Продолжая разговор о депрессии, поговорим о методах проживания и прохождения через это состояние. Об этом рассказывает Татьяна Захарцова, сертифицированный практикующий экзистенциальный психолог, сертифицированный специалист по работе с психосоматикой, специалист по работе с проективными методиками и консультант по арт-терапии.
В Древней Греции депрессию лечили травами, а в Риме — кровопусканием, слабительными и рвотными, лишением сна. В современном мире способы помощи при депрессии делятся на медикаментозный, «разговорный» и разные сочетания этих двух способов. Органическая или эндогенная депрессия, вызванная физиологическими причинами (например, болезнями щитовидной железы, надпочечников или гипофиза, или недостатком медиаторов, или их недостаточный захват), лечится у врачей конкретной специализации и/или психиатром с помощью медикаментов. Параллельно существуют много подходов из «разговорной» психотерапии для помощи при депрессии. Поговорим о самых эффективных из них.
Первый подход
Первый подход, который используют все врачи и психологи, — это исследование, то есть понимание на рациональном уровне. Что есть это состояние? Как оно воплощается у конкретного человека? Часто депрессию трактуют как подавление каких-либо переживаний или чувств: что в данном случае «задавлено». Психотерапевт/психолог и клиент размышляют вместе, что подавлено у клиента? Для чего нужно это состояние? Затем они пытаются понять, нужно ли избавляться от этого состояния и для чего. Это позволяет клиенту познакомиться ближе со своим состоянием, перестать его бояться и игнорировать, а также понять причинно-следственные связи возникновения этого состояния в его жизни. Иногда даже этого бывает достаточно, например, когда человек понимает, что он устал, потерял ориентиры, переживает потерю. Иногда для знакомства можно использовать образы словестные и в виде изображений, очень здОрово изображать свою депрессию на рисунках, в пластилине или картоне, любыми доступными способами. Исследуя это состояние далее, они рассматривают обратную сторону процесса, ведь если бы это состояние было бы не нужно, то его бы не было. Что это состояние помогает делать/не делать? Что получает человек находящийся в этом состоянии? Можно ли это получить иначе? Часто это бывает трудно. Ну что я могу получить от депрессии? Это кажется издевательством и абсурдом. Здесь как раз и нужна помощь специалиста, чтобы заглянуть за завесу. Они вместе выстраивают понимание клиента для чего бы ему нужно было бы выйти из депрессии? Как изменится мир клиента при выходе из этого состояния? С какими сложностями придется встретиться и как их можно разрешить. В процессе изучения у клиента складывается виденье своего состояния.
Он научается видеть механизмы, запускающие депрессивное состояние, например, навязчивые и критические мысли, негативный взгляд на жизнь и мир, пессимистический настрой и т. д.
Знает способы помощи себе на первых этапах возникновения депрессивного состояния, например, способы встречи со своими чувствами, техники расслабления или наоборот физической активности, которые помогают ему легче проходить через это состояние.
Клиент и терапевт создают вместе сеть контактов, на которые клиент может опираться, выбирают друзей, родных, которые знают и готовы помогать , а затем специалистов, центров, в которые клиент может обратиться за помощью, если все выше перечисленное не сработало.
Все это помогает клиенту понимать себя и процессы, с ним происходящие, не пугаться их, научиться помогать себе самому.
Второй подход
Второй подход, который часто используется для помощи в депрессивных состояниях, — поведенческий. Клиент и терапевт изучают поведение клиента. Исследуют историю и убеждения, верования человека, которые определяют выбор его поведения. Существует два фокуса внимания: внутренний и внешний фокус. Когда человек прикладывает много усилий для того, чтобы изменить свою жизнь, видит причину всех событий и пытается нести ответственность за свою жизнь — это внутренний фокус контроля. А когда человек видит причину своих неудач вовне, обвиняет окружающих, видит непреодолимое в обстоятельствах — это внешний фокус. Часто именно внешний фокус характерен для людей, склонных к депрессивным состояниям. Смена фокуса помогает изменить жизнь клиента. Клиент и специалист рассматривают и вместе анализируют поведение клиента, ищут формы поведения, приводящие к ухудшению и улучшению состояния, ищут более подходящие стратегии. Клиент учится планировать свою жизнь. Иногда усилия, приложенные к действию, приносят удовольствие, и это очень важно при депрессивных состояниях. Я думаю, всем знакомо, когда во время хандры удается выйти погулять, даже если это было трудно, приходишь с лучшим настроением.
Третий подход
При депрессии взаимоотношения с людьми нарушаются. Человек попадает в изоляцию. Часто отношения изначально связаны с напряжением и внешний фокус контроля — поиск виноватых — тоже не помогает в отношениях с близкими. Поэтому важным подходом в терапии депрессии становится терапия отношений и научение клиента выходить из изоляции и ладить с людьми. Существует краткосрочный подход, направленный на понимание клиента своих сложностей в отношениях. В этой парадигме клиент и терапевт изучают разочарования, личные ожидания, историю отношений и особенности клиента. Он хорош в легких случаях депрессивных состояний. Но бывает, что у клиента сильно нарушены коммуникативные навыки и тогда специалист на примере отношений с ним учит клиента быть в отношениях, и это длительный и сложный процесс.
Четвертый подход
Четвертый подход в исследовании и облегчении депрессивных состояний — это исследование внутренних конфликтов. Человек — существо сложное неоднозначное, и часто бывает, что с одной стороны он очень хочет чего-то, а с другой стороны не хочет. Например, какой-то своей частью Я очень хочу выйти на работу, получать свои личные деньги и не зависеть от родителей, но во мне есть и другая часть, которой очень нравится быть зависимым и нравится иметь много свободного времени и ничем не заниматься. Или я давно не люблю свою жену и понимаю, что нам надо расстаться, потому что эти отношения не приносят больше удовлетворения, но другой своей частью я испытываю вину по отношению к детям и расстаться не могу. Эти внутренние конфликты раздирают нас изнутри, не дают двигаться и развиваться, лишают надежды, что приводит к депрессии. Осознание внутреннего конфликта, поиск ресурса для его разрешения и в итоге разрешение — вот на что наплавлена работа клиента совместно с терапевтом в этом подходе.
Но иногда всего вышеперечисленного недостаточно. И тогда нужен другой жизнеизменяющий глубокий подход, который направлен на изучение глубоких конфликтов из детства, на трансформацию межличностных отношений, на поиск новых смыслов, на получение нового опыта клиента. Клиент и терапевт работают с такими темами, как вброшенность в мир, тревога, одиночество, выбор, потеря, ответственность, контроль, неопределенность, смерть, потеря смысла, вина, страдание. В фокусе терапевтического процесса удерживаются разные парадоксы жизни клиента и напряжение от них, иногда в этом рождается что-то новое. Часто впервые рассказывается целиком история клиента, клиент восстанавливает то, что было утеряно (воспоминания, навыки, чувства, прообразы), происходит изменение взглядов клиента, он начинает понимать причинно-следственные связи в своей жизни, меняется взгляд на себя, он становится более зрелый, реальный, целостный. Клиент постепенно собирает картину себя и своего мира. Самоценность становится реальной, человек начинает понимать (именно понимать и не осуждать!) свои ограничения и сильные стороны. Постепенно выстраиваются более близкие и доверительные отношения с терапевтом, они постоянно находятся в фокусе осознания, а в дальнейшем переносятся в реальность клиента.
Все эти подходы будут очень эффективны в случаях депрессии лёгкой и средней тяжести, в тяжелых случаях они направлены на принятие и адаптацию клиента к своему состоянию, и научению способам самопомощи, в комплексе с терапией антидепрессантами могут быть очень эффективны. Но важно помнить, что депрессия — это болезнь, и серьезная, так как от 40 до 60 % самоубийств совершают именно больные депрессий. А риск самоповреждающего поведения почти во всех случаях: у молодых людей это порезы на теле, агрессивное вождение, занятия рискованными видами спорта, зависимости, у старших это алкоголизм. Люди страдающие от депрессии, к сожалению, очень часто не могут о себе позаботиться. И нуждаются в близких и друзьях, которые бы знали о болезни и не осуждали, а помогли бы вовремя обратиться за помощью. Осуждать и критиковать человека за депрессивное состояние не помогает. Не исключайте этих людей из социальной и семейной жизни, они и так склонны уходить в изоляцию, а по возможности включайте их в жизнь.
Фото с сайта psycholekar.ru
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться