С 1 июля 2011 г. в столице начала работать система неотложной помощи для взрослого населения. Концепция совершенствования и развития этого вида медицины была утверждена Минздравом России. Разделение экстренной медицинской помощи на две составляющие, считают в министерстве, помогает разгрузить скорую помощь, сократить время ее прибытия на вызов и ускорить госпитализацию, а также экономнее расходовать бюджет. При этом часть нагрузки переносится на поликлинику и ее персонал. К настоящему времени такие отделения открыты на базе 39 городских поликлиник. В них работает 68 бригад неотложной помощи, за этот период ими выполнено более 340 тыс. выездов к пациентам. О том, как внедряется новая система, рассказывает главный специалист по неотложной медицинской помощи взрослому населению Северо-Восточного административного округа города Москвы врач-терапевт Алексей Сергеевич Безымянный.
— В чем отличие скорой и неотложной медицинской помощи?
— Прежде всего, в профиле обращений. Москва — крупный мегаполис, только в нашем округе проживает более 1 млн 200 тыс. человек. В службу «03» поступает большое число вызовов от людей, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи в результате автомобильной аварии, несчастного случая, ранения, травм... В таких экстремальных ситуациях счет идет буквально на минуты. Вместе с тем, статистика показывает, что подавляющее число вызовов «идет» от хронических больных. Эти люди также нуждаются в медицинской помощи, но в большинстве случаев она может быть оказана на дому. Исходя из этого и было принято решение параллельно со скорой организовать службу неотложной помощи при поликлиниках, которая могла бы разгрузить скорую от вызовов, не требующих экстренной госпитализации и серьезного лечения под наблюдением врачей.
— Какие состояния не требуют выезда скорой для госпитализации пациента?
— Самые различные недомогания: высокая температура, повышение артериального давления, неврологические боли, вегетососудистая дистония и ряд других состояний здоровья, не требующих госпитализации пациентов.
— Кто принимает решение о том, какая помощь необходима больному?
— Диспетчер. Причем пациент может позвонить как непосредственно на телефон «03», так и набрать прямой номер неотложки своего района, и диспетчер распределит вызов по профилю обращения. Мы переадресуем вызов в скорую, если случай экстренный. И наоборот, если случай неэкстренный, диспетчер скорой помощи сам переадресует вызов в неотложку.
— В советские времена тоже существовали неотложки. Вот только дожидаться врача больным приходилось порой до позднего вечера...
— В большей степени это было связано с нехваткой автотранспорта и сильной загруженностью врачей. При выстраивании новой системы эти проблемы удалось преодолеть. Как и скорая, отделения неотложной медицинской помощи работают круглосуточно, без выходных. Бригада оснащена всеми необходимыми медикаментами и оборудованием для экспресс-диагностики — вплоть до электрокардиографа, глюкометра и дефибриллятора. Все наши врачи прошли дополнительное обучение и по уровню своей квалификации не уступают специалистам, работающим на скорой.
Утвержденная Департаментом здравоохранении г. Москвы норма на приезд бригады неотложной помощи после вызова составляет до 120 минут. И мы укладываемся в этот норматив. Порой врач может приехать и через 10–15 минут после вызова.
— Сколько таких отделений работает в вашем округе?
— В настоящее время в округе работает 6 отделений неотложной медицинской помощи. Пять из них находятся на базе городских поликлиник (№ 120, 215, 183, 43 и 190), одна — на базе городской больницы № 43 (поселок Северный). Соответственно, все районы северо-востока Москвы распределены по зонам оперативной ответственности. У нас нет непокрытых территорий — каждый дом закреплен за конкретным отделением.
Одновременно по округу дежурят 12 врачебных бригад. В настоящее время по инициативе руководителя Дирекции по обеспечению деятельности госучреждений здравоохранения Северо-Восточного административного округа г. Москвы Олега Владимировича Гриднева разработан проект по созданию единой диспетчерской, которая будет принимать все вызовы по округу и распределять их по отделениям. Планируется, что она разместится на базе поликлиники № 120 по адресу ул. Менжинского, д. 11, к. 1.
— Каковы преимущества такого подхода?
— Плюсы неотложки уже оценили многие столичные жители, особенно те, кто страдает хроническими заболеваниями. В основном это пожилые люди и для них очень важен постоянный контакт с лечащим врачом. Доктор приезжает уже знакомый, историю болезни знает, да и времени больному может уделить больше, чем врач скорой. То, что отделения расположены на базе городских поликлиник, тоже большой плюс, поскольку это позволяет нашим специалистам постоянно контактировать с участковыми терапевтами, обсуждать клинические случаи, проводить консилиумы по лечению каждого конкретного больного.
Если же пациент вызывал неотложку 2 или 3 раза подряд, об этом обязательно сообщат в поликлинику, и его возьмут на диспансерное наблюдение, скорректируют терапию. В итоге за год число обострений хронических заболеваний у наших пациентов снизилось на треть. И это очень хороший результат!
Однако необходимо понимать, что неотложная медицинская помощь не заменит пациенту лечащего врача поликлиники. Врачи неотложки не выписывают рецепты на льготное получение лекарственных препаратов и не выдают листки нетрудоспособности. И в некоторых ситуациях, когда доктор считает, что необходима госпитализация, надо ему довериться и не принимать самостоятельных решений. Это может стоить здоровья, и даже жизни...
— Насколько доступен этот вид медицинской помощи? Кто может вызвать неотложку?
— В настоящее оказание неотложной медицинской помощи финансируется из городского бюджета, и ее могут получить как москвичи, так и гости столицы, совершенно бесплатно.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
Если честно, меня шокировало 120 минут!.. За это время можно и того, по-моему!)
А так очень интересно почитать. Правда, всегда хочется, чтобы нам такое не пригодилось. Но знать на всякий случай надо, куда обращаться)