Уже около 15 лет на рынке труда существует тенденция: по тем или иным причинам некоторые врачи переходят в фармацевтический бизнес. Однако не многие знают, как это сделать правильно. На наиболее часто задаваемые вопросы пользователей МЕД-инфо ответила Ирина Уварова, директор по развитию компании Cegedim Кадровые Решения.
- Ирина, расскажите вкратце, чем занимается компания Cegedim Кадровые Решения?
- Сеgedim Кадровые Решения – это направление французской компании Cegedim, которая предоставляет комплексные решения для продвижения продукции на фармацевтическом рынке с 1969 года и имеет представительства в 80 странах мира. Сеgedim Кадровые Решения специализируется на подборе начинающих и опытных специалистов, менеджеров и руководителей среднего звена для следующих направлений бизнеса: фармацевтика, товары для здоровья, лечебная косметика, медицинское оборудование и расходные материалы, детское и клиническое питание.
- Почему, на ваш взгляд, сегодня многие врачи со стажем работы хотят найти себя в фармацевтике?
- Причиной профессиональной переориентации для молодых сотрудников чаще всего является материальная мотивация. На второе место я бы поставила осознание того, что быть врачом – это не их призвание. Это довольно распространено во врачебных семьях, когда ребенок идет в медицинский институт только потому, что родители мечтают о продолжении династии. Что же касается перехода врачей, уже имеющих определенный стаж работы, я бы сказала, что ими движет отсутствие возможности реализоваться в рамках профессии. Также мы сталкиваемся с проблемой «профессионального выгорания». Некоторые врачи, проработавшие 8-10 лет, устают от функционала и не чувствуют заслуженного признания. Как правило, это очень динамичные и активные люди. В фарминдустрии они находят для себя новые интересные задачи и возможности самореализации, например на таких позициях, как медицинский советник или КАМ.
- С чего нужно начать врачу, который хочет сменить поле деятельности?
- Как и при поиске вакансий в любой другой профессиональной сфере, необходимо составить резюме и разместить его на специализированных ресурсах по поиску работы. Это могут быть как наиболее популярные, так и узкоспециализированные сайты.
- Можете перечислить основные критерии при подборе кандидатов в сферу фармацевтики?
- При подборе кандидатов на вакансию в определенную компанию мы прежде всего руководствуемся требованиями к каждой позиции – необходимое образование, опыт и навыки. Также смотрим на задачи, которые будут стоять перед сотрудником. И, конечно, учитываем корпоративную культуру компании-работодателя. По возрасту жестких критериев на фармрынке нет. Все зависит от стратегии продвижения продукции и от коллектива. Специалисты пенсионного возраста могут попробовать себя в качестве консультанта по продукции на неполный рабочий день. Во всех компаниях фармрынка, включая российские, знание английского языка приветствуется, но это необязательное условие. Если кандидат идеально подходит по всем параметрам, но не владеет иностранным языком на необходимом уровне, работодатели готовы предоставить сотруднику бесплатное обучение. Поэтому главными критериями я бы назвала прозрачную мотивацию, профессиональный опыт, навыки и наличие необходимых компетенций.
- На какие позиции могут претендовать врачи?
- В зависимости от ученой степени, опыта, навыков и компетенций врачи могут претендовать на ряд позиций в отделе продаж и медицинском отделе фармацевтических компаний. Это такие позиции, как медицинский представитель, региональный представитель, специалист по продвижению продукции, менеджер по работе с ключевыми клиентами (КАМ), медицинский консультант, медицинский советник, специалист по клиническим исследованиям, менеджер по работе с органами здравоохранения. Медицинский представитель, региональный представитель, специалист по продвижению продукции – позиции с одинаковым функционалом, название должности зависит от организационной структуры фармкомпании. Работа медицинского представителя заключается в визитах к врачам ЛПУ и в аптеки с целью информирования их о продвигаемом продукте. Это работа разъездного характера, поэтому у соискателя должны быть водительские права и стаж вождения (автомобиль, как правило, предоставляется работодателем). Но бывают и пешие медпредставители. На должность менеджер по работе с ключевыми клиентами (КАМ – от аббревиатуры английского названия этой позиции) может претендовать «выросший» медицинский представитель или врач со стажем медицинской практики, умеющий выстраивать отношения с представителями администрации ЛПУ. Его цель – выявить потребность ЛПУ, информировать о препаратах и обеспечить закупки препаратов компании лечебным учреждением в необходимом объеме. Медицинский советник осуществляет медицинскую информационную поддержку для компании. Он может быть общего профиля (ориентирующийся во всех областях медицины) или узкого (например, вирусология). В его обязанности также входит написание и публикация научных статей, выступления на симпозиумах и конференциях по его направлению. Обычно это врачи соответствующей специализации с опытом работы. Менеджер по работе с органами здравоохранения – это, как правило, опытный медицинский советник или КАМ. В его обязанности входит разработка и реализация стратегии по включению препаратов компании в федеральные и региональные программы. Специалист по клиническим исследованиям – это научные сотрудники или координаторы, курирующие процесс проведения клинических испытаний препаратов. В эту профессию обычно приходят сотрудники медицинских НИИ и врачи определенных специальностей, имеющие опыт лабораторной работы.
- Есть распространенное мнение, что врачевание – это неприбыльно, а фармацевтика более конкурентоспособна по заработной плате. Так ли это?
- Для молодых специалистов это действительно так. Заработная плата опытного востребованного врача при полной занятости находится в том же диапазоне, что и заработная плата сотрудника фармкомпании уровня специалиста. Однако фарминдустрия – это более динамичный рынок, который предлагает возможности развития и роста.
- Из двух кандидатов, имеющих равный профессиональный опыт, кого быстрее возьмут в фармкомпанию: соискателя с медицинским образованием или фармаколога?
- Это будет зависеть от позиции. В госпитальном направлении (кардиология, онкология, эндокринология) приоритет отдадут, безусловно, врачу, имеющему практический опыт. А для продвижения препаратов безрецептурного направления предпочтительны соискатели с фармацевтическим образованием. Врачам в этой нише будет просто скучно, и, возможно, рано или поздно их «уведут» другие компании, в чем потенциальный работодатель совершенно не заинтересован.
- Насколько реально соискателю из провинции воспользоваться услугами вашей компании или любой другой и получить работу в области фармации? Или это доступно только жителям Москвы и Санкт-Петербурга?
- Абсолютно реально. Наша компания осуществляет подбор специалистов не только по всем регионам России, но и в Украине и Казахстане. И далеко не единичны случаи, когда работодатель, будучи заинтересован в опытном сотруднике, организует для него переезд и проживание на новом месте, будь то Москва или другой регион России. Фармрынок постоянно развивается, и кадры здесь очень востребованы. Поэтому всем врачам, желающим попробовать себя в новом качестве, я желаю удачи и уверенности в себе.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
а по-моему молодые врачи идут в фармацефтику потому что платят там больше,а наше государство не меняет такое положение вещей!
Я вот тоже так думаю. Всё-таки как будто фармацевты больше получают, чем врачи.