Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

21 февраля в 03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

19 февраля в 22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом

15 июня в 16:19
В МО почти 300 тыс. человек проконсультировались с врачом по итогам диспансеризации онлайн



Педиатрия Статьи
19 марта 2013, 10:50 X 5685 K 0

Кризис трех лет у детей

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что кризис трех лет, определяющий границу между ранним и дошкольным детством, это один из самых сложных периодов в жизни ребенка. Именно в этот момент на первый план впервые выходит собственное «Я» малыша, из-за чего его поведение кардинально меняется, проявляются трудновоспитуемость и конфликтность. Не зря психологи сравнивают такой кризис с революцией, в ходе которой прежние способы взаимодействия с окружающим миром ломаются и отмирают, а личность крохи претерпевает капитальную перестройку.

Кризис на «семь звезд»

Отечественный психолог, автор культурно-исторической теории развития психики, Л. С. Выготский в своей работе уделял большое внимание изучению вопроса личностных кризисов. Именно он «подарил» детскому бунту трех лет романтичное название «семизвездочного». Произошло это благодаря его знакомству с работой Эльзы Келер «О личности трехлетнего ребенка», в которой ею были выделены как раз 7 важных симптомов описываемого кризиса. 

7 симптомов кризиса 3 лет

  1. Негативизм. Чаще всего, именно черты негативизма выступают «первыми ласточками», возвещающими о начале кризиса 3 лет, точную дату возникновения которого определить, конечно же, невозможно. В этот момент родителям важно не перепутать негативизм с непослушанием, которое наверняка наблюдалось в поведении малыша и раньше. Отличить их непросто, но возможно. И первое, и второе заставляет ребенка отказываться от выполнения выдвинутых ему требований, идти наперекор желанию взрослого. Между тем, негативизм заставляет карапуза отказываться делать даже то, что ему особенно приятно (непослушное чадо, например, не откажется от мороженого, а в кризисном случае мотив отстаивания собственной позиции пересилит даже желание полакомиться). Второе отличие заключается в том, что негативизм адресован конкретному человеку. Ребенок становится особенно избирательным: требования одного члена семьи он игнорирует, а с другим ведет себя вполне послушно. Самой главной привычкой вашего малыша в этот период может стать стремление делать все наоборот, прямо противоположно тому, как было озвучено взрослым.
  2. Упрямство. Это также новая реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а по причине своего желания отстоять собственное решение, требование. Это качество не стоит смешивать с обычной настойчивостью, так как трехлетка требует вовсе не благ цивилизации (устраивая истерику у прилавка с игрушками, например), а признания важности собственной личности. Малыш связан собственным решением и не может от него отказаться.
  3. Своеволие. К 3 годам у ребенка формируется также и гипертрофированная тенденция к самостоятельности, которая зачастую бывает неадекватна реальным возможностям карапуза, из-за чего начинаются ссоры и конфликты со взрослыми членами семьи. Между тем, известная каждому родителю фраза «Я сам!» прочно входит в лексикон малыша, который страстно желает проявлять самостоятельность и инициативу абсолютно во всем.
  4. Строптивость. Качество, проявляющееся почти так же, как и негативизм, с тем отличием, что волна неприятия направлена не на конкретного человека, а на образ жизни семьи, систему отношений и прежние методы воспитания. Другими словами – безлична. Это бунт против всего того привычного, что окружало малыша раньше.
  5. Протест-бунт. Это симптом, вытекающий из совокупности описанных выше. Появление трудных и неприятных черт характера провоцирует учащение конфликтов ребенка со взрослыми. Малыш полагает, что с ним не считаются, не уважают его мнения, не дают быть самостоятельным, в результате чего бунтует и переходит в своеобразный режим «войны» с родителями. Ссоры и конфликты теперь привычное дело.
  6. Обесценивание. Ребенок в период кризиса не только отстаивает собственную позицию и со всеми конфликтует, но и корректирует личные взгляды. Скажем, он может неожиданно сломать ранее любимую игрушку или резко изменить вкусовые пристрастия. Разумеется, пересматривается и прежняя система отношений, из-за чего кроха может начать грубить, дразниться, ругаться или обзываться.
  7. Деспотизм. В семьях с единственным ребенком в период кризиса 3 лет начинает активно проявляться стремление малыша к власти и доминированию. Маленький член семьи пытается диктовать родителям свои условия: расписывать обязанности, требовать выполнения определенных действий, вмешиваться в принятие больших и малых решений. Если у мини-деспота есть братья или сестры, то появляется ревность по отношению к ним и желание «свергнуть» конкурентов с трона, заняв лидирующие позиции.

Что же случилось?

Почему из милого, послушного малыша кроха превратился в упрямого грубияна? «Это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих ребенка людей – изменяются отношения и к этим людям, и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых», - объясняет Л. С. Выготский. Психолог никогда не был солидарен с западноевропейскими авторами, видевшими в кризисе 3-х лет попытку ребенка отстраниться от взрослых и порвать прежние социальные связи. Он полагал, что все дело в стремлении маленького члена семьи построить новое взамен устаревшего. Если раньше ваше чадо, в основном, было занято манипуляциями с предметами и игрушками, то теперь вдруг обнаруживает, что он может действовать самостоятельно, что имеет собственное «Я» и живет в мире других людей. Такое положение вещей для него в новинку, проверенной схемы действий еще нет, вот и приходится малышу выстраивать все с нуля, искать свое место в структуре семьи, «прощупывать» взрослых на прочность, определять границы дозволенного и пределы собственных возможностей. Помочь преодолеть трудности может «обыкновенная» ролевая игра – безопасное отражение реальной жизни. Запаситесь игрушками и покажите сыну или дочке как строятся отношения между людьми на их примере.

Другой видный специалист, Д. Б. Эльконин, называл перемены 3 лет именно «кризисом отношений». Действительно, если обратить внимание на «семизвездие» симптомов, то можно заметить: бунт ребенка определяется не конкретным содержанием ситуации, а отношениями, которые ее наполняют. Поступки малыша теперь как никогда связаны с характером его взаимодействий со взрослым. В зависимости от типа социальных контактов, карапуз сам выбирает, кому подчиняться, а кого дразнить.

Что хорошего дает кризис?

На первый взгляд может показаться, что кризис 3 лет – явление сплошь негативное, превращающее послушного ребенка в капризного деспота. Однако это лишь обратная сторона медали. На самом деле, результаты прохождения данной стадии развития очень важны для ребенка. Это:

  • становление нового уровня самосознания, появление собственного «Я» (еще недавно, смотря на фото или в зеркало, малыш говорил «это Маша/Петя», а теперь гордо произносит «это Я»);
  • развитие самостоятельности;
  • развитие активности;
  • развитие волевых качеств;
  • появление чувства гордости за свои достижения;
  • развитие самолюбия как стимула для самосовершенствования;
  • установление со взрослыми новых, более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности.

Почему кризис становится острым?

Обострение взаимоотношений с ребенком может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, слишком сильного ограничения самостоятельности и личной инициативы малыша, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к карапузу окружающих людей.

Несколько советов родителям капризного трехлетки:

  • Не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и, тем более, пытаться сломить его. Однако будьте достаточно тверды, чтобы не впасть в иную крайность вседозволенности. В «критической ситуации» старайтесь отвлечь внимание малыша на посторонние предметы и действия.
  • Не будьте излишне авторитарным, предоставьте малышу определенную свободу и право выбора.
  • Не забывайте хвалить детей за хорошее поведение и поощряйте их самостоятельность.
  • Старайтесь сохранять спокойствие даже в самой сложной ситуации, держите себя в руках. Кризис – это важная и необходимая стадия развития вашего ребенка, а не показатель его вредности или нелюбви к вам.
  • Используйте игру, чтобы обучить малыша навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Договоритесь с супругом/супругой о единой тактике воспитания. Если мама требует от ребенка одного, а папа – другого, то конфликты неизбежны.

Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта