Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

08 октября в 11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

07 октября в 10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

04 октября в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

04 октября в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Травматология Интервью с экспертом
16 марта 2017, 11:32 X 6586 K 0

Александр Гаспаров: «Танцорами должны заниматься специалисты»

Впервые придя на работу в балет в 1989 году, он с ужасом разглядывал разбитые и деформированные от нагрузок стопы балерин, так изящно смотрящиеся со сцены в пуантах. Ему часто приходилось думать о том, что здоровье этой категории людей отдано на откуп им самим. Об этом наше интервью со специалистом восстановительной медицины, имеющим огромный опыт в таком редком направлении посттравматической реабилитации, как балетный массаж, — Александром Джемаловичем Гаспаровым.

— Александр, вы как-то сказали, что артисты балета заботятся о своем здоровье сами? Как это происходит и что делать?

— Много раз замечал артистов с различными мазями, таблетками или ампулами, привезенными из зарубежных поездок. Дело в том, что, не находя решения проблем, они прибегают к самолечению, опираясь на чей-то положительный опыт. Но любое облегчение является временным, если не заниматься проблемой комплексно.

В спорте, начиная с детского возраста, функционирует реальная система диспансеризации, контроля здоровья и выявления различных суставных и мышечных проблем, и их дальнейшее лечение. В балете же артист, как правило, занимается своим здоровьем и лечением сам. Как исключение, в штате некоторых крупных театров и балетных трупп имеется массажист, но специализированный врачебный контроль полностью отсутствует, не считая, например, поликлиники при Большом театре, либо балетными занимаются врачи общего профиля в прикрепленных медицинских учреждениях.

При этом я был шокирован, узнав, что сегодня в Московской государственной академии хореографии, где живут и учатся дети из России и других стран, также не развита медицинская служба контроля за состоянием здоровья студентов. У многих студентов в стенах академии уже начинают формироваться посттравматические заболевания опорно-двигательного аппарата, вызванные интенсивными занятиями и отсутствием реабилитации.

— Можно ли изменить ситуацию?

— Прежде всего, необходимо серьезно подойти к контролю здоровья учащихся хореографических училищ и академий. В штате должны появиться профессионалы, плотно знающие специфику балетных травм. В спорте, особенно в командах, у спортсменов есть прекрасная возможность сделать тренировочный, предварительный или восстановительный массажи и находиться под постоянным контролем спортивного врача. Балетные же должны ходить в районную поликлинику, стоять в очередях и получать штатные услуги, а это в корне неверно, так как ими должны заниматься спортивные врачи и массажисты.

— Где же тогда научиться балетному массажу?

— Считаю, что балетному массажу можно научиться у специалистов в этой области, имеющих большой опыт и положительные результаты. У нас много различных курсов для медработников, есть курсы из серии «Научись и делай массаж, кому хочешь». Но там учат классике, спортивному массажу и различным видам спа-процедур. Повторюсь, что не знаю ни одного центра, где преподавали бы балетный массаж. Хотя, думаю, что специалисты нашлись бы. В Российском университете физкультуры и спорта, где я учился, есть прекрасная кафедра спортивного массажа с отличными преподавателями. Но это чисто спортивный массаж, хотя наиболее близкий к балетному.


— Чем балетный массаж отличается от классического лечебного или спортивного?

— Так называемый балетный массаж отличается, прежде всего, очень кропотливой проработкой мышц, связок и околосуставных тканей. Чаще всего массажист получает травмированное тело. В идеале массаж необходим артисту профилактически не менее 2-3 раз в неделю, но эта практика не распространена, так как массажисты в театрах не перерабатывают. Обычно внимание уделяют солистам. А он необходим всем танцорам даже в качестве профилактики.

Элементы классического массажа в балете используются реже спортивного, так как тела артистов балета достаточно подготовлены для нагрузок и требуют глубокой проработки. Массаж проводится с использованием специальных кремов, иногда приходится работать в перчатках, чтоб давать отдохнуть рукам от разогревающих мазей. У подавляющего большинства девушек, пришедших в театр после училища, и проработавших несколько лет, происходит деформация плюсневых костей и гиперактивность в голеностопном суставе, что впоследствии дает гипотонию связочного аппарата и воспаление сухожилий. Больничные листы не приветствуются, репетиции, выступления продолжаются даже при наличии сильной боли. Специальный массаж и тейпирование в данном случае являются сдерживающими и стабилизирующими методами лечения.

К сожалению, многие выбирают сразу радикальные методы лечения: внутрисуставные инъекции и лечение стволовыми клетками. Но даже физиотерапевтические процедуры через несколько курсов приводят к привыканию с временным обезболивающим эффектом. Хорошо, когда есть возможность выбирать себе специалиста соответственно доходу, но не всем это доступно.

— Каковы последствия при отсутствии реабилитации у травмированных артистов балета?

— Самыми распространенными балетными травмами являются периоститы, тендовагинит ахиллова сухожилия, растяжения и нестабильность голеностопного сустава. Для восстановления при этих заболеваниях необходим комплексный подход, включающий в себя массаж, восстановительные банные процедуры, физиотерапию, иногда медикаментозное лечение.

В балете артиста могут поставить на роль за пару дней до спектакля, не говоря уже о гастрольном графике с большими перегрузками, и никто не поинтересуется, в каком состоянии его здоровье. Давно уже отслежена связь между эмоционально-психологическим состоянием и мышечным тонусом. Все это приводит к травмам и хроническим воспалениям. Нужно отметить, что артисты балета самые терпеливые, благодарные и понимающие пациенты. Когда им уделяешь время, помогаешь снять боль, спрашиваешь о самочувствии, то видишь отклик и благодарность за участие в их здоровье и работе. Но я всегда говорил, что для работы в балетном массаже нужно испытывать большую любовь, сострадание к артистам балета и иметь огромное желание им помочь.

Балетная жизнь коротка, интерес к восходящим звездам поддерживается их частыми выступлениями на сцене. Но, когда артист балета является разменной монетой для успешных гастролей и его готовы заменить на другого в случае травмы, а потом и вовсе о нем забыть, напрашивается вопрос: «А что, нельзя было снизить вовремя нагрузку, предоставить квалифицированную помощь, помочь в прохождении реабилитации и человек продолжал бы приносить пользу и радовать зрителей». Но, видимо, рентабельнее не вкладывать деньги в медицину, не держать в штате медперсонал, а думать о сиюминутной прибыли, благо, что училище выпускает новых артистов.

— Александр, спасибо, вы с нами поделились мало освещенной и очень редкой темой, в актуальности которой нет сомнений. Ведь именно профессиональным подходом в реабилитации артистов балета им можно продлить карьеру и сохранить здоровье?

— Да, действительно, тема мало освещается, так как артист — существо подневольное и ранимое. Часто, чтобы не вызывать недовольство администрации, артисты продолжают работать, несмотря на травмы и боль, потому что их слава, заработок сильно зависит от количества выступлений.

— Вы наверняка много знали артистов балета перспективных, но ушедших по причине травм? Им ведь можно было помочь?

— Да, я знал немало талантливых танцоров, ушедших со сцены из-за проявления безразличия к их здоровью. Жаль, что теперь многие из них работают и преподают не в России. Хотя все мы гордимся нашими балетными традициями, нашими великими балеринами, но, когда дело доходит до их здоровья, получается, что своевременную помощь получить не всегда удается.

Хорошо, когда вышедшие на пенсию по здоровью или по возрасту танцоры находят себя в педагогике, но чаще из-за утраченного здоровья мы видим этих людей в совершенно чуждых им специальностях. И если этой молодежью никто в театрах не займется, как занимаются ведущими солистами, то великий Русский балет скоро перекочует на Запад, где в театрах существуют прекрасные условия для работы и восстановления.

— И как бы вы изменили сложившуюся ситуацию со здоровьем среди артистов балета?

— Я бы создал профильные, хорошо оснащенные профессиональные медсанчасти с квалифицированными работниками на базе театров или балетных трупп.

 

Фото из личного архива А. Д. Гаспарова

 


Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта