Псориаз известен врачам многие века, давно исследуются причины его возникновения и изобретаются эффективные методы лечения. Но пациенты с такой болезнью испытывают множество проблем. Например, отсутствует ранняя диагностика, своевременная постановка диагноза, существует сложная маршрутизация от дерматолога к ревматологу и т. д. Из-за промедлений и неправильного лечения кожная болезнь переходит на кости и суставы, что приводит к псориатическому артриту.
Этой проблемой озаботились создатели проекта «Чистая кожа — здоровые суставы». Пристальное внимание было уделено пациентам с псориазом и псориатическим артритом, проживающим на территории Московской области. Результаты реализации проекта и обсудили ведущие доктора и представители общественных организаций.
Каждый взрослый и ребенок имеют право на получение качественной лекарственной терапии и медицинской помощи не зависимо от места проживания. Было решено проводить скрининги, чтобы своевременно диагностировать заболевание и люди получили необходимую терапию. Реализация проекта стартовала в Пермском крае. Мы получили колоссальные результаты и решили распространить его на территорию всей России. Дальше «Чистая кожа — здоровые суставы» продолжилась в Московской области. В планах проведение проекта в Новосибирске Твери и Тюмени. Так начала свое выступление Жанна Гарибян, президент МБОО «Возрождение».
Псориаз может передаваться по наследству, а может никогда не проявиться в отличие от той же гемофилии. «Часто пациенты волнуются не о физическом здоровье. Их, скорее, беспокоит то, как они будут выглядеть. Ведь псориаз — это хроническое неинфекционное заболевание, дерматоз, который поражает в основном кожу. К сожалению, часто пациенты недооценивают болезнь. Выявляется неуклонный рост выявления первичных патологий. По России около 330 тысяч пациентов, страдающих псориазом. Это примерно 55 случаев на 100 тыс. человек. Это и взрослые, и дети.
Есть такая тенденция, что каждый год на 2 тыс. пациентов с таким диагнозом становится больше. Страдают в основном взрослые, меньше дети и подростки. На диспансерном учете по псориазу в Московской области сейчас состоит более 150 человек. У наблюдаемых пациентов псориаз имеет различные формы. Чаще всего встречается вульгарный, реже каплевидный и другие виды заболевания. Но редкие формы обычно протекают тяжелее, требуют таргетного лечения. При заболевании часто поражается волосистая часть головы и ногтевые пластины, оно распространяется на опорно-двигательный аппарат. Этого можно избежать, если вовремя выявить симптомы и назначить необходимую терапию», — рассказала Наталья Махнева, главный внештатный специалист по дерматологии и косметологии Министерства здравоохранения Московской области, главный врач Московского областного клинического кожно-венерологического диспансера, д. м. н.
Самое важное — вовремя выявить псориатический артрит до инвалидизации
«С точки зрения ревматолога псориатический ревматизм — это не псориаз с артритом, а ревматическая болезнь, сопровождающаяся хроническим воспалением позвоночника, суставов, связок, сухожилий и, непосредственно, псориазом. По общепринятым международным критериям может быть установлен диагноз „псориатический артрит“ без наличия псориаза у пациента. Потому что учитывается псориаз в анамнезе или у родственников. Это довольно сложная патология, которая требует взвешенного подхода еще на уровне диагностики.
В России у очень многих людей не диагностирован псориатический артрит. Потому что эта болезнь сейчас находится вне зоны внимания. А лекарства в первую очередь получают те, кто имеет статус инвалида. Очевидно, что это нелепость, не имеющая никакого практического смысла. Начинать лечить нужно еще до того как назначена инвалидность. Требуется активная позиция общества и врачей по этому вопросу. К сожалению, многие пациенты обращаются к врачу очень поздно или не обращается вообще с жалобами на суставные болезни по самым разным причинам. Может быть, в поликлинике нет специалиста, или назначено симптоматическое лечение, и пациент этим удовлетворяется, некоторые боятся дополнительных расходов и т. д.
В России, кроме того, дерматолог выявляет псориатический артрит и пациента отправляет к ревматологу. Но по существующей системе больной сначала должен попасть к терапевту. Отсюда начинается сложный путь к ревматологу. На лечение уходят годы. А промедление даже на год бывает критично. Это большая проблема, которая требует решения: медицинская, образовательная и организационная», — отметил Дмитрий Каратеев, главный специалист-ревматолог Минздрава М. О., руководитель Московского областного ревматологического центра, профессор кафедры терапии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского.
Безусловно, в Москве лечение псориаза и псориатичесого артрита протекает проще, чем в других регионах страны. Это связано с тем, что необходимых специалистов в столице больше, чем в других областях России. Кроме того, в Москве существует единая медицинская информационно-аналитическая система. Она позволяет дерматологам напрямую направлять пациента к ревматологу, минуя этап прохождения терапевта и ненужных исследований. Это экономит драгоценное время, которое позволяет вылечить больного до наступления инвалидизации.
«Необходимо наладить очень тесное сотрудничество между дерматологами и ревматологами. Вероятный псориатический артрит встречается примерно у 36 % пациентов с псориазом. Достоверный псориатический артрит встречается у 56 % обследуемых. К сожалению, некоторые пациенты, которые отправляются на дообследованние, потом не приходят к врачу по разным причинам: боятся сложного дорогостоящего лечения, или же не считают свою болезнь достаточно серьезной. И, к сожалению, 80 % пациентов приходят к ревматологам без адекватного обследования. Соответственно их отправляют на дообследование. А это повторные визиты к врачу, которые для таких больных очень сложны», — сказала Елена Лучихина, ведущий научный сотрудник ревматологического отделения, доцент кафедры терапии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского.
Многие педиатры не знают о том, что существует детский псориаз. Часто они игнорируют симптомы и лечат младенцев от пеленочного дерматита. Но эксперты отметили, что эта болезнь может начаться у младенцев и вовремя назначенное лечение спасает от многих будущих проблем.
Омоложение детского псориаза
«Статистика при этом постоянно растет. Если в 2014 году было выявлено 524 ребенка с псориазом в возрасте от рождения до 14 лет, то в 2017 году уже 700. Мы наблюдаем проявления псориатического артрита уже в детском возрасте. Но он не выявляется и не регистрируется. При этом, как показывает официальная статистика и наши исследования, сейчас мы видим омоложение детского псориаза. Если раньше самый ранний возраст был год и 8 мес., то сейчас уже младенцы до года могут страдать таким заболеванием.
В группе риска те дети, которые раньше с семьей проживали в теплых странах, а потом по каким-то причинам переехали в среднюю полосу или на север страны. К провоцирующим факторам у современных детей относится раннее использование гаджетов. Это ведет к перераздражению нервной системы. В результате проявляется та наследственность, которая могла бы и не проявиться. Конечно же, можно отнести сюда и неправильное питание, так как современные родители много времени проводят на работе и часто на стол попадают полуфабрикаты или фаст-фуд. Еще играет роль состояние психологического климата в семье», — рассказывает Лариса Каменева, главный внештатный специалист дерматовенеролог.
Между тем, многие родители не считают псориаз серьезным заболеванием и отказываются от лечения ребенка. Тревогу они бьют только тогда, когда болезнь переходит с кожи на кости и суставы. Если же говорить о подростках, то их псориаз вгоняет в депрессию. Ведь в этом возрасте очень важно выглядеть привлекательно.
«Портрет молодого пациента — это девушка или молодой человек 16-17 лет,, с ожирением, с тяжелейшим псориазом и депрессией. Это так называемый ювенильный псориатический артрит. Но часто пациентам не ставят такой диагноз. По нему не дают инвалидность. А значит, приходится писать другие диагнозы, чтобы ребенок бесплатно получил необходимые лекарства. Необходимо составить реестр детей с ювенальным псориатическим артритом. Нужно наладить преемственность между педиатрами и терапевтами. Ведь часто заболевание никуда не девается у ребенка и перекочевывает с ним во взрослую жизнь. Педиатры теперь знают, что есть такое заболевание, они больше не лечат пеленочный дерматит, они направляют к дерматологу, если видят что у ребенка ювенильный ревматоидный артрит и проявляется псориаз», — главный внештатный детский ревматолог Минздрава Московской области Юлия Котова.
В результате состоялось подписание проекта резолюции, в котором предлагается упростить маршрутизацию записи от дерматовенеролога к ревматологу, минуя терапевта, разработать и реализовать положение о создании специализированных Центров лечения псориаза, внести предложения по обеспечению больных лекарствами, для того чтобы не допустить их инвалидизацию, разработать и реализовать комплекс мер по информированию широкой общественности о псориазе и псориатического артрита и т. д.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться