Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

01 апреля в 21:07
Врачи освоили современные методы гидрокинезиотерапии

03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

вчера в 22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом



Педиатрия Статьи
26 августа 2011, 13:14 X 8441 K 0

Заикание

Плавная речь с идеальным ритмом, без усилий и колебаний – явление недостижимое. У каждого человека встречаются её прерывания, занимающие 7-10% произнесённого объёма речевой информации. Повторения отдельных слов или целых фраз, «мычание», долгое протяжное «э-э-э», междометия и слова-паразиты активно мешают человеку сделать свою речь красивой и мелодичной. Однако в том случае, если перерывы в речи составляют более 10% её объёма, специалисты говорят о заикании. Ещё более уверенными в своей правоте они становятся, отметив напряжение и тревогу говорящего, частые повторения отдельных звуков и слогов, их неестественное растягивание, блоки молчания, гримасы лица или тики.

Заикание – это сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. Как правило, проблема возникает у детей 2-5 лет, то есть падает на период интенсивного формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи. Легковозбудимые, нервные дети чаще оказываются в группе риска. Кроме того, мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. В целом, неприятная особенность проявляется у 2-3% детей, но чаще всего проходит с возрастом. По статистике, среди взрослых заикается всего 1% людей, но тут важно учитывать, что проблема может явиться следствием органических поражений мозга и центральной нервной системы (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции), а не обязательно приходит «из детства». Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при аномалиях головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах.

Формы заикания. Существуют две взаимодополняющие друг друга классификации заикания, обращающие внимание на различные его аспекты. Согласно первой из них выделяются три формы патологического процесса:

  • Клоническое заикание – лёгкая форма, при которой повторяются отдельные звуки или слоги слова (иногда целые слова). Например: с-с-сумка, ко-ко-коробка.
  • Тоническое заикание – более тяжёлое нарушение, когда возникает длительная пауза в начале или середине слова либо какой-то звук сильно растягивается. Говорение сопровождается существенным мышечным напряжением. Например: с---умка, ко-о-о-робка.
  • Смешанное заикание – сочетание первых двух типов недуга.

Вторая классификация предлагает иной подход, опирающийся на позиции современной нейрофизиологии. Здесь говорят о двух разновидностях проблемы:

  • Невротическое заикание – следствие острой или хронической психической травматизации в возрасте 2-6 лет. То есть запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. Ранее речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует возрастным срокам, а в отдельных случаях может опережать их. Помимо заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность.
  • Неврозоподобное заикание - выраженный неврологический дефект, включающий нарушения моторики и артикуляции. Раннее речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Однако движения детей, страдающих неврозоподобным заиканием, обнаруживают разнообразные нарушения. Есть сложности с координацией, выразительными движениями, речи сопутствует активная жестикуляция. Возможно возникновение невротических реакций.

Важно осознавать, что какая бы форма заикания не проявлялась у ребёнка, он от этого не становится менее умным, чем его сверстники. Заикание не затрагивает интеллектуальную функцию, так как это дефект мышечной активности речевого аппарата. Также родителям полезно усвоить, что заикание невозможно приобрести, подражая человеку, страдающему от этого недуга.

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка.

Коррекция заикания возможна с участием врача-невропатолога и логопеда (нередко полезной оказывается и помощь детского психолога). Что касается роли в этом процессе родителей, то им, в первую очередь, не следует акцентировать внимания на проблеме ребёнка. Также не нужно заставлять заикающегося малыша подолгу и через силу выговаривать сложные фразы и слова, так как это лишь травмирует его психику. «Поддерживающие» фразы «Говори медленнее», «Расслабься», «Дыши ровнее» и тому подобные ещё одна помеха на пути к выздоровлению. Они усугубляют ситуацию, вызывая сильное мышечное напряжение, в результате чего заикание только усиливается. К сожалению, ни один метод борьбы с недугом не даёт гарантии 100% избавления от неприятной особенности, но специалисты, безусловно, помогут ребёнку выработать навыки плавной речи или, по крайней мере, модифицировать заикание так, чтобы оно не мешало общению.


Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта