Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

05 октября в 09:00
Съезд «Статистика здравоохранения нового времени»: новые вызовы – новые решения

07 сентября в 21:45
Выявить риски поможет онкокалькулятор

14:51
В ФЦМН ФМБА пациенту удалили обширную редкую опухоль

вчера в 13:51
Правительственная делегация посетила онкодиспансер в Магадане

вчера в 12:58
Экзоскелет получил сертификат качества ЕС



Педиатрия Статьи
09 июля 2012, 17:49 X 6586 K 2

Как правильно научить ребенка читать?

Не секрет, что многие родители хотят, чтобы их ребенок начал читать «самый первый». Но стоит ли ставить такие сомнительные рекорды на своем малыше?..

С какого возраста начинать?

Мнения специалистов на счет раннего обучения чтению крайне противоречивы. Представители западных методик обучения (например, школа М. Монтессори) считают, что начинать целесообразно уже с 2-3 лет, так как это заложит основу для расширения кругозора малыша в будущем. Представители отечественных методик предлагают начинать не раньше 5 лет, то есть непосредственно перед школой, чтобы не перегружать ребенка.

В то же время учеными давно доказано, что чем раньше дети учатся читать, тем лучше они говорят, тем реже нуждаются в помощи логопеда и тем богаче их словарный запас по сравнению со сверстниками, начавшими читать позже. При этом и педагоги, и психологи сходятся в одном: нельзя допустить, чтобы первые уроки чтения вызвали у ребенка негативные эмоции и тем самым нанесли психологическую травму.

5 распространенных ошибок родителей

Ошибка № 1. Нельзя требовать от малыша все и сразу. Процесс обучения чтению долгий, он требует терпения. Вспомните, как ваш малыш научился ходить? Сначала он научился сидеть, потом – стоять, затем ходить при помощи ходунков и только после – сделал первый самостоятельный шаг. Также и с чтением.

Ошибка № 2. Нельзя устраивать соревнования («а вот соседский Ваня раньше тебя прочтет эту книжку»). Каждый ребенок – индивидуальность. Ставя его в такие жесткие временные рамки, вы можете ему навредить: не оправдав ваших ожиданий, у ребенка появятся комплексы, что он «плохой».

Ошибка № 3. Книга должна соответствовать возрасту ребенка. Нельзя предлагать для чтения 4-летнему малышу сложную книжку стихотворений или рассказов. Для 2-3-летних детей подойдут потешки, для детей в возрасте 4-5 лет– короткие сказки, а после 5 лет – небольшие рассказы и стихи.

Ошибка № 4. Нельзя навязывать ребенку для чтения те книги, которые нравятся вам. Даже если в сотый раз он хочет прочитать вам «Репку», пусть читает! Результат все равно будет лучше, чем если вы насильно заставите его читать нелюбимого по каким-то причинам «Колобка». Вы можете рассказать, какие книжки любили в его возрасте, но выбирать книги для чтения он должен сам.

Ошибка № 5. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается прочесть с первого раза. Но при этом обязательно бурно хвалите даже за маленький шаг вперед в процессе чтения. Ваша похвала – мощный стимул для малыша, он сам захочет порадовать вас в следующий раз еще больше.

Каким способом учить?

Психологи убеждены: любое обучение в раннем возрасте должно носить игровой характер. Именно игры в детстве формируют будущие интересы, привычки и даже черты характера ребенка.

Существует две основные методики обучения чтению. Согласно первой, надо начинать учить ребенка соединять слоги из букв, а затем уже слоги соединять в слова. Для этого необходимо приобрести кубики с буквами и заниматься ими с ребенком по 10 минут 3 раза в день. Показывая, например, букву «Б», четко проговаривайте звук «б» и тут же перечисляйте несколько слов, которые начинаются с этой буквы (бублик, белка, бусы и т. д.). А затем предлагайте малышу поиграть: вы показываете кубик с буквой – он называет слова.

Согласно второй, следует учить ребенка запоминать уже целые слова, начиная с коротких и простых (дом, рот, мама и т. д.), а уже их складывать в предложения и «искать» в тексте. Для этого можно поиграть в игру «Потерялся котик» (мышка, домик и т. п.). Пусть малыш попытается найти изображение кошки в иллюстрированной сказке «Репка», листая страницы. А когда отыщет, похвалите его, покажите, из каких букв состоит слово «кошка», и в следующий раз предложите отыскать это слово в тексте по буквам, а не по картинке.

Обратите внимание

  • Если вы не уверены в своих педагогических способностях, лучше пусть первое занятие проведет профессионал (воспитатель в саду, работник детского центра и пр.), а вы уже будете продолжать «по накатанной дорожке».
  • Иногда неспособность научиться читать – это не детское упрямство, а признак заболевания. Избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению называется дислексия (от греч. слов «плохо» и «речь»). Это психологическое расстройство может носить наследственный характер. А может быть одним из проявлений аутизма и СДВГ, поэтому консультация психотерапевта в этом случае обязательна.

Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
. sofitia 10 июля в 17:15  

Вот я уже в 4 года читала сверстникам в детском саду сказки. Не знаю, помогло ли это мне в жизни... особенной разницы с теми, кто научился читать в 1 классе я не заметила.


. Наталия Литвиненко 11 июля в 17:41  

Аналогичная история:) Но мне это помогло в 1 классе - было полегче. чем тем, кто только учился, и техника чтения была высокая.