Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

08 октября в 11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

07 октября в 10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

04 октября в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

04 октября в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Медицина и общество Круглый стол
22 июля 2014, 11:17 X 3122 K 0

Эксперты обсудили возможности сокращения расходов на здравоохранение

Кому оказывают доверие участники системы здравоохранения и почему? От чего зависит качество медицинского обслуживания и как определить, какое здравоохранение можно назвать качественным? И, самое главное, как и на что тратятся государственные деньги, чем обусловлен бюджетный маневр и к чему он приведет? На эти вопросы искали ответ участники круглого стола на тему «Сокращение расходов на здравоохранение: кто в группе риска и что делать?».

Модератором дискуссии был Давид Мелик-Гусейнов, к. фарм. н., член Координационного Совета Министерства здравоохранения РФ по государственно-частному партнерству, член Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ, который и задал свой первый вопрос коллегам: «Сколько нужно денег для системы здравоохранения? И где эти деньги найти в итоге?».

Тимофей Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС, сообщил, что деньги находятся в системе, но используются неэффективно, поэтому сейчас главная задача не просто определить, куда и на что были потрачены деньги, но перенастроить систему так, чтобы впредь средства не поступали в карманы недобросовестных участников, а тратились на нужды общественного здравоохранения. Именно поэтому Минфин решился на проведение бюджетного маневра. «В неэффективную систему инвестировать государственные и негосударственные деньги бессмысленно. Мы просто увеличим с вами доходы недобросовестных участников этого процесса. До общественного здравоохранения это не дойдет», — считает эксперт.

Далее модератор поднял вопрос об инициативе Минфина о введении доплат за полис ОМС, о чем эксперты высказались неоднозначно. С одной стороны, система страхования и раньше предполагала, что работающие граждане «спонсируют» лечение неработающих (детей, пенсионеров, безработных). С другой, не каждый человек сможет произвести эту доплату по объективным причинам.

В неэффективную систему инвестировать государственные и негосударственные деньги бессмысленно

Так, Александра Третьякова, исполнительный директор Ассоциации международных производителей изделий медицинского назначения, считает такое предложение Минфина крайне странным: «У нас четверть населения живет в моногородах, они зависимы или от одного работодателя, или вообще от государства. И представить себе, что эти люди так вот легко могут выбрать, работать им или нет, сколько зарабатывать, очень сложно. Тогда надо менять структуру занятости полностью».

Рассматривая тему медицинского страхования, спикеры затронули вопрос качества и эффективности медицинского обслуживания. Как подчеркнул Тимофей Нижегородцев, в России отстает эффективность здравоохранения. И судить об этом можно по тому количеству платежеспособных пациентов, которые ежегодно выбирают зарубежное здравоохранение и уезжают лечиться за границу. Николай Дронов, председатель Исполнительного комитета МОД «Движение против рака», член Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ, видит причину этому в том, что в России высокотехнологичная медицинская помощь подразумевает не столько технологии, сколько стоимость. Причем критерии качества у каждого будут свои. Здесь мнения экспертов разделились. Тимофей Нижегородцев подчеркивает: «Министерство здравоохранения считает, что качество оказания медицинской помощи — это стандарт оснащенности и порядки оказания медицинской помощи. Результат лечения — это тоже не качество, потому что есть много неизлечимых, хронических заболеваний. И результативность лечения по этим видам заболевания всегда отрицательная.

В России высокотехнологичная медицинская помощь подразумевает не столько технологии, сколько стоимость

Но нельзя говорить, что качество при этом неудовлетворительное. Качество лечения — это строгое соблюдение клинических протоколов, то есть перечня медицинских вмешательств, лекарственных препаратов, которые применяются при лечении данного состояния». В то же время Росздравнадзор проверяет даже не эти показатели, а наличие стандартов оснащенности, то есть оборудования, которое само по себе никак помочь больному не сможет. Это оборудование надо уметь применять, интерпретировать данные, необходимо уметь маршрутизировать пациентов, принимать решения. Росздравнадзор проверяет усредненные стандарты, по которым на некую усредненную группу больных должно быть усредненное применение лекарственных препаратов. Но это, по мнению эксперта, не имеет никакого отношения к качеству оказания медицинской помощи.

В то же время Олег Меркулов, первый заместитель генерального директора ОООСК «ВТБ Страхование» по развитию и продажам, заявил, что оснащенность и оборудование палат играет не последнюю роль в лечении больного: «В палате, может, и не должно быть большого холодильника и телевизора, но, наверное, если человек с сердечно-сосудистыми заболеваниями находится при температуре в 40 градусов, то это не очень здорово и непосредственно влияет на лечение».

Качественная медпомощь — это, в первую очередь, умение врача не просто следовать инструкции, но и подходить к работе творчески и работать с каждым пациентом индивидуально

Из всех присутствующих лишь член Общественных советов по защите прав пациентов Минздрава РФ и Минздрава МО Эльвира Густова высказала мнение, что качественная медпомощь — это, в первую очередь, умение врача не просто следовать инструкции, но и подходить к работе творчески и работать с каждым пациентом индивидуально. Но никто из экспертов не поддержал этого мнения, ссылаясь на то, что врач должен строго следовать инструкциям.

Отметили присутствующие, что в поисках качественной медицинской помощи все больше наших сограждан обращаются в частные клиники. По словам Сергея Амбросова, генерального директора «Инвитро», частные клиники сегодня помогают отечественному здравоохранению, снимая нагрузку с государственного сектора: «Мы дополнительным сервисом, своей рыночной активностью, своей эффективностью, большей подвижностью привлекаем к себе людей абсолютно добровольно. В год к нам в „Инвитро“ приходят 6 млн человек — это те люди, которые не пришли в государственный сегмент. Я считаю, что таким образом мы высвободили в государственном сегменте деньги на то, чтобы направить их в более тяжелые регионы и оказать помощь тем, кто не может платить».

Безусловно, на круглом столе обсуждались значимые как для медицинского, так и для пациентского сообщества темы. И на решение тех или иных проблем в здравоохранении нужны действенные решения и время.

Фотографии в тексте: Алексей Смирнов / АиФ


Читайте также в рубрике «Круглый стол»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта