Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

01 апреля в 21:07
Врачи освоили современные методы гидрокинезиотерапии

03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом



Медицина и общество Круглый стол
05 июня 2013, 10:45 X 4240 K 6

Поддержка пациентов повышает приверженность к лечению

4 июня 2013 года в Москве состоялся круглый стол «Почему россияне не слушают врача, или как повысить приверженность пациентов назначенному лечению?». В ходе обсуждения эксперты назвали пути решения проблемы низкой комплаентности пациентов, основными из которых являются повышение доверия к врачу, повышение доступности инновационных лекарственных препаратов и информирование населения, как о самих заболеваниях, так и о последствиях ненадлежащего исполнения назначений врача.

Проблема комплаентности - приверженности пациентов лечению - одна из ключевых для системы здравоохранения. Результаты различных исследований демонстрируют, что в зависимости от  заболевания врачебные рекомендации выполняют лишь 30-50% пациентов. Очевидно, что последствия такого отношения к собственному здоровью могут быть трагичны. Так, по данным американских медиков, ежегодно из-за последствий низкой комплаентности, погибает 125 тыс. пациентов с различными заболеваниями.

Эксперты выделяют следующие факторы, влияющие на комплаентность пациентов:

  • демографические (пол, возраст, образование, доход); 
  • связанные с заболеванием (тяжесть симптомов, динамика симптомов на фоне лечения); 
  • связанные с приемом препарата (удобство схемы приема препарата, длительность лечения, стоимость, побочные эффекты);
  • связанные с пациентом (понимание болезни и ее последствий, понимание выгоды лечения, мотивация больного и его семьи);
  • связанные со взаимодействием врач-больной (степень доверия к врачу, отношение врача к больному и его болезни).

Особенно актуальна проблема комплаентности для пациентов с хроническими заболеваниями, которые требуют длительного, а иногда пожизненного лечения.

Оксана Драпкина,  руководитель отделения кардиологии Клиники пропедевтики внутренних болезней Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, профессор, д. м. н.: «Наряду с такими очевидными факторами, как стоимость лечения и удобство приема препарата, на комплаентность, может, даже в большей степени влияет низкая информированность пациентов, их непонимание своего заболевания. Такие хронические болезни, как артериальная гипертензия или дислипидемия часто протекают малосимптомно. Человек, начав принимать препарат после посещения врача, может через какое-то время почувствовать себя лучше и на этом основании сделать вывод, что больше пить таблетки не надо. При этом у него нет понимания, что механизм развития его хронического заболевания не остановлен, и что, бросая назначенную терапию, он дает толчок к прогрессированию болезни. Поэтому очень важно предоставлять пациенту правильную информацию, образовывать его».

Низкая приверженность назначенному лечению наблюдается не только у пациентов, чье заболевание протекает бессимптомно. Даже при таких заболеваниях, как хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) и бронхиальная астма, неукоснительно следуют рекомендациям врача только 50% больных.

Андрей Белевский, профессор кафедры пульмонологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова, главный специалист-пульмонолог Департамента здравоохранения города Москвы«Безусловно, огромную роль имеет понимание пациентом своей проблемы. Так, например, для эффективной терапии бронхиальной астмы очень важно соблюдать назначения врача, но, по некоторым данным, приверженность пациентов назначенному лечению составляет лишь 50-58%. В результате от бронхиальной астмы умирают 250 тысяч человек в год. Врач должен находить время на разъяснительную работу. Также чрезвычайно важна доступность назначаемой терапии. Под доступностью я подразумеваю наличие препарата в аптеках и его цену. Снижение стоимости инновационной терапии – важнейшая задача, решить которую можно совместными усилиями государства, фармпроизводителей и аптечных учреждений».  

Принявший участие в работе Круглого стола генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов также отметил, что цена является для покупателей одним из важных факторов при выборе препарата. Но при этом для пациента очень важно понимать и другие различия между тем или иным препаратом. И тут очень важна роль фармацевта. От его профессионализма зависит достоверность информации, которую он дает покупателю. «Согласно законодательству, фармацевт может информировать покупателей об особенностях лекарств, о том, является ли препарат оригинальным или это дженерик. Таким образом, человек на основании предоставленных ему фактов сможет сделать осознанный выбор», - подчеркнул Александр Филиппов.

Действенным способом повышения приверженности россиян назначенному лечению, а значит и эффективности терапии, эксперты Круглого стола назвали разработку и внедрение комплексных программ поддержки пациентов. Такая программа была разработана по инициативе компании «АстраЗенека». Программа поддержки пациентов «Карта Здоровья» предназначена для людей с хроническими кардиологическими, респираторными и гастроэнтерологическими заболеваниями и направлена на то, чтобы поддержать пациентов в соблюдении назначений врача при длительном лечении, так как в ней заложен принцип «чем дольше соблюдаются рекомендации – тем доступнее становится лечение». Кроме этого пациенты получают доступ к важной и полезной информации о здоровье и важности соблюдения рекомендаций врача.

Ненад Павлетич, Президент «АстраЗенека» Россия: «Одним из способов повышения приверженности к лечению является повышение доступности качественных инновационных препаратов для пациентов. «АстраЗенека» реализует целый ряд инициатив в этом направлении, придерживаясь своего принципа работать в России для российских пациентов. Так, в настоящий момент мы запускаем пилотный проект программы поддержки пациентов «Карта Здоровья» в пяти регионах - Москве, Московской области, Новосибирске, Самаре и Санкт-Петербурге. Этот проект предполагает повышение доступности ряда наших препаратов, а также включает важные информационно-образовательные сервисы».

Информационная поддержка участников программы будет осуществляться с помощью круглосуточной бесплатной федеральной «Горячей линии» и интернет-портала Программы. Пациент всегда может обратиться к операторам call-центра и узнать адреса аптек-партнеров Программы, получить информацию о наличии нужного лекарства в той или иной аптеке. На портале же будут размещены информационные материалы о заболеваниях и важности соблюдения рекомендаций врача.


Читайте также в рубрике «Круглый стол»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
. Ирина Исаева 05 июня в 10:46  

Мне кажется, что важно не только, чтобы врачи информировали пациентов о том, почему нужно соблюдать все их рекомендации и каковы могут быть последствия их нарушения, но и дать врачам такую возможность. Например, в поликлинике на прием одного пациента выделяется 10-12 минут. За это время нужно узнать о жалобах, осмотреть, поставить диагноз, назначить лечение, записать все это в карту больного. А вот времени на полноценный рассказ о необходимости и важности правильного приема лекарств и соблюдения курса лечения катастрофически не хватает. Пока это время есть только у врачей частных клиник, которым на прием пациента отводится 30-60 минут. Но ведь большинство пациентов обращаются все же в государственные поликлиники. Нужно как-то пересматривать нормативы работы врачей в государственных ЛПУ.


. Lesrideaux 09 июня в 01:21  

По своему примеру скажи, что большая часть врачей слушает пациента ровно столько, сколько нужно чтобы выявить болезнь под которую подходит большая часть симптомов, и даже не удосуживается спросить про детали. Например за все мои 19 лет, терапевт назначая мне лекарства, ни разу не спросил про противопоказания, аллергии и другие негативные эффекты лечения. Никогда не слышал я ни от одного врача специального профиля (ЛОР, Невролог и др.) вопросов о других болезнях. Ощущение, что каждый врач видя пациента, думает что он пришел к нему полностью здоровый, и ничего кроме того, про что он собственно ему говорит, у него не болит.
Я затянул, извиняюсь. Подведя итог, скажу лишь одно - нужно начинать с врачей, с низшего звена. Изменится отношение к пациенту - изменится отношение к врачу. И никак иначе.


. Простозвезда 09 июня в 11:00  

Часто узкоспециализированные врачи слушают именно свою часто, да, но с другой стороны, если у вас мигрень и вы пришли к неврологу, он ведь не обязан слушать, что у пациента там ухо болит. В условиях того, что сейчас в госмедицине вообще дают чуть ли 12 минут на пациента, то скоро такими темпами это будет похоже на просто зашел-вышел. Тут, по-моему, работа государства нужна и чтоб до каждого из них дошло, что врач - это очень важное звено в нашей жизни и нужно уделять медицине достойное место.


. Lesrideaux 09 июня в 12:35  

Я согласен, что нужно начинать с государства и с самих себя. Но уверяю вас, если бы все те, кто давал клятву Гиппократа исполняли ее аутентично тексту, то ничего более не понадобилось.


. Простозвезда 12 июня в 10:05  

Да, тут масса опасностей и тонкостей.


. Простозвезда 09 июня в 11:01  

Материал по теме, кстати http://med-info.ru/content/view/3243