В июле этого года доктор медицинских наук Эндрю Клейн (Andrew Klein), хирург и видный специалист по заболеваниям печени, опубликовал занятную статью, в которой высказал свои воззрения на проблему вежливости коллег по цеху. По мнению врача, поведение хирурга в операционной влияет не только на результаты лечения, но и на количество медицинских ошибок пациентов и персонала, на общую удовлетворённость больного и даже обуславливает расходы на здравоохранение.
Эндрю сетует, что в современном обществе мораль утратила своё влияние, мы всё чаще сталкиваемся с грубостью и хамством. В автобусах никто не спешит уступать место пожилым, в очередях раздаются отголоски бесконечных перепалок. К сожалению, подобной деградации подвергаются все аспекты жизни и сфера медицинских услуг в том числе. «Это понятно, когда хирурги получают работу на основе своих знаний, уровня образования и технических достижений, но операции они проводят в особой социальной среде, где все должны работать вместе на благо пациента. Когда хирург находится в позиции силы, грубит и не уважает остальных сотрудников, это влияет буквально на всё…», - говорит Клейн.
В соавторстве с доктором философии Пьером Форни (Pier Forni) Эндрю Клейн провёл несколько крупномасштабных опросов и исследований, чтобы наглядно продемонстрировать влияние грубости в сфере здравоохранения на качество обслуживания пациентов. Специалистам удалось выяснить, что:
- Вежливость в операционной обуславливает меньшее количество послеоперационных смертей и осложнений (чтобы доказать это, авторы публикации изучили поведение хирургов во время проведения 300 различных операций).
- 75% работников клиник, в том числе фармацевтов и медсестёр, стараются избежать взаимодействия с врачом, который принижает их достоинство, грубит или оскорбляет, даже если сотрудничество с этим специалистом необходимо для эффективного лечения пациента.
- Больницы с высокой текучестью кадров могут «похвастаться» лишь увеличением количества медицинских ошибок и бедными клиническими результатами. Клейн и Форни подчёркивают, что текучесть кадров связана, в первую очередь, с невежливостью руководящего состава клиник. Более чем две трети медицинских сестёр, увольняющихся с прежнего места работы, утверждают, что там имели место серьёзные оскорбления их личного достоинства (как минимум один раз в три месяца).
Исследователи отмечают, что споры хирургов во время операции, невозможность прийти к согласию, также вредны, как и непосредственная грубость по отношению к коллегам, которые, например, по ошибке подали не тот инструмент, который просил специалист. Оставляя операционную, хирург должен понимать важность отказа от власти. Культура лояльности приносит значительно более важные плоды, чем те, которые могут быть взращены строгим стилем управления и директивными указаниями «сверху».
По мнению Пьера Форни, бескультурью в среде хирургов содействуют главным образом два фактора – стресс и анонимность. С тем, что проведение операций – работа крайне напряжённая и вызывающая большие стрессы, спорить никто не будет, да и бороться с этим сложно. Что же касается анонимности, то Форни советует медицинским специалистам находить время для лучшего знакомства со своими коллегами и пациентами. В этом случае рабочая среда станет комфортнее, а удовлетворённость от работы возрастёт. «Грубость руководителя повышает кровяное давление сотрудников, их иммунная система ослабляется, - говорит Форни. - Исследования показывают, что бескультурье в хирургии связано с увеличением количества больничных среди работников и учащением врачебных ошибок».
Резюмируя свою статью, Эндрю Клейн призвал начинать формирование культуры вежливости в операционных с момента становления самих хирургов. Личные качества молодых врачей должны, по его мнению, учитываться в процессе конкурентной борьбы с той же тщательностью, что и их мастерство. Трудовая этика, преданность делу, способность работать в команде – всё это формирует дальнейшую успешность врача и гарантирует качественные услуги его пациентам.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться