Начиная с 2007 года в России проводится эксперимент по аутсортингу машин скорой помощи. Это означает, что руководят автопарком спецмашин уже не главврачи станций скорой помощи, а бизнесмены, с которыми заключен госконтракт. И если в первые годы число охваченных проектом регионов было единичным, то к настоящему моменту бизнес-скорые колесят уже по многим городам России. В чем смысл привлечения частного бизнеса к оказанию государственных медицинских услуг, как это влияет на качество и доступность экстренной помощи? На вопросы отвечает Евгений Фридман, руководитель одной из первых частных кампаний по аутсорсингу машин скорой помощи Новоскор.
— Кто может воспользоваться услугами частной скорой помощи?
— Когда мы говорим об аутсорсинге, это значит, что частный автопарк предоставлен государственной станции скорой помощи. Поэтому наши услуги доступны для всех в рамках обязательного медицинского страхования. Набирая 03, человек не должен задумываться о том, во сколько обойдется спасение жизни и по карману ли ему это. Для пациента, действительно, нет никакой разницы, «государственная» к нему едет машина или «частная». Главное, что помощь будет оказана вовремя и качественно.
— Быстро ли приедет частная скорая?
— Приоритеты устанавливают медики. Наши спецмашины выезжают на все вызовы в том порядке, какой назначает специалист — диспетчер станции скорой помощи. Главное, чтобы исполнялось требование Минздрава о максимальном времени доезда до пациента в экстренных случаях — оно не должно превышать 20 минут. Водители обязаны выполнять это требование.
— Какая медицинская помощь будет оказана?
— Аутсорсинговая кампания сама закупает машины для станции скорой помощи, которую будет обслуживать. Но это не значит, что бизнесмен по своей воле решает, какое медицинское оборудование будет на борту машины. Здесь тоже есть государственные правила, которые мы не можем нарушить. Во-первых, численность авторпарка зависит от того, сколько людей обслуживает станция. На каждые 10 тысяч населения Минздравом предусмотрена 1 выездная бригада. Кроме того, в автопарке в обязательном порядке должны быть специализированные машины — для скорой педиатрической помощи, анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические. По всем видам машин скорой помощи Минздравом установлен необходимый список оборудования, без которого машина не может выйти на линию.
— Сколько стоит эта услуга?
— Для граждан приезд скорой бесплатен и покрывается ОМС. Для государства стоимость наших услуг определяется суммой тендера, в котором бизнесмены конкурируют между собой за заключение госконтракта, сбивая цену до приемлемого минимума.
По опыту, привлечение авто-подрядчика обходится скорой помощи дешевле, чем содержание собственного автопарка. Если говорить об экономии в масштабе региона, то тут речь идет о сотнях миллионов рублей, которые можно направить на другие расходы в той же медицинской отрасли — например, увеличить число ставок врачей.
Немаловажно, что стоимость контракта при аутсортинге спецмашин Скорой не меняется при скачках цен на бензин или оборудование. Все затраты определены заранее, и чиновники могут быть уверены, что им не придется срочно искать дополнительные деньги «на медицину».
— Для чего это медикам?
— Самое главное — что у медиков освобождается время на то, чтобы заниматься своим главным делом, не отвлекаясь на технические вопросы. Руководители станций скорой помощи не должны вникать в аморизацию машин, обеспечение бензином, запчастями, ежедневные медкомиссии водителей и прочие дела, не имеющие отношение к их профильной работе. Главврачи станций скорой помощи, с которыми мы сотрудничаем, говорят, что с переходом на аутсорсинг машин у них высвобождается до 40 % рабочего времени.
Выездные бригады получают исправную, чистую машину вместе с водителем, который также готов при необходимости исполнить роль санитара. Минздрав своим последним приказом устранил должность санитара из состава выездной бригады, заменив его на медсестру. Но для экстренной помощи часто бывает нужна дополнительная сила, и наши водители готовы помогать медбригаде во всем. Мы дорожим своими водителями и создаем все условия для того, чтобы сохранять коллектив: занимаемся мотивацией, повышаем зарплату. По нашим опросам, 95% наших водителей не хотели бы поменять работу, и мы ценим эту стабильность.
— В чем выгода самого бизнеса?
— Бизнесменам выгодно иметь дело с государством из-за его надежности и больших объемов требующихся услуг. Эти особые свойства государственного заказчика позволяют оптимизировать менеджмент, не теряя в качестве и не повышая цены. Так, в пермском регионе, где Новоскор работает с 2007 года, к 2015 году стоимость услуг выросла с 275 до 300 рублей — существенно ниже уровня инфляции (к примеру, бензин за это время подорожал почти вдвое).
При этом, на линию выходят 100% запланированных машин, полностью укомплектованных согласно ГОСТу, техники и водители довольны зарплатой и дорожат своей работой. Это еще одна выгода для бизнеса — знать, что твоя работа помогает спасать жизни. Мы помогаем государству делать экстренную медицину доступной, качественной и своевременной, и гордимся этим.
Фото из личного архива
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться