Вас удивило название данного материала? Вы думаете, что сказочным персонажам не место на серьёзном медицинском сайте? А вот и нет! Каждый из них подарил своё имя одному из опасных психологических синдромов, симптомы которых столь экзотичны, что и впрямь напоминают фантастическое повествование.
Синдром Алисы в Стране Чудес. Сказочной Алисе Льюиса Кэрролла не раз пришлось столкнуться с загадочными предметами, на которых были развешаны привлекательные бирки: «съешь меня», «выпей меня». Употребление их в пищу приводило, как все знают, к неожиданным последствиям – девочка то уменьшалась, то увеличивалась в размерах. Больным микропсией для того, чтобы почувствовать себя великанами или лилипутами, микстуры и грибы не нужны вовсе. Они страдают от дезориентирующего неврологического состояния, которое проявляется в визуальном восприятии окружающих предметов пропорционально уменьшенными или увеличенными. При таком расстройстве затрагивается зрение (размер или глубина), слух, осязание и ощущение времени, которое может субъективно ускоряться или замедляться. Развитие синдрома связывают с наследственными семейными мигренями. Также микропсия может быть вызвана сложной частичной эпилепсией или действием на психику различных наркотиков. «Возможно, тропинки, по которым разгуливала Алиса в книжке, хорошо известны и её создателю», - говорит английский психиатр Джон Тодд. В дневниках Кэрролла имеются упоминания о частых мигренях автора, что заставляет многих специалистов задумываться о наличии у него описанного синдрома. «Карликовые галлюцинации» или, как ещё называют этот недуг, «лилипутское зрение» не опасны для человека, который рано или поздно привыкает к редким приступам заболевания. В остальном, жизнь такого пациента ничем не отличается от обычной.
Синдром Мюнхгаузена. Барона Мюнхгаузен прославился фантастическими рассказами о своих приключениях. Люди с одноимённым синдромом не прочь пойти по его стопам, с той разницей, что в их жизни центральное место занимает симуляция различных заболеваний. Человек изо всех сил фантазирует, преувеличивает или искусственно вызывает у себя симптомы разных недугов, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации или даже хирургическому вмешательству. Зачем люди это делают, медицина пока не разобралась. Скорее всего, мнимые больные стремятся получить внимание, заботу и поддержку, которых по каким-либо причинам лишены в реальной жизни. В ряде больниц на современных Мюнхгаузенов заводятся многочисленные истории болезни, в которых записаны их вымышленные жалобы, причем в разных клиниках эти лица часто наблюдаются под вымышленными фамилиями. В случае отказа в лечении одним специалистом больной обращается к другому. Чаще всего «больничные бродяги», как их ещё называют, симулируют кровотечения, конвульсии, рвоту, понос, обмороки и нервные припадки. Добиться желаемого результата им помогают разнообразные лекарственные препараты. Самые изощрённые и опытные «пациенты» используют всевозможные мази и краски для создания эффекта кожных заболеваний. Помимо того, что эти патологические лжецы бывают вспыльчивы и агрессивны, они склонны к заглатыванию металлических предметов, ранней выписке из больницы (с целью получения осложнений), изображению припадков в людных местах, а также обладают отличной памятью: запоминают рассказы настоящих пациентов об их недугах, чтобы воспользоваться ими в дальнейшем.
Синдром Питера Пена. В начале 1980-х годов в своей книге «Мужчины, которые не стали взрослыми» американский психолог Дэн Кайли вывел портрет типичного современного Питера Пэна – человека, желающего навсегда остаться ребенком и патологически боящегося повзрослеть. Реальные воплощения сказочного героя Джеймса Барри – активные, жизнерадостные, но рисковые молодые люди, желающие только развлекаться, играть и получать положительные эмоции. Уход в детство может стать проблемой и 30, и 40, и 50-летнего мужчины. И всё бы ничего, но «детскость» в таких людях гипертрофирована: они капризны, наивны, никогда не признают своей вины, часто лгут и сочиняют, поступают необдуманно, не способны к планированию и анализу, а своё время с радостью тратят на компьютерные игры, катание на роликах и велосипеде, совершенно забывая о делах. К сожалению, Питеры Пены нередко «заканчивают» тяжёлой депрессией, вызванной тем, что настоящая жизнь кажется им слишком заунывной и скучной, они не могут приспособиться к её «взрослым» требованиям, предпочитая уходить от реальности и замыкаться в юношеских мечтах.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
Да, судя по статистике разводов и зостных неплательщиков алиментов, Питеров Пенов у нас хватает:)
Да, описание синдрома Питера Пена звучит более чем знакомо...
С женской точки зрения все Мы "Питер Пены"
Это вы насчет расхожей фразы "У больших мальчиков - большие игрушки"? Отчасти, правда. Но все-таки "Птер Пены" - это другое.
Нене, не все.
Но многие)