Он хотел стать врачом с детства. В медицину пришел в 1985 г. Считает, что врач-терапевт и врач-кардиолог — это те специалисты, которые должны обладать самым широким спектром знаний. Главный врач Морозовской детской городской клинической больницы, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации Игорь Ефимович Колтунов рассказывает МЕД-инфо о больнице, медицине и жизни.
— Когда вы поняли, что хотите лечить людей?
— Естественная тяга к знанию, к познанию, пониманию того, как мир устроен, наверное, есть у любого человека. А медицина — это наука, которая дает наиболее целостное и полное представление о том, как устроено мироздание, как функционирует человеческое тело и как оно эволюционировало. Я всегда хотел быть врачом. Раньше я порядка 15 лет работал заместителем директора научно-исследовательского института, курировал лечебно-научные вопросы. И по прошествии времени на практике применил все наработанные навыки в организации лечебного процесса.
— Часто сейчас самому приходится осматривать пациентов?
— Практически ежедневно провожу осмотр детей в реанимационном отделении. Подробно изучаю их истории болезни. Ежедневно на утренних конференциях разбираем все сложные случаи, поступившие в больницу.
Ежедневно в течение 24 часов в приемные отделения на основной территории больницы и в ее филиалы поступает по наряду «Скорой помощи» и самостоятельно обращается от 150 до 500 детей, из которых до 80% нуждаются в экстренной и неотложной специализированной медицинской помощи.
— Расскажите о Морозовской больнице.
— В настоящее время Морозовская больница является скоропомощным многопрофильным детским стационаром, осуществляющим круглосуточно медицинскую помощь. Ежедневно в течение 24 часов в приемные отделения на основной территории больницы и в ее филиалы поступает по наряду «Скорой помощи» и самостоятельно обращается от 150 до 500 детей, из которых до 80% нуждаются в экстренной и неотложной специализированной медицинской помощи.
На 1-м этапе экстренная медицинская помощь осуществляется в приемном отделении или, в зависимости от тяжести состояния, в реанимационном отделении стационара. Первичная специализированная медицинская помощь осуществляется на койках скорой медицинской помощи краткосрочного пребывания приемного отделения, при необходимости, осуществляется госпитализация в профильные отделения стационара. Использование коек скорой помощи в приемном отделении позволяет повысить скорость сортировки поступающих больных детей и оптимизировать выбор условий организации дальнейшего лечения, а так же сократить необоснованную госпитализацию. Тем не менее, в специализированные отделения стационара ежесуточно осуществляется госпитализация до 300 детей.
— В рамках модернизации здравоохранения и программы «Столичное здравоохранение» к вам присоединены филиалы? Были какие-то сложности в этом плане?
— К нам уже присоединено 5 лечебных учреждений. Сложностей нет, потому что принцип присоединения мелких и отстающих предприятий к крупным локомотивам — это мировая практика, нормальная для оптимизации процесса. Сверху его оптимизировать сложно, поскольку нужно досконально знать вопрос, а головное учреждение его знает. Поэтому, чтобы избежать ошибок, к головному учреждению присоединяется ряд отстающих предприятий, и те уже детально разбираются, как оптимизировать процесс, чтобы не было дублирования одних и тех же отделений, чтобы дети долго не находились в стационаре, ведь нет смысла находиться в стационаре неделями. Долечивать детей необходимо в санатории, а также в домашних условиях под наблюдением педиатра поликлиники или вызывать неотложку, которая прекрасно работает сегодня у нас в Москве.
«В основном все родители знают, как обращаться со своими детьми. Просто есть люди, социально не совсем обеспеченные, к сожалению, есть неблагополучные семьи. И это проблема»
— Все-таки как родителя направить в правильное русло? Не все же родители знают, как правильно обращаться с ребенком после болезни.
— В основном все родители знают, как обращаться со своими детьми. Просто есть люди, социально не совсем обеспеченные, к сожалению, есть неблагополучные семьи. И это проблема. Встречаются матери, которые просто хотят полежать в больнице. Кто-то хочет сэкономить на лечении, потому что покупать медикаменты самостоятельно дорого, а в стационаре они все бесплатны. Только по этим причинам, других причин практически нет. Сегодня амбулаторно-поликлиническое звено достаточно хорошо развито, чтобы покрыть все потребности населения в Москве.
— Было ли такое, что при присоединении филиалов были врачи, недовольные этой ситуацией?
— Врачи были недовольны в основном тем, что на работу нужно ездить в другое место. Других недовольств нет, поскольку зарплата в головных учреждениях всегда обычно выше, чем в присоединяемых филиалах, технологически они оснащены лучше, врачи очень востребованы. На сегодняшний день у нас есть вакантные места в лечебных учреждениях второго уровня, поэтому у врача не стоит никакой проблемы найти работу рядом с домом. Если это действительно специалист, то он всегда востребован.
— Каких специалистов не хватает?
— Наша больница укомплектована персоналом на 90%. В филиалах также все максимально укомплектовано. Некоторые отделения из филиалов переехали и продолжают успешно работать на базе Морозовской больницы, тем самым улучшилось обслуживание пациентов по профилям гастроэнтерология, эндоскопия, проктология, уроандрология, гинекология. Оптимизировав лечебный процесс, мы покрыли дефицит кадров.
«На сегодняшний день у нас есть вакантные места в лечебных учреждениях второго уровня, поэтому у врача не стоит никакой проблемы найти работу рядом с домом. Если это действительно специалист, то он всегда востребован»
— Морозовская больница — это бюджетное учреждение, где 98% услуг оказывают бесплатно. Кому предлагаются платные услуги?
— Платные услуги предлагаются, в первую очередь, тем пациентам, которые не хотят стоять в очереди при условии, что ожидание ни в коей мере не вредит здоровью пациента. Есть пациенты, которые торопятся; есть пациенты, которые хотят, чтобы им оказывали услугу именно в то время, которое удобно им, зачастую это бывает суббота и воскресенье, в будни после 20:00. Бесплатная медицинская помощь в 100% оказывается, как правило, по экстренным показаниям и планово. Заплатить деньги, чтобы лечиться без очереди, — это мировая практика. Если люди хотят без очереди — это их право, хотят в воскресенье утром — это их право.
— Какие планы и перспективы вы как главный врач определяете для больницы?
— В последнее время основная ставка в развитии стационарной помощи, в том числе в Морозовской больнице делается на сокращении педиатрических коек 3-го уровня здравоохранения. Поскольку сейчас пациенты имеют возможность получить эту помощь амбулаторно или в неотложных отделениях учреждений 1–2-го уровня, основной акцент в развитии стационаров сделан на решение задач, связанных с оказанием скорой и высокотехнологичной медицинской помощи.
В соответствии с повышенными требованиями к стационарной медицинской помощи, как прежде всего высокотехнологичной медицинской помощи, в последние годы на базе Морозовской больницы было открыто несколько новых отделений: детской гинекологии, гастроэнтерологии, современной эндоскопии. Это дает нам возможность лечить больного комплексно. Таким образом, госпитализированный в стационар пациент уже не нуждается в консультациях сторонних специалистов, а может получить всю необходимую ему медицинскую помощь в одном месте.
В Морозовской больнице на сегодняшний день трудятся 5 главных внештатных детских специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы — офтальмолог, гематолог, гинеколог, онколог, эндокринолог.
Вторая задача, которую наше учреждение ставит перед собой на ближайшую перспективу, — людей, напрямую не задействованных в оказании медицинской помощи, максимально сократить. При этом у нас будут расти требования к квалификационным навыкам и обучению среднего медицинского персонала. Наши медсестры должны стать гораздо умнее и работоспособнее, уметь выполнять более технологически сложные манипуляции, что позволит нам освободить от выполнения этих обязанностей врачей, и тем самым повысить эффективность их работы. На базе нашей больницы по приказам Департамента города Москвы были созданы городские клинические Центры, такие как городской Центр гематологи и онкологии, городской Центр по лечению цереброваскулярной патологии у детей и подростков (центр детского инсульта), городской Центр детской эндокринологии, городской Центр детской ревматологии и городской Центр репродуктивного здоровья детей и подростков. Также в нашем стационаре успешно функционирует клиника оториноларингологии, клиника офтальмологии и микрохирургии глаза, клиника ургентной и плановой хирургии, клиника плановой и экстренной неврологической помощи и клиника гастроэнтерологии с кабинетом эндоскопии, клиника экстренной и неотложной лучевой диагностики. В стенах нашего учреждения активно работает полнопрофильный консультативный центр. Более того, в Морозовской больнице на сегодняшний день трудятся 5 главных внештатных детских специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы — офтальмолог, гематолог, гинеколог, онколог, эндокринолог.
Год назад по решению руководства города Москвы на базе Морозовской больницы было решено построить новый 7-этажный многопрофильный медицинский корпус. Поставлена задача создать высокотехнологичное современное медицинское учреждение, в котором будут представлены все виды медицинских услуг практически всех профилей педиатрической помощи, оборудованное лучшими технологиями, которые у нас есть сегодня в детском здравоохранении. Это нам позволит обеспечить пациентам не только современнейшую медицинскую помощь в соответствии с европейскими медицинскими стандартами, но и создать соответствующий уровень комфорта. Сейчас, к сожалению, это возможно далеко не всегда, так как большинство больничных корпусов были построены по проектам середины прошлого века, когда к организации лечебного процесса предъявлялись другие требования.
Основная задача руководителя любого современного детского медицинского учреждения, на мой взгляд, заключается в том, чтобы сделать пребывание в нем ребенка максимально небольничным, уйти от всего, что напоминает нам коридорную систему советских времен, когда пациент был вынужден лежать в 7—8-местной палате. Этому требованию должны соответствовать и интерьеры, и дизайн, и уровень общения с медицинским персоналом. Но все это возможно организовать только в учреждении, приспособленном для таких целей, в нашем случае в новом современном здании, в которое мы рассчитываем в ближайшие годы переехать.
«Основная задача руководителя любого современного детского медицинского учреждения, на мой взгляд, заключается в том, чтобы сделать пребывание в нем ребенка максимально небольничным»
— Врач — это все-таки профессия или призвание?
— (Задумывается.) Врач — это и то, и другое. В любой профессии должно быть призвание. В любой профессии человек с призванием работает лучше, чем без него. Помимо человеческих качеств (порядочность, честность, добросовестное отношение к своей работе), врач должен обладать хорошими базовыми знаниями и клиническим мышлением.
— Морозовская больница — это детское городское многопрофильное скоропомощное специализированное лечебное учреждение. Продолжите фразу «Я туда иду, потому что она...»
— Честная, многопрофильная, современная... За несколько лет программы модернизации Морозовская больница получила по совокупности оборудование и средств порядка 900 млн рублей. Это непосредственно деньги, которые были затрачены на покупку нового оборудования, и деньги, затраченные на внедрение современных медицинских стандартов лечения и оказания помощи.
— Как мотивировать студентов медвузов идти работать в Морозовскую больницу или вообще в бесплатную медицину?
— Думаю, у студентов должна быть в первую очередь мотивация такая, что медицина — это вечная профессия, пока существуют люди на земле. Это достаточно хорошо оплачиваемая на сегодняшний день профессия. Государство и общество это уже поняли. Кроме того, что ты несешь благо людям и помогаешь им, ты еще сможешь защитить себя и свою семью, обладая врачебными знаниями.
За несколько лет программы модернизации Морозовская больница получила по совокупности оборудование и средств порядка 900 млн рублей.
— В одном из интервью вы говорили, что чем выше уровень доверия между врачом и пациентом, тем больше мотивация и выше эффективность. Как достичь этого понимания, уверенности, что этому врачу можно доверять?
— В первую очередь, это зависит от врача, потому что врач должен понять и оценить интеллектуальный уровень пациента, сложность проблемы, заболевания и, исходя из этого, подбирать ключевые моменты, чтобы заслужить его доверие. И у пациента, соответственно, не должно быть заведомого неприятия, неприязни либо агрессии.
— Я читала, что больница работает с благотворительными фондами. Как происходит коммуникация?
— Фонды обращаются с предложениями, говорят о своих возможностях. Когда у нас возникает экстренный случай, мы к ним обращаемся. Или, наоборот, приходят пациенты из фонда и говорят, что такие-то вопросы будет для них решать фонд. Или фонд обращается к нам с конкретным пациентом, которого он готов материально обеспечить, и ставит нам задачу, которую мы решаем.
— Вы занимаете пост главного врача Морозовской больницы с мая 2011 г. Чем можете похвастаться?
— Все достижения — это достижения всего коллектива нашего учреждения. В 2013 г. впервые Морозовская больница была отмечена званием «Лучшая больница года». Мы к этому шли несколько лет. В 2012 г. мы впервые получили благодарность мэра за достижения в области здравоохранения. Думаю, этого вполне достаточно с точки зрения административного вопроса. Что касается того, что сделано для пациентов, мы полностью решили проблему нахождения в инфекционных боксах: в одном боксе один ребенок. Раньше приходилось размещать двоих детей в один бокс, потому что количество заявленных коек не соответствовало количеству поступающих детей. Мы полностью решили проблему нахождения матери с ребенком: у нас практически везде, кроме реанимации, мать может находиться с ребенком 24 часа в сутки, независимо от тяжести его состояния. Я не говорю уже о том, что количество пролеченных пациентов возросло на 50%. Мы развили новые технологии, открыли новые клинические отделения. И за последние 2 года мы присоединили к себе 5 учреждений, которые помогли нам создать более высокотехнологичную, сложную медицинскую услугу, более востребованную.
— Напутственное слово нашим читателям.
— Не заниматься самолечением и как можно быстрее в случае возникновения тех или иных вопросов обращаться к врачу. Не затягивать.
Фотографии Оксаны Плисенковой
Главное фото предоставлено пресс-службой ГКУ ДЗ ЦАО г. Москвы
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться