В Москве прошел видеомост со странами СНГ, посвященный суицидам. Выяснилось, что в Армении практически нет самоубийц. В этой стране ежегодно сводят счеты с жизнью только два человека на 100 тысяч населения.
Для сравнения: в Казахстане на 100 тысяч ежегодно приходится примерно 30 суицидов, в России – 21,6. Далее идут Украина (20) и Молдавия (17).
Участники видеомоста из Еревана попытались объяснить, почему в Армении так мало самоубийц. Самоубийства как явление давно изучены и зависят от целого ряда факторов – от климата, национальности, религии, но главное – от социально-экономических показателей. В Армении исторически всегда было очень мало самоубийств, что связано с высоким уровнем интеграции армянского общества – каждый армянин знает, что окружающие не бросят его в беде, родственники и друзья всегда помогут. Тем не менее, в последние годы количество самоубийств в стране начало расти – в 2010 г. этот рост достиг 10%, в 2011 – уже 30%.
По словам руководителя лаборатории Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского профессора Елены Дозорцевой, именно с отсутствием социального лифта связаны и российские самоубийства – недаром больше всего суицидов приходится на сельскую местность.
Со слов психиатров, на сведение счетов с жизнью людей подталкивает в том числе и банальная зависть. В первую очередь руки накладывают на себя те, кто болезненно воспринимает «вопиющее социальное неравенство». Чувством зависти объясняется и большинство подростковых самоубийств.
Психиатрами замечено: большая часть самоубийств приходится на дневное время, то есть на пик деловой и социальной активности. А это значит, что самоубийца – чаще всего это социально активный молодой мужчина, которому общество не дало возможности проявить свои таланты и выплеснуть энергию в созидательном направлении.
Среди здоровых активных мужчин суицид как причина смерти занимает первое место, опережая даже ДТП. От самоубийств в России умирают в три раза больше молодых мужчин, чем от убийств. А каждый погибший мужчина – это нерожденные дети и потерянная рабочая сила. И хотя детей рожают женщины, в Московском НИИ психиатрии подсчитали – именно мужчины-самоубийцы наносят наибольший урон российской демографии. Если бы не самоубийцы, уровень депопуляции, ожидаемый к 2030 г., был бы ниже на 15%.
Таким образом, суммарные экономические убытки государства от самоубийства одного россиянина оцениваются в 5 млн. рублей. Убытки от самоубийства россиянок оказались намного скромнее – женщина-самоубийца разоряет бюджет на 800 тыс. рублей. При этом у женщин намного реже появляется желание свести счеты с жизнью: из десяти самоубийц только трое – женщины.
Основной комплекс мер, предлагаемый психиатрами, рассчитан на детей и подростков (к слову, убивать себя представители мужского пола в России начинают с пятилетнего возраста). Родительская опека подростков сможет спасти далеко не всегда – ведь и самим родителям часто лет по 30 – 40, а это пик суицидального возраста.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться