слова, путая и заменяя звуки, но это были именно слова.

Как и в первом случае, мальчику предстоит еще заниматься с логопедом, продолжать наблюдаться у врача. Но главное, что совместными действиями доктора и психолога была установлена и устранена причина трудностей речевого развития.

Очевидно, что чем раньше выявлены нарушения речи у ребенка, тем быстрее и эффективнее они преодолеваются.

В каких случаях нужно обращаться за консультацией по поводу раннего развития речи ребенка?

1. Если до 1,5 лет у ребенка на фоне продолжающегося лепета не появились первые лепетные слова «мама, баба, папа, тата, дай, ам, бах».

2. Если ребенок свои желания выражает преимущественно жестами, «мычит», тянет взрослого за руку, пытаясь показать нужный предмет, на просьбы взрослого «скажи» отвечает негативными проявлениями — капризничает, отказывается, убегает и даже плачет. Это показывает, насколько малышу трудно произносить звуки и он старается общаться другими, доступными ему способами. Жестовая речь может сохраняться и в период появления первых слов, но в норме жесты сопровождают слова, а не заменяют их.

3. Если в возрасте 1,5-2 лет ребенок не проявляет потребности в речевом общении, не обращается к взрослому с просьбами, «не слышит» близких.

4. Если в возрасте 1,5-2 лет ребенок не реагирует на слова взрослых, и прервать нежелательное поведение можно, только остановив его рукой.

В любом из этих случаев необходима консультация специалиста — педиатра, невролога, психолога, логопеда.

Советы родителям по раннему развитию речи ребенка

  • От рождения до 1 года во время общения с ребенком исключите посторонние звуки, пусть малыш слышит ваш голос.
  • Во время разговора с ребенком темп вашей речи должен быть умеренным, спокойным, интонации ласковые, позитивные. Читайте детские стихи-потешки, в которых преобладают певучие звуки, радостные интонации, во время засыпания негромко напевайте колыбельные песенки.
  • Когда разговариваете с малышом, смотрите на него, делайте паузы, чтобы ребенок мог ответить голосовой реакцией.
  • Побуждайте малыша повторять за вами артикуляционные движения при произнесении гласных звуков: «а» (рот открыт), «о» (губы округлены), «у» (губы вытянуты «трубочкой»), «и» (губы в улыбке).
  • Первые слова, как правило, состоят из повторяющихся слогов, так называемый «нянин язык» — бай-бай, ням-ням, ку-ку. Демонстрируйте ребенку произнесение подобных слов с четкой артикуляцией.
  • В раннем возрасте ребенок запоминает слова, если они связаны с каким-либо его действием, поэтому деятельность малыша сопровождается речью взрослого с использованием таких коротких слов, как «дай», «на», «вот», «туда», «так».
  • Ребенок начинает произносить слова не в ответ на вашу настойчивую просьбу «скажи», а говорит в процессе заинтересовавшей его деятельности. Поэтому раннее развитие речи неразрывно связано с предоставлением ребенку возможности действовать с предметами различными способами, изучать окружающий мир.

Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
. Варвара Полетаева 28 августа в 18:39  

Очень интересно! Примеры из практики всегда познавательно читать!! Спасибо!
Надо в этом плане родителям быть внимательными, конечно.


. TanjshaSmit 28 августа в 20:31  

Спасибо за статью, особенно за советы по развитию речи ребенка.


. Назранова Лёля 12 сентября в 11:48  

Спасибо огромное за статью! Описанные случаи из жизни злободневны для современных родителей и детей.А практические рекомендации очень полезны!


. Ирина Исаева 12 сентября в 14:16  

Мне статья тоже очень понравилась. Рекомендации очень применимые и актуальные)