Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

10 ноября в 17:44
Лучшие стационары и отделения реанимации получили гранты

10 ноября в 09:58
В Москве прошел IX Всероссийский съезд онкопсихологов

08 ноября в 11:07
«Сервье» откроет научно-исследовательский центр в Сакле

01 ноября в 12:25
Ученые МГУ: диабет можно контролировать по выдыхаемому воздуху

14:11
Телемедицина внесет изменения в здравоохранение



Психиатрия и психология Интервью с экспертом
22 июля 2013, 11:13 X 8230 K 8

Виталий Иванов: «Если благодарить врача, то от души»

Благодарить или не благодарить врачей после удачно проведенной терапии, дело каждого. Что считать взяткой, а что благодарностью, кто благодарит врачей и как часто, об этом МЕД-инфо говорит с координатором общественного движения «Вместе - за достойную медицину», врачом-кардиологом Виталием Александровичем Ивановым

- Виталий, что подразумевается под благодарностью врачу? И чем она отличается от взятки?
- Сразу разграничим эти два понятия. Благодарность - денежное или иное вознаграждение медработника, не превышающее в сумме 3 тысяч рублей, которое пациент добровольно приносит в дар по окончанию лечения, в отличие от взятки, когда гонорар оглашается врачом перед той или иной медицинской услугой и навязывается пациенту принудительно. Взятка - уголовно наказуемое деяние, тогда как благодарность разрешена законом. Правда, здесь есть свои нюансы. Термин «взятка» по большому счету применим к должностному лицу, коим обычный врач не является, а являются главный врач и заведующий отделением. Существует еще понятие «поборы». Но это юридические тонкости.

- Как часто в нашей стране пациенты благодарят доктора?
- Хороший вопрос. В обществе бытует МИФ о повальных «взятках» медработникам. Причем этот миф активно культивируется в СМИ. Воображение обывателя рисует образ врача-«мздаимца», к которому теснится огромная очередь из платных пациентов и который не успевает вынимать деньги из кармана халата и перекладывать их в ящик стола. Проработав в практической медицине 11 лет, могу сказать, что это далеко не так. Все зависит от профиля медучреждения и экономического уровня региона. Благодарит каждый пятый или каждый десятый, возможно… но никак не каждый первый. (Улыбается.) Это если брать стационар. В случае с первичным звеном – «скорая» или участковая служба – еще реже.

Знаете, недавно мы проводили соцопрос в Интернете. Вопрос был задан следующим образом: «Как Вы относитесь к материальному вознаграждению врача в случае УСПЕШНО проведенного лечения?» Ключевое слово здесь – «успешно». Более половины респондентов высказалось, что категорически против всяких благодарностей, «это их работа». Еще часть опрошенных в принципе допускает благодарность врачу, но только в «особых случаях». И только 10% призналось, что систематически благодарят медиков и считают это «правилом хорошего тона». Обращаю внимание, что в опросе участвовали в основном люди молодого и среднего возраста – активные пользователи Интернета. Если же провести подобный опрос среди пенсионеров, основных потребителей медицинских услуг, то проголосовавших за благодарность врачу было бы еще меньше.

- Как Вы относитесь к тем пациентам, которые не имеют возможности отблагодарить врача?
- Еще раз подчеркиваю, благодарность – дело добровольное и всегда остается на усмотрение пациента. Если со стороны медперсонала присутствует давление, недвусмысленные намеки (как пациенту, так и родственникам) – это уже ближе к взятке. Я вообще считаю, что достойной должна быть зарплата, а все эти благодарности сведены к минимуму. Если доктор достойно зарабатывает, соблазна заглядывать в карман больному будет куда меньше. К сожалению, в современных реалиях, когда зарплата врача в регионах составляет 6-15 тысяч, материальные поощрения со стороны пациентов являются единственной возможностью для врача, чтобы дотянуть до среднего уровня. Подчеркиваю, что в абсолютном большинстве случаев речь идет не о достатке, а об условном среднем уровне по региону.

- У каких специалистов больше благодарных пациентов?
- Хирургического звена. Оперативное вмешательство, как правило, вызывает серьезный стресс, пациенты опасаются за вероятные последствия. Труд хирурга сложнее, чем терапевта – это прописная истина. Редко благодарят врачей вспомогательных служб, которые не имеют прямого контакта с пациентом, еще реже – средних медработников.

- Как вы относитесь к тем, кто занимается вымогательством?
- Разумеется, негативно. К сожалению, это явление – не редкость. Лидируют по «взяткоемкости» крупные федеральные центры хирургического профиля. Там «аппетиты» медиков могут достигать 300 и более тысяч рублей за операцию. При том что пациент имеет квоту от своего региона. Такие вещи, безусловно, кидают тень на все медицинское сообщество.

Я считаю, что, если медработник недоволен зарплатой, он должен бороться за свои трудовые права. С помощью того, что разрешено законом и органично для конкретного специалиста. Чем, собственно, и занимается наше движение. Опускаться до взяток, особенно если человек смертельно болен, - последнее дело.

- Сейчас бытует мнение, что в частных клиниках качество лечения на порядок выше, чем в государственных. Как вы считаете?
- В частных клиниках работают те же специалисты, что и в государственных. Зачастую они совмещают работу здесь и там.  Уровень подготовки врачей – одинаковый. Поэтому рассуждения о том, что в платной медицине хорошие врачи, а в бесплатной плохие – миф. Единственное – в частных центрах у доктора есть больше времени, которое он может уделить пациенту. Ну и материальная мотивация, которую никто не отменял.

Где лечиться – выбор каждого. Но выбирая частную клинику, следует помнить, что, как любая коммерческая организация, она ориентирована на получение прибыли. Поэтому если вам навязывают дорогостоящие услуги или поведение персонала вызывает у вас сомнение, лучше проконсультироваться в другом месте.

- Каковы перспективы бесплатной медицины?
- Сразу оговорюсь, бесплатной медицины не существует в принципе. Потому что за все кто-то платит. Во-первых, больницы надо построить. Во-вторых, оснастить их мебелью и оборудованием. В-третьих, платить зарплату медработникам. Как вы понимаете, список может быть продолжен. Мне видится, что медицину в СССР надо было назвать «бюджетной». Тогда всем было бы понятно, откуда берутся деньги. Советские идеологи ошиблись терминологически. Активно культивируя тему «бесплатности» медицины, они сыграли плохую службу и медикам, и пациентам. Как известно, бесплатное высоко не ценится. Отчасти поэтому профессия врача девальвировалась в обществе. Пациенты же относились и продолжают относиться к своему здоровью халатно, ошибочно полагая, что это – забота государства.

Что касается перспектив нынешней бесплатной (или бюджетной, как мы условились) медицины, то спектр ее будет сужаться. Налицо коммерционализация системы. Она происходит медленно, исподволь. Боюсь, мы однажды придем к тому, что бесплатной останется только ургентная (неотложная) помощь. БОльшая часть нашего населения к этому не готова ни морально, ни материально.

- Возвращаясь к теме благодарностей, что бы вы хотели посоветовать нашим читателям: благодарить, не благодарить? Что в качестве благодарности, на ваш взгляд, оптимально?
- Благодарность должна исходить от души, поэтому решать – каждому. Как известно, самые благодарные пациенты – это болеющие медики, поскольку знают систему изнутри, как низко оплачивается в нашей стране труд медицинского работника. Мне же, как представителю общественной организации, которая занимается проблемами здравоохранения, очень хочется, чтобы пациенты по возможности поддерживали медиков в их борьбе за достойную оплату труда. Уверен, если зарплата будет достойной, вопрос о благодарностях вскоре потеряет актуальность.

Фото Ирины Исаевой 


Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
. Варвара Полетаева 24 июля в 13:53  

У меня есть знакомые врачи, которые очень сильно любят, когда им дают что-то. Иначе у них ни настроения, ни особого желания что-то делать. А некоторые, конечно, делают свое дело несмотря ни на что. Да в общем-то как и в других профессиях. От человека зависит.


. Varvaraka 24 июля в 15:21  

Порой даже странно, что все больше людей считают, что если идешь к врачу, то надо обязательно дать ему денег, а то плохо будет лечить. Но ведь есть хорошие врачи, которые оказывают помощь всем пациентам не по тому, что они благодарят, а просто потому, что исполняют свой долг. Такие врачи есть, правда, хочется, чтобы их было больше...


. Ирина Исаева 25 июля в 10:29  

Как-то осматриваю женщину, а она мне говорит: "Доктор, сделайте все хорошо, я вас отблагодарю". Мне стало неприятно от этих слов. Я ответила, что в любом случае сделаю все как надо. Откуда в менталитете наших граждан, что если не заплатить, то врач сделает плохо, не пойму.


. Оксана Плисенкова 25 июля в 12:09  

Да уж) Сама по себе тема благодарности всегда актуальна и, скорее всего, благодарить после проведенной терапии, если просит наша душа, неплохо. Когда благодарность похожа на взятку и желание подкупить врача, наверное, не очень красиво, но порой срабатывает лучше, как бы там ни было)


. Liera 25 июля в 13:53  

а я вот считаю,что благодарить нужно не деньгами,лучше там конфеток-колбаски,шампанского-коньчка.кто что любит ,это как-то приятно и для души и дарится от души.а деньги большей части,собенно у меня в городе врачи-впрямую вымогают,неприятно это...


. Helga15 25 июля в 14:13  

Я тоже столкнулась с тем, что врач вымогал деньги. Сказал, что либо мы платим и нам делают операцию, либо можем не приходить...


. Оксана Плисенкова 19 августа в 15:42  

От такого делается грустно. Правда.


. Helga15 22 августа в 11:46  

И не говорите, совсем печально как-то от мыслей, что если денег не заплатишь, то можешь остаться без медицинской помощи.