Кто в школьные годы не набирал наугад телефонный номер и не интересовался: «Это зоопарк? Нет? А почему тогда обезьяна к телефону подходит?». В 90-е в ходу была и такая шутка: «Это Вам звонят из ЖЭКа, завтра у всего дома отключат воду, так что набирайте скорее ее в ванну». Через пару часов следовал второй звонок: «Вы в ванну воды набрали? Тогда запускайте туда крокодила!». Такая, казалось бы, невинная шутка называется пранком (от англ. prank — выходка, проделка, шалость), а людей, которые этим увлекаются (не время от времени, а постоянно), называют пранкерами. Эксперт МЕД-инфо, психолог, кандидат медицинских наук Михаил Шипилов рассказывает о том, что такое пранк и почему пранкерство может указывать на психологические проблемы.
Подобные телефонные развлечения имеют давнюю историю. Еще изобретатель телефона Александр Белл, собрав телефонный аппарат, напугал своего ассистента, находившегося в соседней комнате, когда через телефонную трубку произнес следующее: «Господин ассистент, зайдите ко мне!». Первыми «профессиональными» пранкерами были телефонисты крупной телефонной компании BELL Systems. Молодые люди, хорошо разбирающиеся в технике и приглашенные работать телефонистами, скучали, так как телефонных номеров было мало, ведь позволить себе поставить и обслуживать новый аппарат могли тогда только очень состоятельные люди. Эти молодые люди звонили лордам, членам парламента и их женам. Узнав об этих выходках, руководство компании сразу же уволило шутников. Именно тогда на работу начали принимать девушек, считая, что они априори не могут заниматься такими «глупостями».
Бум телефонных развлечений за рубежом пришелся на начало 1980-х годов, когда была широко известна шутка про совок (мужчина звонит по определенному телефону и настоятельно требует у первого попавшегося абонента совок, который он якобы ему должен). Звонили известным людям: политикам и звездам шоу-бизнеса. Чуть позже шутки стали записывать на магнитную ленту или другой носитель, ими обменивались друг с другом и хвалились приколами над известным человеком. Когда стали широко использоваться компьютеры, телефонные звонки, записанные цифровым способом, появились в Интернете для всех желающих и по настоящее время пользуются большой популярностью.
В Советском Союзе самым ранним был пранк, в истории возникновения которого роковую роль сыграл известный фильм «Семнадцать мгновений весны». Там был эпизод, когда профессор Плейшнер приходит на провальную явку, а агент гестапо советует ему не беспокоиться, а в случае необходимости сразу же звонить по такому-то телефону. Шутники запомнили номер и, не уставая, днем и ночью стали звонить от имени покойного Плейшнера, жалуясь на судьбу вынужденного самоубийцы или от имени КГБ на якобы гестаповскую явку в центре Москвы («Утюги и цветочки Вы выставили на окошко? А славянский шкаф? Но Вам уже ничего не поможет»).
Пранкерство — преимущественно мужской феномен, который обычно характерен для возраста 13–18 лет. Телефонные розыгрыши в этом возрасте хотя и являются отклонением в поведении, часто не свидетельствуют о наличии у пранкера психической патологии. Именно в анонимном и часто ненаказуемом нарушении социальных норм видят основу такого вида девиантного поведения. Анонимные звонки раскрепощают шутника и на время удовлетворяют его базовые сексуальные и агрессивные импульсы.
Часто по телефону подростки звонят с глупыми вопросами в справочные службы сотовых компаний, торговые компании, службы технической поддержки, компьютерные фирмы, то есть те структуры, операторы которых вынуждены вежливо отвечать любому позвонившему. Например: «Купленный у вас телевизор не работает. Да, мы его уронили с пятого этажа, но все собрали до последнего винтика, используя журналы „Юный техник“ и „Плейбой“. Будем жаловаться, так что по-доброму верните наши деньги и заплатите крупный штраф за моральный ущерб».
Главное для пранкера — это «распалить» собеседника минимумом слов, желательно без мата, а потом записать его ответ. Пранк получается удачным, если ничего не подозревающий собеседник вычурно ругнется. Некоторые форумы в Интернете специально посвящены обсуждению таких людей с предоставлением номеров телефонов. Так, к примеру, весь русскоязычный Интернет обошли записанные телефонные разговоры «бабки АТС», которую назвали по ситуации, в которой она ярче всего отреагировала матом на, казалось бы, невинные вопросы: «Это АТС? Нет? А почему? Я ведь звоню на АТС, а что вы к телефону подходите? Скажите про мой непогашенный счет».
Верхом пранкерства является составление миксов нескольких абонентов: когда звонят бабушке, терпеливо ее выслушивают и записывают мат на пленку. Затем звонят другому абоненту, включают запись первого и записывают уже его высказывания. Затем соединяют несколько телефонных разговоров под музыку.
Наиболее частыми темами для пранка являются «игры» с именами («Здравствуйте, Васю можно?», «Позовите Маню, Утконоса или какого-нибудь Джеральда», «Моя фамилия Рыжаков», «Я звоню от имени Парамонова»), когда пранкер попал не туда, куда хотел, но с настоятельным упорством это не понимает («Это киностудия? Хочу сниматься в зарубежном фильме», «Это ЖЭК? У меня течет вода сверху, когда пришлете мастеров для ремонта? Где сантехники, которых мы вызывали два часа назад?», «Я уже как час назад заказывал пиццу. Почему не принесли?» и так далее). Пранкер может делать «интересные» предложения («Сахару не надо (в два часа ночи)»), просить («Можно прийти к вам переночевать?», «Дайте в долг денег, кушать очень хочется», «Сигаретки не будет?»), обвинять («Уберите свою машину, орет сигнализация, и она не дает нам спать», «С вашего балкона к нам упала сосиска. Уберите ее», «Ты нам денег должен. Давай срочно»), угрожать («Скоро материал на вас покажут по телевизору, готовьтесь», «К вам полицейские уже приехали? Нет? Тогда ждите и никуда не выходите»).
Чуть позже широкое распространение получили и так называемые видеопранки, когда в дополнение к телефонной ругани пранкеры звонят в дверь и снимают на видео свою жертву, ругающуюся уже вживую.
В настоящее время популярны звонки на радиостанции (радиопранкерство). К примеру, звонит девушка и просит поставить в честь дня рождения любимой бабушки известную песню, которая есть в эфире любой радиостанции. Ди-джей готовит композицию и выпускает шутницу в эфир. В прямом эфире девушка оказывается любителем тяжелого рока или панка. Более того, она требует другую песню, которую за непродолжительное время трудно найти, либо запись раритетная, и она отсутствует на конкретной радиостанции.
ICQ, или «асечные», пранки характеризуются тем, что «достают» пользователей интернета. Это пранкерство менее распространено, так как текст не может передать живость и экспрессивность разговора. Однако у таких пранков есть свои достоинства: не слышно голоса, поэтому можно представиться кем угодно, к примеру, преподавателем, который по аське пытается назначить свидание своей любимой студентке, а в случае отказа грозится не принять у нее экзамен.
Но уже не до шуток, когда звонки идут на телефон доверия, где хотя и работают профессионалы, часто трудно определить, на самом ли деле человек хочет покончить жизнь самоубийством или просто «прикалывается».
Сами пранкеры оправдывают себя тем, что их жертвы (часто одинокие люди) при общении с пранкерами «снимают» свое психологическое напряжение из-за недостаточного общения в реальной жизни. Ведь разобравшись в сути звонка, абонент не кладет трубку, а продолжает отчаянно ругаться, в ряде случаев придумывая все новые и новые ругательства, а подчас ждет нового звонка от неизвестного шутника.
Официальной статистики лиц, подвергшихся телефонному насилию, нет. Длительные звонки, особенно по ночам, закономерно приводят к снижению работоспособности, слабости, возникает немотивированная раздражительность, разбитость. Почти всегда нарушается сон: он становится поверхностным, с частыми пробуждениями. Таких лиц часто беспокоят сильные головные боли и повышение артериального давления. У лиц пожилого возраста переживания по поводу звонков может вызывать обострения хронических заболеваний внутренних органов (легких, сердца, печени, почек).
В настоящее время пранкерство превратилось в социально-психологическую проблему, законодательных путей разрешения которой нет. Сотрудники телефонной станции не могут помочь из-за законодательных норм, одной из которых является строгая конфиденциальность телефонных переговоров, а также на основании того, что отслеживание звонков некриминального характера не входит в функции организации, обеспечивающей лишь качество связи. Отключить телефон при исправной ежемесячной оплате телефонная компания не имеет никакого официального права, не могут помочь и правоохранительные органы. Очень трудно привлечь пранкера даже к административной ответственности: он может сказать, что был искренне уверен, что звонит на АТС или в ЖЭК, а не в квартиру. Тем более он никого не оскорблял.
В настоящее время созрела необходимость признания данного вида девиантного поведения среди подростков как отдельной разновидности аддиктивной зависимости, его дальнейшего изучения с последующей эффективной коррекцией на различных уровнях (законодательном, психологическом и социальном).
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться