Древний Египет – загадочная и удивительная страна, овеянная тонким шлейфом легенд и мифов. Научное же изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж.Ф. Шампольон разгадал тайну иероглифического письма. Сообщение об этом открытии было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции, а само оно имело место в результате обнаружения офицером наполеоновской армии Розеттского камня.
Изучение древних письменных источников позволило сделать вывод о высоком уровне знаний египтян во многих научных областях, в том числе и в медицине. Неверно считать, что все терапевтические процедуры сводились в то время к различным шаманским обрядам или чтению заклинаний. Скорее наоборот, такое поведение лекаря было редкостью. Согласно различным трактатам к магическим формулам прибегали лишь при лечении одной из 48 болезней, а в остальных случаях в дело шли лекарства со сложной рецептурой, а также различные хирургические операции, с высокой точностью описанные специалистами тех дней.
Наши знания о древнеегипетской медицине основаны на текстах древних медицинских руководств и сборников предписаний, иначе говоря, папирусов. К сожалению, как сообщает исследователь Ю.Ф. Марченко, до наших дней дошли всего десять таких свитков. Они получили названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Чес-тер-Битти, Карлсберг), по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский) и по имени первого издателя (Г.Эберс). Все они являются списками с более ранних трактатов, которые были утеряны ещё в древности. Остановимся подробнее на некоторых из папирусов.
Папирус Эберса (XVI век до н.э.) даёт самую обширную информацию по медицине. «Книга приготовления лекарств для всех частей тела» склеена из 108 листов папируса и достигает в длину 20,5 метров. Здесь вы найдёте 900 описаний лекарственных средств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз и кожи. Как сообщает С.М. Марчукова, заглавие каждого рецепта выделено красной краской, а форма его, как правило, лаконична: вначале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: «варить, смешать». Интересно заметить, что способы терапии одних и тех же недугов варьировались в зависимости от времени года, пола и возраста больного. Например, если для подростка или взрослого рекомендовали лекарство в виде пилюли, то ребёнку могли дать лишь суспензию, растворённую в молоке. «Взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом», - дополняет С.М. Марчукова. Исследователь приводит примеры нескольких рецептов, в частности, одного из самых древних описаний ингаляции (рекомендовалась при лечении болезней груди и горла): «растереть растения Гем и Емем, поставить на огонь и поднимающийся пар втягивать через тростинку в течение дня». Другой метод ингаляции: «возьми семь камней, накали их на огне; возьми один из них, наложи на него немного снадобья и заключи его в новый сосуд с пробитым дном, вставь тростинку в дыру, возьми тростинку в рот так, чтобы ты мог втягивать пар, и съешь потом чего-нибудь жирного, например, жирного мяса или масла». Кроме того, папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», то есть операции по удалению катаракты. В бумагах имеется косметический раздел, в котором даются советы по разглаживанию морщин, удалению родинок, изменению цвета кожи, окраске волос и бровей, усилению роста волос и даже исправлению косоглазия. Не менее интересна и следующая цитата: «Начало тайн врача – знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног везде касается сердца... Сосуды из него в теле всем. Если их исследует врач любой, жрец любой, маг любой, пальцы его на голове, на затылке, на кисти, на месте сердца... Ищет он сердце по сосудам его».
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться