Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

вчера в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

вчера в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Психиатрия и психология Интервью с экспертом
15 июля 2019, 17:24 X 3669 K 0

Анастасия Бычкова: «Важен принцип персонализированной психологии»

Арт-терапия — понятие разноплановое и включает в себя самые разные направления, в том числе связанные с музыкой, живописью, танцами, театром. Особенностью всех этих направлений является то, что они являются не столько видами искусства, сколько методами погружения в себя с целью понять происходящие внутри психические процессы, выявить проблемные области и исправить ситуацию к лучшему. Об этом рассказала Анастасия Бычкова, психолог, арт-терапевт, йога-релаксолог, член Профессиональной арт-терапевтической лиги, организатор первого психологического фестиваля «PsyДень на даче ДубльДома», информационным партнером которого выступил портал «МЕД-инфо».

— Арт-терапевтических техник очень много, а какое направление из всего этого разнообразия вы считаете наиболее действенным?

— Выделять только одно направление было бы неправильно. Тут все очень индивидуально, как и в медицине. Нужно исходить из потребностей клиента, его особенностей, учитывать запрос, с которым человек обратился к психологу. В здравоохранении есть понятие персонализированной медицины. По аналогии с этим работа с любым клиентом должна строиться по принципу персонализированной психологии. Соответственно, подбор методик будет индивидуализированным. Если с одним клиентом сработают, например, метафорические карты, то другому человеку, вероятно, подойдет танцевальная терапия или сказкотерапия. Может быть и такое, что человеку в принципе не близка работа в арт-терапевтическом подходе, и тогда хороший специалист посоветует обратиться к другому психологу, который придерживается иной психологической парадигмы.

— Тем не менее сейчас есть направления на пике популярности. Это те же метафорические карты, которые вы упомянули. И многие психологи специализируются на них, как бы «превознося» этот метод над другими...

— Я очень люблю использовать метафорические ассоциативные карты (МАК) в своей работе. Если Зигмунд Фрейд считал сон королевской дорогой в бессознательное, то для меня такой дорогой являются МАК. Это действительно действенный метод, который помогает разрешить трудные и спорные ситуации в жизни, понять какие-то скрытые убеждения, найти внутренние барьеры, мешающие добиваться целей, и многое другое. Наверное, именно поэтому МАК стали так популярны.

Однако тут есть два основных заблуждения, о которых я бы хотела сказать отдельно. Первое заключается в том, что метафорические карты зачастую ассоциируются с гадальными. Причем, такое мнение существует как среди клиентов, так и среди психологов.

«Метафора и ассоциация должны исходить от клиента и только»

Иногда клиенты приходят к специалисту и буквально просят его «предсказать судьбу». Или вытягивают карту и ждут, что после этого психолог расскажет все о жизни человека, его характере, страхах, секретах и т. д. И некоторые психологи, особенно те, кто только начинает работать с МАК, могут поддаться этому влиянию и в самом деле начать интерпретировать карту клиента. Это очень распространенная ошибка при работе с картами. И здесь важно помнить, что метафора и ассоциация, которые дали определение методу, должны исходить от клиента и только.

— Что вы имеете в виду?

— Работа с МАК начинается с того, что клиент вытягивает одну или несколько карт. Затем начинает рассматривать изображенный на ней рисунок и интерпретировать его. Задача психолога заключается в том, чтобы задавать вопросы. В некоторых случаях ему даже не нужно особо вглядываться в карту. Иногда, правда, клиенту можно помочь, особенно если человек впервые работает у психолога с картами. Например, можно сказать: «Это солнце у меня ассоциируется с теплом родительского дома. А что это для вас?». И тут важно давать человеку возможность говорить, интерпретировать рисунок на карте, давать свои ассоциации и работать уже с тем материалом, который предоставляет именно клиент. Иначе есть опасность начать самому интерпретировать содержание карты, и эти ассоциации не будут иметь никакого отношения к клиенту.

Таким образом, работа с картой — это не гадание, и психолог не может увидеть будущее. Карта — это всего лишь рисунок, изображение. Ценность для работы с клиентом представляют только его ассоциации.

— Вы сказали о двух основных заблуждениях. Какое второе?

— Это то, что и психологи, и клиенты, начитавшись отзывов о чудодейственных картах, начинают думать, что этот метод обязательно всем поможет разобраться со своими проблемами. Я уже говорила о том, что тут важен персонализированный подход. Однако есть убежденные специалисты, такие «адепты МАК», как я их называю, которые верят, что карты — универсальный способ, который подходит всем. И какой бы клиент к ним ни обратился, они всегда начинают работу с карт, что, к слову, может испугать неподготовленного человека.

«Работа с картой — это не гадание, и психолог не может увидеть будущее. Карта — это всего лишь рисунок, изображение»

Но есть и клиенты, которые приходят со своим запросом и желанием поработать именно с картами. Чаще всего эти люди считают, что карты «расскажут», как им поступить в трудной ситуации, какой выбор сделать, как разрешить конфликт... То есть они и впрямь верят в «магическую» силу карт, воспринимают их как волшебную пилюлю от всех проблем. Но это, как вы уже поняли, совсем не так.

— Что делать, если человеку не подошел метод, который ему предложил психолог? И как вообще можно понять, подходит тебе техника или нет, ведь клиент не имеет специального образования?

— Зато его имеет психолог, должен иметь. И специалист может увидеть, что вот конкретно в этом случае метод не заходит. Может быть, человек еще не готов, ему страшно, может, он не умеет или по каким-то причинам не хочет идти в данном направлении. Например, у меня была клиентка, которая смотрела в карты и вообще ничего в них не видела. Для нее это были просто картинки, никаких ассоциаций. Но у нее в принципе были проблемы с ассоциативным мышлением. Соответственно, какой смысл продолжать работу с МАК с таким человеком, это неэффективно. Психолог это видит и понимает. В таком случае он может поменять метод, если владеет иными терапевтическими инструментами, или направить клиента к другому специалисту. Это я, конечно, говорю о добросовестных психологах, которые в первую очередь думают о пользе для своего клиента.

Сам же человек тоже может почувствовать, что тот или иной метод ему неприятен, ему некомфортно. К примеру, многим тяжело включаться в телесные практики, особенно если человек знает, что он закрепощен, ему сложно даются какие-то вещи в психическом или физическом плане. И тогда не надо терпеть, следует сказать об этом психологу.

«Телесные практики базируются на идее, что все наши переживания, эмоции, травмы из прошлого, стрессы „хранятся“ в нашем теле в виде зажимов, блоков, мышечных спазмов, различных заболеваний»

— Раз уж зашел разговор о телесных практиках, расскажите немного об этом направлении. Кому подходит телесно-ориентированная терапия?

— Здесь есть множество своих нюансов. И, как в случае с арт-терапией, в телесно-ориентированной терапии есть свои направления и подвиды. Углубляться в теорию, думаю, не стоит. Важно понимать саму суть. Так, телесные практики базируются на идее, что все наши переживания, эмоции, травмы из прошлого, стрессы «хранятся» в нашем теле в виде зажимов, блоков, мышечных спазмов, различных заболеваний... И если мы с помощью физических упражнений, танцев, прикосновений разберемся с этими зажимами, то сможем проработать их первопричину.

— То есть своего рода обратный процесс? Если в психоанализе, например, идет работа через слова, а следом «подтягивается» расслабление тела, то тут работа через тело?

— Примерно так и есть, да. И, казалось бы, идеальный вариант — сделал пару танцевальных па, и проблемы нет. Но тут тоже необходим индивидуальный подход. Например, люди, которые не терпят прикосновений к себе от других людей, вряд ли будут комфортно себя чувствовать, если им придется постоянно иметь физический контакт с терапевтом. Тут можно комбинировать направления: сначала «на словах» или с помощью других психологических методов проработать вопрос невозможности физического контакта, а затем предложить клиенту поработать в телесно-ориентированном направлении. Но такой вариант возможен далеко не всегда, так как «универсальных» специалистов, владеющих столь разнонаправленными методами, очень мало. Все же психологи специализируются чаще всего на чем-то одном. Хотя некоторые упражнения и техники из других направлений можно использовать и в той парадигме, в которой работаешь постоянно.

Например, я предпочитаю в своей работе использовать методы арт-терапии. Однако когда я вижу, что клиент сильно зажат физически, то могу попробовать какие-нибудь телесные практики. (При условии, конечно, что в данном конкретном случае это приемлемо.)

— А есть какие-то любимые телесные упражнения для физического расслабления, раскрепощения?

— Чаще всего я использую интуитивный танец (так я его назвала). Это авторская интерпретация того, что делают на своих практиках телесно-ориентированные терапевты.

Такой танец не предназначен для выступлений на сцене. Его суть в том, чтобы почувствовать свое тело и его импульсы.

Я включаю легкую расслабляющую музыку, желательно без барабанов. И предлагаю клиенту закрыть глаза и какое-то время просто стоять, слушать музыку и пытаться почувствовать свое тело, найти баланс. Постепенно человек начинает больше чувствовать себя. Потом я разрешаю правой кисти клиента начать движение. Только правая кисть. И двигаться она должна так, как ей вздумается. То есть человеку важно позволить своей руке «вести», он не должен контролировать ее движение. Затем «включается» предплечье правой руки, локоть, плечо... И вот уже вся правая рука «танцует», то есть двигается так, как ей того хочется. Человеку же важно чувствовать этот импульс, позволять ему быть. Так, постепенно каждая часть тела по очереди начинает движение. И под конец получается этот самый интуитивный танец, когда тело танцует, когда человек слышит его потребности. Для меня интуитивный танец — это возможность познакомиться с собой, почувствовать себя, насладиться неконтролируемым движением. Это позволяет не только получить удовольствие, но и расслабиться, отдохнуть.

Кстати, попробовать станцевать свой интуитивный танец сможет любой желающий на психологическом фестивале «PsyДень на даче ДубльДома».

«Интуитивный танец — это возможность познакомиться с собой, почувствовать себя, насладиться неконтролируемым движением»

— Расскажите подробнее о фестивале. Кто может поучаствовать, какие активности для гостей планируются?

— PsyДень пройдет 17 августа на даче ДубльДома в Жуковке близ Троицка, в Новой Москве. Это интересное пространство, где созданы идеальные условия как для практик, которые можно проводить на свежем воздухе, так и для семинаров и психологических игр. И мы будем использовать все эти возможности!

На фестивале будет несколько зон. Первая — это зона психологических игр, которой будет заведовать Екатерина Шамина, клинический психолог, коуч, член ICTA (InternationalCoachandTrainerAssociation). Она проведет детскую игру, направленную на избавление от страхов, и игру для взрослых, которые хотят научиться справляться со стрессом. Вторая зона — мастерская, хозяйкой которой станет Елена Акатова, психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации, куратор крупного психологического онлайн проекта для женщин. Елена проведет мастер-класс для детей по созданию открытки и мини-истории, а также мастер-класс для родителей по созданию терапевтической сказки. Будет лекторий, где я впервые представлю свою авторскую технику присутственной визуализации «Дом», расскажу о правилах эффективного мечтания, а также отвечу на вопросы, почему не всегда и не все мечты сбываются.

В этой же зоне Анна Чижова, врач-психотерапевт, сексолог, психиатр, профессиональный медиатор (специалист по урегулированию конфликтов), проведет лекцию по медиации и расскажет, как можно справляться с бытовыми и семейными конфликтами. Будет много активностей и на улице, где Анна проведет семинар по семейным сексуальным дисгармониям и увлекательную игру для взрослых о доверии. Я же расскажу о том, как научиться «видеть» ложь, даже когда оппонент тщательно пытается ее скрыть. А потренировать свои навыки гости фестиваля смогут в игре в «Мафию» под руководством игропрактика Сергея Ковальчука. Ну и самая воздушная зона на фестивале — зона гамаков, которую представит студия аэройоги и релаксологии «Эйфория» и ее тренер Яна Громова. Закончится фестиваль как раз интуитивным танцем — приятным и расслабляющим!


Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта