Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

вчера в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

вчера в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Медицина и общество Интервью с экспертом
03 октября 2017, 12:30 X 3478 K 0

Давид Мелик-Гусейнов: «Театротерапия – когда инклюзия удалась»

В Москве артисты фестиваля «Гаврош» выступили перед маленькими пациентами Морозовской больницы и Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой. Об этой инициативе под названием «Потому что ты нужен...» мы поговорили с директором НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы Давидом Валерьевичем Мелик-Гусейновым.

— Давид, расскажите, каковы цели фестиваля «Гаврош» и как он пришел в больницы?

— «Гаврош» — это международный фестиваль детского театра, который проходит уже более 10 лет. В Москву съезжаются лучшие детские творческие коллективы, театрализованные студии. В рамках фестиваля эксперты выбирают лучшие спектакли. Московская публика уже много лет имеет возможность посещать этот фестиваль и смотреть, что происходит в детском театральном мире за пределами московских театров.

В этом году мы с инициативной группой, которая этими вопросами занимается, коллегиально решили, чтобы «Гаврош» пришел в детские больницы, туда, где детки лежат и испытывают дискомфортные ощущения, туда, где театр может ускорить процесс выздоровления, где он может помочь деткам посмотреть, на что способен человек, его тело, мысли, эмоции. В этом году «Гаврош» появился уже в Морозовской больнице и Центре психического здоровья детей и подростков с целью помочь детям преодолеть в первую очередь свой эмоциональный фон. Какая бы ни была хорошая больница, она всегда остается больницей. При всей любви врачей, при трепетной работе медицинских сестер это всегда казенный дом. Чтобы этой казенщины было меньше, для детей устраиваются такие эмоциональные разрядки, праздники в виде демонстрации фестивальных работ на площадках самих больниц.

Это смелый эксперимент, потому что мы пока не знаем, как дети будут реагировать на театротерапию, мы не знаем, насколько тяжело это будет артистам, потому что выступать перед подготовленной публикой — это одно, а идти к страдающим детям — это совсем другое. Тем не менее внутренний голос нам подсказывает, что это очень важное и полезное начинание. Прошедшие несколько выступлений демонстрируют как раз подтверждение этой гипотезы: дети радуются, они участны, они начинают формулировать свои мысли по поводу увиденного, начинают анализировать, что они почерпнули, что это дает лично им, на что их это мотивирует, как стимулирует к новым идеям и движениям. И если это развивает человека внутри и даже, может быть, снаружи (к примеру, это может подтолкнуть кого-то заниматься спортом), значит, это вклад в некое созидание, значит, направление было выбрано правильно.

— Эффективный эксперимент?

— Очень сложно померить эффективность в каких-то цифрах. Да, скорее всего, такого рода мероприятия ускоряют эффективность терапии, дети быстрее социализируются, они отвлекаются от проблем со здоровьем. Точек эффективности как таковых у этого проекта нет. Но однозначно это полезно как самим детям, так и обществу, чтобы, помимо семьи, где растет больной ребенок, еще и у общества возникало понимание, что где-то может кто-то страдать, у кого-то могут быть серьезные проблемы со здоровьем, чтобы меньше было жестокости в школах и детских садах. Это инклюзия, то, о чем часто говорят, много пишут, но по факту этого нет, когда здоровые и больными люди взаимодействуют в одном пространстве. Если мы хотим, чтобы эта инклюзия состоялась, не нужно создавать инкубационные условия. Как раз театр и позволяет в виде игры эту инклюзию совершать.

— Недавно мы были в Центре психического здоровья детей и подростков, где Мигель, артист из Франции, играл для детей. Каковы ваши впечатления?

— Когда шел спектакль, я наблюдал за глазами детей. Мне важно было, как они реагируют. Надо сказать, это был театр одного актера, спектакль не из простых. Актер Мигель показывал гимнастические этюды: это не просто акробатика, не просто жонглирование, в этом был очень глубокий смысл. Мы знаем петлю Мебиуса, которая не имеет двух сторон, со всех сторон — одна сторона. Глубокий смысл заключается в том, что человек очень комплексует, начинает делать сложные этюды со своей жизнью, а на самом деле все решается очень просто. Мне кажется, это была основная мысль спектакля. По крайней мере, для себя я ее отметил.

Конечно, детям нравились трюки, отбивки, звуки, сложные вещи. Большинство детей были среднего и старшем возрасте, они, к моему большому удивлению, тоже так поняли спектакль. То есть дети осознали, что не надо выстраивать тяжелые условия, не надо придумывать эти условия, не надо жить, испытывая какие-то сложности, трудности и специально себя накручивая. Все может решиться гораздо легче, иногда можно подурачиться, проявить детскую непосредственность, а иногда нужно просто вовремя остановиться: когда эмоции зашкаливают, просто самому себя остановить и успокоить. Эти простые вещи должны быть доступны любому человеку в обществе. И дети это, как мне кажется, поняли. В этом огромная польза проекта. Дети, находящиеся в психиатрической больнице, сложные ментально. Им трудно управлять своими эмоциями. Помимо лекарственной терапии, у них еще есть душевные переживания, которые их отличают от других детей. Но вот сегодня они смотрели спектакль и действительно ничем не отличались от здоровых детей. Они улыбались, помогали артисту, аплодировали, оценивали сложность тех или иных этюдов. Значит, инклюзия как таковая удалась.

— Каковы перспективы театротерапии в больницах?

— Фестиваль закончится, но с ним не закончится работа с больницами. Фестивалем мы начали определенную программу взаимодействия с детской психиатрической больницей. Сейчас, уже вне рамок фестиваля, есть график посещения спектаклей в рамках проекта по театротерапии. Это даст детям с психическими нарушениями возможность на протяжении большого количества времени погружаться в легкую атмосферу, среду, где они могут полноценно общаться и показывать свои эмоции. В рамках проекта спектакли пройдут в Театриуме на Серпуховке, Московском театре кукол, Геликон Опере, театре Мост и Детском сказочном театре на Таганке. До конца года маленькие зрители увидят более полутора десятков спектаклей, например «Пеппи Длинный чулок», «Летучий корабль», «Сказочный лес», «Петрушка», «Сон в зимнюю ночь».

А «Гаврош» каждый год приезжает в Москву, и теперь это станет доброй традицией: он будет появляться в лечебных организациях. Я думаю, от этого будет польза всем: и детям, и артистам, и обществу, которое увидит часть этих сюжетов в средствах массовой информации. И если отзовется хотя бы одно сердечко обыкновенного, здорового человека, который потенциально может сделать добро, значит, все было сделано правильно.

Фото из личного архива Д. Мелик-Гусейнова


Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта