Главный внештатный акушер-гинеколог Москвы Александр Коноплянников недавно сказал, что в 2017 году более сотни столичных женских консультаций начнут работать в тесной связке с роддомами как единые комплексы. Предполагается, что в результате к родильным домам при больницах будет прикреплена 131 женская консультация. Этот этап по структурированию работы медучреждений реализуется на протяжении последних 3 лет. Первоначальный этап заключался в том, что роддома вошли в структуру многопрофильных больниц.
ГКБ № 29 является одним из центров, в которых опыт присоединения амбулаторного звена реализуется с 2014 года. Ольга Виуленовна Папышева, главный врач Городской клинической больницы № 29 им. Н. Э. Баумана ДЗМ, рассказала о специфике и особенностях процесса.
— Ольга Виуленовна, расскажите, пожалуйста, о роддоме при ГКБ № 29. Какими возможностями он располагает и в чем его основные преимущества?
— ГКБ № 29 им. Н. Э. Баумана ДЗМ — одна из крупнейших многопрофильных клиник Москвы, в которой круглосуточно оказывается медицинская помощь высокого уровня по различным направлениям. Особенной гордостью больницы является родильный дом, занимающий одно из лидирующих мест в столичном здравоохранении как по количеству проводимых родов в Москве, так и по ведущим показателям медицинской деятельности. Москвичек привлекают высокотехнологичные и инновационные методы ведения беременных на всех этапах, безопасность и комфортные условия. В клинике возможны роды у женщин с рубцом на матке, партнерские, семейные, «вертикальные», роды «в воде». Кроме того, роддом при ГКБ № 29 является специализированной клиникой для ведения беременности и родов у больных сахарным диабетом, а также другими экстрагенитальными патологиями.
— Предполагается, что в 2017 году более сотни столичных женских консультаций выйдут из связки с районными поликлиниками и будут прикреплены к крупным городским больницам. В чем, на ваш взгляд, специфика проекта и каков ваш опыт?
— Особенность нашего учреждения заключается в том, что опыт присоединения амбулаторного звена мы реализуем с 2014 года. В ГКБ № 29 родильный дом находится на основной территории больницы и имеет доступ ко всем возможностям больницы. Сам роддом был построен в 1994 г. по индивидуальному проекту турецкой фирмой ENKO с учетом всех современных европейских и мировых требований к лечебному учреждению, санитарно-эпидемиологическому режиму, комфортности размещения. В настоящее время роддом оснащен всей новейшей техникой и современными технологиями.
После проведения реорганизации в 2014 г. в нашем распоряжении оказалась отдельно стоящая женская консультация. Нам стало понятно, какие имеются уязвимые места работы амбулаторного звена, дистанцированного от стационара и имеющего довольно схематичные представления о его потребностях и возможностях. То же самое касается и специалистов стационара: они не до конца знают о том, что происходит с пациентами на амбулаторном уровне после выписки и как осуществляется их наблюдение до госпитализации. С началом же совместной работы в рамках одного юридического лица врачи лично познакомились друг с другом. У них появилась возможность обсудить проблемы каждой из сторон и обменяться наблюдениями. Врачи осознали, что каждый из них является частью единого коллектива, а не противопоставлены друг другу, как могло показаться раньше. Они начали обсуждать, как нужно реализовывать работу на своем уровне и совместно.
Если мы говорим о малонаселенных пунктах, то, быть может, разумнее совершенствовать логистику передвижения пациентов в многопрофильный центр, нежели развивать фельдшерские пункты.
— По опыту вашей больницы, какие возможности открывает присоединение амбулаторного звена?
— Во-первых, у врачей появилась возможность контролировать лечение пациентки на всех уровнях и обсуждать возникающие вопросы с коллегами из другого звена. Как я уже сказала, первым шагом стало знакомство врачей друг с другом. Вторым — сближение их медицинских позиций, согласование и систематизация различных аспектов и этапов лечения. Очень важно, чтобы доктора лично прочувствовали все особенности работы на разных этапах. Для того чтобы врачи из женских консультаций получили возможность погрузиться в жизнь стационара, мы организовали дежурство в стационаре в круглосуточном отделении экстренной гинекологии и в родильном доме.
— Как удалось решить неизбежный кадровый вопрос?
— Что касается кадрового аспекта, постепенно происходит замещение. На вакантные места в амбулаторном звене стали приходить воспитанники базирующейся у нас кафедры акушерства и гинекологии РУДН. Они, как правило, мечтают работать в большой медицине, оперировать, и как раз благодаря присоединению у них появилась такая возможность. В то же время тесное общение между специалистами дает врачам стационара понимание о происходящем в амбулаторном звене. Можно сказать, что у нас сложился единый коллектив, единый центр здоровья женщин, включающий в себя и женскую консультацию, и отделение гинекологии, и родильный дом.
В современном мире преимущество близости учреждения — сомнительный аргумент. Гораздо важнее наукоемкость, наличие опытных специалистов и высокотехнологичного оборудования в клинике.
— В чем заключаются основные сложности реализации проекта?
— Большое значение имеет непосредственно метод достижения поставленной цели. Какой бы благой ни была цель, если метод ее реализации травматичен, она несет в себе потенциальную опасность. Своего рода проблемой можно назвать и консервативность врачей и пациентов. В данном случае речь идет о психологии людей — все, что по своей сути инновационно, заочно вызывает сомнения и опасения. Второй аспект заключается в том, чтобы в каждом учреждении организовать логистику пациента без какого-либо для него ущерба.
В сознании людей все еще жив стереотип о крайне высокой важности локализации учреждения. Но в современном мире преимущество близости учреждения — сомнительный аргумент. Гораздо важнее наукоемкость, наличие опытных высококвалифицированных специалистов и высокотехнологичного оборудования в клинике, которые невозможно обеспечить везде и всюду. К примеру, если мы говорим о малонаселенных пунктах, то, быть может, разумнее совершенствовать логистику передвижения пациентов в многопрофильный центр, нежели развивать фельдшерские пункты. Итак, мы стремимся к тому, чтобы у пациента, попавшего в наш центр, было четкое представление о плане дальнейших действий. Наша задача — взять на себя всю организацию медицинской помощи, предложив наиболее оптимальный ход лечения и доступность специалистов и необходимых процедур.
— Как вы оцениваете перспективу присоединения женских консультаций к родильным домам в целом?
— В настоящее время происходит постепенное объединение женских консультаций и их интеграция в многопрофильный стационар. С одной стороны, этот процесс очень сложный, но именно при совмещении амбулаторных и стационарных возможностей общая система может называться полноценной. В тех случаях, когда мы говорим об отдельно функционирующей амбулаторной службе, об акушерстве без гинекологии, о гинекологии без акушерства, врачи, работающие по узкой специальности, теряют некоторые знания и навыки. Конечно, с одной стороны, каждая специализация накапливает все больше сложных и тонких знаний и медицина требует узкой профильности. Однако такой узкий специалист сильно теряет в своей квалификации, когда отрывается от общей темы. Вот здесь и нужны механизмы поддержания его как специалиста, мыслящего обширно и системно.
Большое значение имеет и происходящая интеграция врача в медицинское сообщество. Именно интеграция в многопрофильный стационар дает по-настоящему бесценный опыт, столь важный для каждого специалиста.
В итоге у пациенток появляется возможность получить в одном месте высококвалифицированную помощь специалистов на всех этапах лечения. Врачи же, в свою очередь, будут иметь единую картину о состоянии здоровья пациентки во время беременности, родов и при последующем наблюдении.
Беседовала Мария Зеленская
Фото из личного архива
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться