Благодарить или не благодарить врачей после удачно проведенной терапии, дело каждого. Что считать взяткой, а что благодарностью, кто благодарит врачей и как часто, об этом МЕД-инфо говорит с координатором общественного движения «Вместе - за достойную медицину», врачом-кардиологом Виталием Александровичем Ивановым.
- Виталий, что подразумевается под благодарностью врачу? И чем она отличается от взятки?
- Сразу разграничим эти два понятия. Благодарность - денежное или иное вознаграждение медработника, не превышающее в сумме 3 тысяч рублей, которое пациент добровольно приносит в дар по окончанию лечения, в отличие от взятки, когда гонорар оглашается врачом перед той или иной медицинской услугой и навязывается пациенту принудительно. Взятка - уголовно наказуемое деяние, тогда как благодарность разрешена законом. Правда, здесь есть свои нюансы. Термин «взятка» по большому счету применим к должностному лицу, коим обычный врач не является, а являются главный врач и заведующий отделением. Существует еще понятие «поборы». Но это юридические тонкости.
- Как часто в нашей стране пациенты благодарят доктора?
- Хороший вопрос. В обществе бытует МИФ о повальных «взятках» медработникам. Причем этот миф активно культивируется в СМИ. Воображение обывателя рисует образ врача-«мздаимца», к которому теснится огромная очередь из платных пациентов и который не успевает вынимать деньги из кармана халата и перекладывать их в ящик стола. Проработав в практической медицине 11 лет, могу сказать, что это далеко не так. Все зависит от профиля медучреждения и экономического уровня региона. Благодарит каждый пятый или каждый десятый, возможно… но никак не каждый первый. (Улыбается.) Это если брать стационар. В случае с первичным звеном – «скорая» или участковая служба – еще реже.
Знаете, недавно мы проводили соцопрос в Интернете. Вопрос был задан следующим образом: «Как Вы относитесь к материальному вознаграждению врача в случае УСПЕШНО проведенного лечения?» Ключевое слово здесь – «успешно». Более половины респондентов высказалось, что категорически против всяких благодарностей, «это их работа». Еще часть опрошенных в принципе допускает благодарность врачу, но только в «особых случаях». И только 10% призналось, что систематически благодарят медиков и считают это «правилом хорошего тона». Обращаю внимание, что в опросе участвовали в основном люди молодого и среднего возраста – активные пользователи Интернета. Если же провести подобный опрос среди пенсионеров, основных потребителей медицинских услуг, то проголосовавших за благодарность врачу было бы еще меньше.
- Как Вы относитесь к тем пациентам, которые не имеют возможности отблагодарить врача?
- Еще раз подчеркиваю, благодарность – дело добровольное и всегда остается на усмотрение пациента. Если со стороны медперсонала присутствует давление, недвусмысленные намеки (как пациенту, так и родственникам) – это уже ближе к взятке. Я вообще считаю, что достойной должна быть зарплата, а все эти благодарности сведены к минимуму. Если доктор достойно зарабатывает, соблазна заглядывать в карман больному будет куда меньше. К сожалению, в современных реалиях, когда зарплата врача в регионах составляет 6-15 тысяч, материальные поощрения со стороны пациентов являются единственной возможностью для врача, чтобы дотянуть до среднего уровня. Подчеркиваю, что в абсолютном большинстве случаев речь идет не о достатке, а об условном среднем уровне по региону.
- У каких специалистов больше благодарных пациентов?
- Хирургического звена. Оперативное вмешательство, как правило, вызывает серьезный стресс, пациенты опасаются за вероятные последствия. Труд хирурга сложнее, чем терапевта – это прописная истина. Редко благодарят врачей вспомогательных служб, которые не имеют прямого контакта с пациентом, еще реже – средних медработников.
- Как вы относитесь к тем, кто занимается вымогательством?
- Разумеется, негативно. К сожалению, это явление – не редкость. Лидируют по «взяткоемкости» крупные федеральные центры хирургического профиля. Там «аппетиты» медиков могут достигать 300 и более тысяч рублей за операцию. При том что пациент имеет квоту от своего региона. Такие вещи, безусловно, кидают тень на все медицинское сообщество.
Я считаю, что, если медработник недоволен зарплатой, он должен бороться за свои трудовые права. С помощью того, что разрешено законом и органично для конкретного специалиста. Чем, собственно, и занимается наше движение. Опускаться до взяток, особенно если человек смертельно болен, - последнее дело.
- Сейчас бытует мнение, что в частных клиниках качество лечения на порядок выше, чем в государственных. Как вы считаете?
- В частных клиниках работают те же специалисты, что и в государственных. Зачастую они совмещают работу здесь и там. Уровень подготовки врачей – одинаковый. Поэтому рассуждения о том, что в платной медицине хорошие врачи, а в бесплатной плохие – миф. Единственное – в частных центрах у доктора есть больше времени, которое он может уделить пациенту. Ну и материальная мотивация, которую никто не отменял.
Где лечиться – выбор каждого. Но выбирая частную клинику, следует помнить, что, как любая коммерческая организация, она ориентирована на получение прибыли. Поэтому если вам навязывают дорогостоящие услуги или поведение персонала вызывает у вас сомнение, лучше проконсультироваться в другом месте.
- Каковы перспективы бесплатной медицины?
- Сразу оговорюсь, бесплатной медицины не существует в принципе. Потому что за все кто-то платит. Во-первых, больницы надо построить. Во-вторых, оснастить их мебелью и оборудованием. В-третьих, платить зарплату медработникам. Как вы понимаете, список может быть продолжен. Мне видится, что медицину в СССР надо было назвать «бюджетной». Тогда всем было бы понятно, откуда берутся деньги. Советские идеологи ошиблись терминологически. Активно культивируя тему «бесплатности» медицины, они сыграли плохую службу и медикам, и пациентам. Как известно, бесплатное высоко не ценится. Отчасти поэтому профессия врача девальвировалась в обществе. Пациенты же относились и продолжают относиться к своему здоровью халатно, ошибочно полагая, что это – забота государства.
Что касается перспектив нынешней бесплатной (или бюджетной, как мы условились) медицины, то спектр ее будет сужаться. Налицо коммерционализация системы. Она происходит медленно, исподволь. Боюсь, мы однажды придем к тому, что бесплатной останется только ургентная (неотложная) помощь. БОльшая часть нашего населения к этому не готова ни морально, ни материально.
- Возвращаясь к теме благодарностей, что бы вы хотели посоветовать нашим читателям: благодарить, не благодарить? Что в качестве благодарности, на ваш взгляд, оптимально?
- Благодарность должна исходить от души, поэтому решать – каждому. Как известно, самые благодарные пациенты – это болеющие медики, поскольку знают систему изнутри, как низко оплачивается в нашей стране труд медицинского работника. Мне же, как представителю общественной организации, которая занимается проблемами здравоохранения, очень хочется, чтобы пациенты по возможности поддерживали медиков в их борьбе за достойную оплату труда. Уверен, если зарплата будет достойной, вопрос о благодарностях вскоре потеряет актуальность.
Фото Ирины Исаевой
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
У меня есть знакомые врачи, которые очень сильно любят, когда им дают что-то. Иначе у них ни настроения, ни особого желания что-то делать. А некоторые, конечно, делают свое дело несмотря ни на что. Да в общем-то как и в других профессиях. От человека зависит.
Порой даже странно, что все больше людей считают, что если идешь к врачу, то надо обязательно дать ему денег, а то плохо будет лечить. Но ведь есть хорошие врачи, которые оказывают помощь всем пациентам не по тому, что они благодарят, а просто потому, что исполняют свой долг. Такие врачи есть, правда, хочется, чтобы их было больше...
Как-то осматриваю женщину, а она мне говорит: "Доктор, сделайте все хорошо, я вас отблагодарю". Мне стало неприятно от этих слов. Я ответила, что в любом случае сделаю все как надо. Откуда в менталитете наших граждан, что если не заплатить, то врач сделает плохо, не пойму.
Да уж) Сама по себе тема благодарности всегда актуальна и, скорее всего, благодарить после проведенной терапии, если просит наша душа, неплохо. Когда благодарность похожа на взятку и желание подкупить врача, наверное, не очень красиво, но порой срабатывает лучше, как бы там ни было)
а я вот считаю,что благодарить нужно не деньгами,лучше там конфеток-колбаски,шампанского-коньчка.кто что любит ,это как-то приятно и для души и дарится от души.а деньги большей части,собенно у меня в городе врачи-впрямую вымогают,неприятно это...
Я тоже столкнулась с тем, что врач вымогал деньги. Сказал, что либо мы платим и нам делают операцию, либо можем не приходить...
От такого делается грустно. Правда.
И не говорите, совсем печально как-то от мыслей, что если денег не заплатишь, то можешь остаться без медицинской помощи.