Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом

15 июня в 16:19
В МО почти 300 тыс. человек проконсультировались с врачом по итогам диспансеризации онлайн



Фармакология Статьи
13 сентября 2012, 19:00 X 12714 K 0

Биологически активные добавки: друзья или враги?

В последние годы ожесточилась информационная война между обвинителями и защитниками биологически активных добавок (БАДов). В лице защитников обычно выступают их производители, а в лице обвинителей – обманутые пациенты. На самом же деле на вопрос о том, БАДы это хорошо или плохо, ответить не трудно: БАДы сами по себе не хорошие и не плохие – они просто не являются лекарствами. И если не забывать о данном факте, не возлагать на них излишние надежды и принимать соответственно показаниям, польза будет значительно больше потенциального вреда.

Биологически активные добавки – это сочетания веществ чаще всего природного происхождения, которые предназначены для восполнения питательных веществ, которые мы получаем с пищей в недостаточных количествах. БАДы синтезируются из растительного, животного и минерального материала, в частности химическим или биотехнологическими способами.

Показаниями к применению биологически активным добавок можно назвать:

  • недостаточное потребление белков
  • избыточное потребление жиров (особенно животного происхождения)
  • дефицит витаминов С, В1, В2, В6, А, Е, фолиевой кислоты, бета-каротина и др.
  • дефицитом макро- и микроэлементов (кальция, магния, цинка, железа, йода, фтора, селена и др.)
  • дефицит пищевых волокон.
  • реабилитационный период после болезни и длительного приёма антибиотиков
  • профилактика возникновения или обострения хронических заболеваний

С прогрессом цивилизации у людей перестало хватать времени на полноценную еду, и в то же время значительно изменилась технология подготовки пищевых продуктов. То же мясо и овощи, которые ещё в середине двадцатого века содержали все необходимые витамины и микроэлементы, теперь в результате заморозки, сушки, рафинирования и прочих процессов, предназначенных для длительного сохранения веществ в пригодном для употребления виде, потеряли почти всю свою пищевую ценность. Таким образом, употребление БАДов в условиях городской жизни и питания полуфабрикатами, стало практически необходимым.

Так, в мире БАДы используются широко: во Франции и Германии больше половины населения регулярно принимают добавки к пище, в Соединённых Штатах их принимают 4 из 5 человек, зато в России популярность БАДов ограничивается цифрой в 3%.

БАДы можно разделить на:

  • Нутрицевтики – добавки, которые содержат витамины, макро- и микроэлементы, аминокислоты, белки, жиры, углеводы и другие необходимые вещества. Они подходят как здоровым людям, так и страдающим различными заболеваниями.
  • Парафармацевтики (от латинского «пара» - рядом, «фармацевтики» - лекарственные средства) - добавки, влияющие на метаболизм и регулирующие деятельность отдельных органов и систем. Их применяют для профилактики некоторых заболеваний или в качестве вспомогательной терапии в сочетании с лекарствами. Некоторые компоненты парафармацевтиков входят в состав лекарственных средств, однако их доза значительно меньше, в результате они лишены побочных эффектов, но и терапевтическая польза их крайне мала.
  • Пробиотики – такие добавки содержат живые полезные бактерии, которые должны восстанавливать естественную микрофлору в желудочно-кишечном тракте.

По своей сути БАДы являются промежуточным звеном между едой и лекарством. С одной стороны, их следует принимать регулярно, как витамины. Они фасуются в таблетки и капсулы, что в глазах пациентов также превращает их в лекарства. С другой стороны, БАДы почти не имеют терапевтического эффекта. Лечить серьёзные заболевания БАДами всё равно, что лечить аппендицит припарками из ромашки.

В то же время при хронических, особенно дефицитных, болезнях БАДы способны существенно облегчить состояние и при регулярном применении помогут избежать рецидивов.

Чаще всего БАДы требуют постоянного применения, так же как и пища. Микроэлементов нам не хватает всегда, а постоянное обновление клеток требует регулярного пополнения «строительного материала».

Применяя БАДы, необходимо помнить:

  • Пищевые добавки ни в коем случае не заменят вам лекарств. Не верьте рекламе недобросовестных производителей, которые позиционируют свои продукты как терапевтические средства и панацею на все случаи жизни.
  • Перед тем как начать принимать БАД, посоветуйтесь со своим врачом, особенно если вам больше 60 лет или вы беременны, или кормите грудью.
  • Не принимайте 2 и более БАДа одновременно, так как их сочетание может быть чревато несовместимостью и аллергическими реакциями.
  • Во избежание привыкания чередуйте добавки, а при приёме парафармацевтиков делайте перерыв после 2-3 недель применения.
  • Не рискуйте принимать добавки, содержащие новые, экзотические, малоизученные компоненты.
  • Покупайте БАДы только в местах, заслуживающих доверия, даже если они будут дороже. Добавки часто подвергаются подделке, а суррогат, в отличие от оригинала, может существенно ударить по вашему здоровью.

Немного истории

Первый БАД на основе люцерны изобрёл американский химик Карл Ренборг.

Пребывая в 1920-х годах в тюремном заключении в Китае, для поддержания организма он добавлял себе в скудную пищу железные опилки, траву и коренья. В 1927 году, вернувшись на родину, Ренборг создал препарат, сочетавший вытяжки из люцерны, петрушки, витамины и микроэлементы.

Сначала он предлагал своё средство бесплатно, но оно не пользовалось популярностью. Однако стоило ему назначить за него цену, от желающих не было отбоя.

Именно тогда ему в голову пришла идея «маркетинга по рекомендациям»: он предложил знакомым продавать его препарат и получать процент, в зависимости от количества покупателей. Позже такой подход получил название «сетевого маркетинга».


Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта