Дозированная верховая езда и физические упражнения на лошади нашли широкое применение во всем мире при лечении и реабилитации пациентов. Об этом рассказывает член Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта, дипломированный инструктор по иппотерапии в Москве Наталья Николаевна Исаенко.
— В чем суть метода иппотерапии — лечения с помощью лошади?
— Основное лечебное воздействие заключается в имитации ходьбы. Вспомните, как идет лошадь. Своей спиной она создает целую двигательную схему и передает ее человеку. Пациент сидит верхом, а его тело, шея — весь организм работает так, словно он идет сам.
Для ребенка, который испытывает затруднения в движениях из-за заболевания, иппотерапия незаменима. Поставив маленького пациента на идущую лошадь, у него начинают работать те самые мышцы, которые задействованы у человека при ходьбе. То есть сложные трехмерные движения, которые совершает лошадь, заставляют работать тело именно так, как это происходит, когда мы сами двигаемся.
— Каким критериям должна отвечать лошадь для иппотерапии?
— Действительно, не каждая лошадь подходит для проведения иппотерапии. Лошадь подбирается невысокая, широкая в спине, с крепкой поясницей, по нраву — уравновешенная, спокойная, позволяющая проводить на ней любые манипуляции, в том числе и совместную езду инструктора с пациентом. Более всего подходят русские и владимирские тяжеловозы, белорусские упряжные, лошади вятской породы.
«Поставив маленького пациента на идущую лошадь, у него начинают работать те самые мышцы, которые задействованы у человека при ходьбе»
— Как найти подходящий конноспортивный комплекс для занятий иппотерапией?
— В первую очередь в поисках такого комплекса для детей может помочь лечащий врач. Если он до конца не осведомлен в особенностях каждого из них, то руководствуйтесь в своем выборе основными параметрами: известностью конноспортивного комплекса, широтой представленных услуг, квалификацией специалистов по иппотерапии, близостью к месту жительства, рекомендациями друзей. Если же никому из вашего окружения не приходилось заниматься в данном конноспортивном комплексе, как вариант, можете предварительно посетить его и познакомиться с иппотерапевтом. Это всегда лучше, нежели заочно читать отзывы в Интернете. Поскольку, во-первых, они не всегда отражают реальное положение вещей, а во-вторых, не предоставляют необходимой информации о конкретных специалистах.
Чаще всего родители приходят сами, но обязательно должно быть заключение врача с диагнозом и пометкой, что противопоказаний для занятий иппотерапией нет. Многие дети, пережившие опыт общения с лошадью, посвящают ей свои рисунки. Мы их бережно храним в надежде, что многим детям мы помогли в борьбе с такими непростыми заболеваниями, как детский церебральный паралич, синдром раннего детского аутизма, задержкой психо-речевого развития и другими неврологическими и психо-эмоциональными заболеваниями.
— При каких заболеваниях показана иппотерапия и занятия реабилитационной верховой ездой?
— Заболеваниями, при которых показана иппотерапия, являются различные формы ДЦП, аутизм, синдром Дауна, задержки психо-речевого развития, неврологические нарушения, вызывающие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, неврозы, страхи, депрессия. Также курсы иппотерапии и занятия реабилитационной верховой ездой благоприятно сказываются при исправлении осанки, сколиозах, Х-образности ног, психологических проблемах и нарушениях социальной адаптации, рассеянном склерозе, состоянии после инфаркта и инсульта.
Что касается степени успешности и эффективности таких занятий, то это всегда индивидуально. Учитывается не только изменение физических показателей, но и эмоциональное состояние, общее улучшение качества жизни. Стоит отметить, что общение ребенка с любыми животными благотворно влияет на психо-эмоциональный фон. А лечебные занятия на таком крупном животном, как лошадь, уникальны и не имеют аналогов.
— Имеются ли противопоказания для проведения занятий иппотерапией?
— Среди основных противопоказаний выделяют эпилепсию, онкозаболевания (или менее 3 лет ремиссии), ломкость костей, аллергию на животных, язву желудка в острой стадии и другие заболевания, грозящие внутренними кровотечениями, грыжи поясничного отдела позвоночника. Условными противопоказаниями, при которых занятия возможны с уведомления лечащего врача, являются отслойка сетчатки, ломкость сосудов, хронические вывихи тазобедренных суставов.
— Каков средний срок занятий иппотерапией?
— Сроки занятий по иппотерапии различные и зависят от серьезности заболевания. Считается, что оптимальный курс составляет 3 месяца при занятиях 2 раза в неделю. Для устойчивого результата возможно продление курса на более длительный период. Многие дети с такими заболеваниями, как ДЦП и аутизм, занимаются по несколько лет. Фактически иппотерапия становится постоянной частью реабилитационной программы для таких детей.
«Подбор методов индивидуален: в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента»
— Имеются ли ограничения по возрасту для занятий иппотерапией и лечебной верховой ездой?
— Минимальный возраст для занятий иппотерапией от полутора-двух лет. Для детей дошкольного и школьного возраста предусмотрены индивидуальные и групповые (школьные группы) занятия на пони — лошадях низкорослых пород. Это прекрасный вид развлечений для детей, прививающий любовь к животным и ответственность.
— Существуют ли взаимозаменяемые методы реабилитации?
— Лечение на лошади уникально. Однако можно назвать взаимодополняемые методы реабилитации и восстановления здоровья детей и взрослых, которые в сочетании с иппотерапией дают прекрасные результаты. Например, плавание, массаж, ЛФК, другие виды анималотерапии (например, дельфинотерапия). Подбор методов индивидуален: в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента назначается своя методика реабилитации.
— Насколько различаются результаты лечения с занятиями иппотерапией и без них?
— Приведу несколько примеров. Для ребенка со спастической формой ДЦП, не сидящего — результатом занятий стало уменьшение спастики, улучшение координации, самостоятельно стал сидеть и ходить с поддержкой. Занятия проходили в течение года. Второй пример. Ребенок с аутизмом, дислексией, сильной интроверсией стал способен к адекватному общению при длительности занятий в течение 3 лет. Или еще. Ребенок с заиканием и наличием страхов занимался в течение 5 месяцев, в результате чего также были достигнуты положительные результаты: снято заикание, возросла уверенность в себе, повысилась самооценка. В любом случае при явной эффективности такого лечения в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями по реабилитации, однозначных прогнозов делать нельзя, поскольку потенциал каждого пациента раскрывается за различное время и на различном уровне.
— Как проходит обучение специалистов по иппотерапии, на базе какого основного образования?
— Как правило, возможным базовым образованием для будущего специалиста по иппотерапии может быть: зоотехническое, медицинское, психолого-педагогическое. Обучение проводится в специализированных центрах под эгидой Национальной федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. О профессионализме иппотерапевта, в первую очередь, говорит инициативность, чуткость и терпеливость.
Из архива пресс-службы КСК «Битца»
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться