Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

08 октября в 11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

07 октября в 10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

04 октября в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

04 октября в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Нетрадиционная медицина Интервью с экспертом
12 января 2015, 17:30 X 10834 K 0

Алиса Апрелева: «Универсальной лечебной музыки не существует»

Музыкальная терапия — это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики. О музыкотерапии МЕД-инфо рассказывает сертифицированный музыкальный терапевт Алиса Апрелева, M.A., B.M., MT-BC, SBD, член Американской музыкотерапевтической ассоциации, руководитель клинической практики студентов кафедры музыкальной терапии колледжа Berklee (Бостон, США), основатель образовательной инициативы МузТерапевт.Ру (muzterapevt.ru).

— Алиса, с чего начинается музыкотерапия, когда возникла?
— Музыкальная терапия (или «музыкотерапия», дословно — «исцеление музыкой», от лат. musica — «музыка» и греч. therapeuein — «лечить») — это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводимое сертифицированным специалистом — музыкальным терапевтом.

«Музыка — это форма сенсорной стимуляции, которая вызывает реакцию благодаря узнаваемости, предсказуемости и чувству безопасности, которые с ней связаны. Способность воспринимать музыку — врожденное и очень древнее свойство человека».

Со времени возникновения первых известных нам цивилизаций, музыка занимала важное место как в «рациональной» медицине, так и в мистических и религиозных целительных ритуалах. В Древнем Египте врачи широко применяли в своей практике «гимнотерапию»: музыка считалась действенным средством от душевных расстройств, под музыку принимались роды. В Древней Греции существовали специальные святилища и храмы, где также служили музыканты, лечившие психические расстройства при помощи музыкальных гимнов. Американские индейцы использовали звуки барабанов в целительных ритуалах. На Руси популярным «музыкотерапевтическим» средством была колоколотерапия.

В XIX веке в Европе и США начали появляться первые статьи и диссертации, систематически описывающие использование музыки в терапевтических целях: в основном для реабилитации при душевных расстройствах. После Первой и Второй мировых войн многие профессиональные музыканты и музыканты-любители стали посещать госпитали, чтобы облегчить страдания ветеранов своей игрой и пением. Не только эмоциональное, но и физическое состояние пациентов видимо улучшалось от этого, и вскоре доктора и медсестры стали все чаще приходить к начальникам госпиталей с просьбой зачислить музыкантов в штат. В 1944 году в Университете штата Мичиган (США) был набран первый курс студентов для обучения по программе «Музыкальная терапия».

Музыка считалась действенным средством от душевных расстройств, под музыку принимались роды. В Древней Греции существовали специальные святилища и храмы, где также служили музыканты, лечившие психические расстройства при помощи музыкальных гимнов.

Сегодня в мире существует более 100 вузов, которые подготавливают музыкальных терапевтов — бакалавров, магистров, докторов. Во многих странах есть профессиональные организации музыкальных терапевтов и введена обязательная сертификация. Ведется активная исследовательская работа с разными группами пациентов. Штатные музыкальные терапевты работают в больницах, хосписах, отделениях неврологической реабилитации, школах, психиатрических лечебницах, учреждениях с квалифицированным сестринским уходом. Во многих случаях стоимость услуг музыкального терапевта покрывается медицинской страховкой.

В России на сегодняшний день нет программы высшего образования по специальности «Музыкальная терапия» и единой сертификации, однако есть практикующие музыкальные терапевты и другие специалисты, использующие музыку терапевтически, а также курсы повышения квалификации, обучающие терапевтическому применению музыки в отдельных областях (психология, лечебная педагогика).

— Как музыкотерапия воздействует на людей?
— Музыкальный терапевт использует музыку в рамках терапевтических отношений для того, чтобы эффективно работать над физическими, эмоциональными, коммуникативными, когнитивными и социальнымми потребностями каждого клиента. Вот, например, некоторые из возможных целей музыкальной терапии:

  • нормализация эмоционального состояния (например, при стрессе или депрессии);
  • социализация (работа над навыками общения);
  • улучшение памяти;
  • релаксация (физическая и эмоциональная);
  • улучшение речевых навыков;
  • повышение концентрации внимания;
  • стимуляция физической активности;
  • самовыражение (вербальное и невербальное);
  • улучшение осведомленности о реальности (после операции, при болезни Альцгеймера);
  • ощущение контроля над ситуацией;
  • принятие решений (например, в конце жизни или при сложной жизненной ситуации);
  • разрешение конфликтов (в семье, в рабочем коллективе);
  • академическая успеваемость;
  • снижение боли;
  • улучшение качества жизни.

Музыка — это форма сенсорной стимуляции, которая вызывает реакцию благодаря узнаваемости, предсказуемости и чувству безопасности, которые с ней связаны. Способность воспринимать музыку — врожденное и очень древнее свойство человека. Младенец в утробе может различать музыкальные звуки уже к 20 неделям гестации, запоминать и узнавать музыку — к 27 неделям гестации (Hepper, Shahidullah, 1994).

В последнее десятилетие активно ведутся исследования в области неврологической музыкальной терапии. Измеряя электрическую активность мозга, специалисты выяснили, что музыка способна стимулировать множественные зоны головного мозга: это объясняет, в частности, то, что музыка воздействует на людей при самых многообразных нарушениях работы головного мозга, как бы «огибая» поврежденные участки и способствуя восстановлению утраченных нейронных связей. В частности, при афазии, пациенты, не способные говорить, часто оказываются способны петь знакомые им песни со словами без затруднения. Приятные ощущения, связанные с музыкой, вызываются стимуляцией эмоционального центра и выработкой «гормонов радости» (эндорфины, дофамин, окситоцин) в процессе музицирования.

— Кому она помогает? При каких заболеваниях назначается музыкотерапия?
— Музыкальная терапия неинвазивна, сравнительно недорога и практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Клинические исследования и практика подтверждают ее эффективность при работе с разными группами населения. Дети, у которых диагностирован аутизм, ДЦП или другие особенности развития; люди с нарушениями психического здоровья; страдающие болезнями Альцгеймера и Паркинсона; реабилитирующиеся после инсульта; младенцы в отделении интенсивной неонатальной терапии; пациенты с хронической и острой болью (в том числе роженицы и пациенты в послеоперационном периоде) — вот только некоторые из категорий потенциальных клиентов музыкального терапевта.

В 1944 году в Университете штата Мичиган (США) был набран первый курс студентов для обучения по программе «Музыкальная терапия».

В терапии могут участвовать люди любого возраста и происхождения, на любых уровнях психического и физического развития. Вопреки распространенному мнению, клиентам (пациентам) не обязательно обладать музыкальными навыками и талантами для того, чтобы участвовать в сеансах музыкальной терапии.

Многочисленные исследования подтверждают эффективность музыкальной терапии. Согласно обзорам Кохрановского Сотрудничества, «музыкальная терапия оказалась эффективнее плацебо для развития вербальных и жестовых коммуникационных навыков» у пациентов с аутизмом (Gold, Wigram, Elefant, 2010); «музыкальная терапия улучшает общее состояние здоровья и может также улучшить психическое состояние и функционирование в случае, если было проведено достаточное количество музыкотерапевтических сеансов», у пациентов с шизофреническими расстройствами (Mössler, Chen, Heldal, Gold, 2013); «музыкальная терапия целесообразна для людей с депрессией» (Maratos, Gold, Wang, Crawford, 2009); также она «может иметь положительный эффект на качество жизни людей в конце жизни» (Bradt, Dileo, 2011).

«Музыкальная терапия неинвазивна, сравнительно недорога и практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний».

— Может ли терапия музыкой быть отдельным методом лечения, или она обязательно идет в комплексе с другими методами?
— Музыкальная терапия — это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики; она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения (allied health professions). Музыкальный терапевт может работать как независимый специалист, в составе многопрофильной команды специалистов, а также в паре с терапевтом иного направления (специалистом по речи, трудотерапевтом, физиотерапевтом) или другим специалистом (например, социальным работником или психиатром). И если в некоторых случаях музыкальная терапия оказывается наиболее эффективным и достаточным методом (например, при подготовке к естественным родам), то в большинстве случаев она сопровождает и поддерживает другие методы (такие, как химиотерапия, лечебная педагогика, психотерапия, неврологическая реабилитация, интенсивная терапия новорожденных).

— Какая музыка используется в музыкотерапии? Все зависит от типа личности и заболевания? Может ли быть так, что кому-то нужна медленная, релаксирующая музыка, а кому-то — тяжелый рок?
— Главное правило здесь одно: универсальной лечебной музыки не существует. Продающиеся в интернете музыкальные сборники «от астмы», «для здоровья ног», «для повышения иммунитета» и т. п. — это, увы, шарлатанство, сродни сеансам телевизионных экстрасенсов. Компиляции вроде «музыки для релаксации», несомненно, имеют право на существование, но кому-то лучше подойдет классический струнный квартет, кому-то — романтическое фортепиано, кому-то — синтезированный звук в стиле New Age, а кому-то — звуки природы. Мы все разные, и музыка по-разному воздействует на каждого из нас.

«В России на сегодняшний день нет программы высшего образования по специальности „Музыкальная терапия“ и единой сертификации».

Тем не менее можно выделить основные 3 критерия выбора музыки для терапевтической работы.

Эффективна музыка:

  1. Предпочитаемая клиентом (как правило, это «любимая музыка» клиента — та, с которой у него уже есть связь на уровне позитивных ассоциаций, эмоций, воспоминаний);
  2. Соответствующая целям терапевтического взаимодействия с клиентом или группой;
  3. «Живая» музыка, в большинстве случаев, эффективнее, чем музыка в записи.

Именно поэтому профессиональные требования к профессии музыкального терапевта включают в себя не только знание основ психологии, психопатологии, дефектологии, анатомии, неврологии и диагностики, но и свободное владение, как минимум 4 инструментами: гитарой, фортепиано, вокалом и перкуссией. В терапевтическом процессе может найтись место и для тяжелого рока, и для кельтской арфы, но применяться эти типы музыки будут для разных целей и в разных ситуациях.

— Как проходит занятие по музыкотерапии?
— Как в любом другом варианте терапии, план терапевтического занятия зависит от целей музыкальной терапии в каждом конкретном случае и от индивидуальных особенностей клиента. Еще до начала терапии, анализируя музыкальные реакции клиента, музыкальный терапевт оценивает, диагностирует его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития. После этого музыкальный терапевт планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии, в зависимости от потребностей клиентов.

Среди техник, которые могут использоваться в терапии: вокальная и инструментальная импровизация, прослушивание специально подобранной музыки, движение под музыку, написание песен, обсуждение текстов песен, музыкальные игры, рисование под музыку, медитация или визуализация под музыку, структурированные музыкальные упражнения, музыкальное выступление (клиента или пациента), заучивание академического материала (счет, правила орфографии) или распорядка дня в музыкальном контексте. Музыкальная терапия может быть активной (когда клиент или пациент активно, физически участвует в музицировании) или рецептивной (когда клиент испытывает на себе эффект музыки). Как правило, каждый сеанс терапии включает в себя как неизменные элементы (приветствие, подготовка к завершению, финальная композиция), так и элементы, которые терапевт варьирует по мере необходимости.

В научной литературе по музыкальной терапии есть информация о том, какие техники эффективнее всего для работы с той или иной группой населения. Выбор техники также зависит от музыкальных навыков самого терапевта, его подхода к терапии, опыта, терапевтической интуиции и технических возможностей (например, от наличия или отсутствия определённых инструментов).

— Есть ли противопоказания?
— К музыкальной терапии практически нет противопоказаний. Это неинвазивное вмешательство, не только не несущее угрозы клиенту (пациенту, ученику), но и вызывающее положительные эмоции, создающее ощущения успеха, приносящее радость и удовлетворение.

Тем не менее в редких случаях музыкальная терапия может быть противопоказана, неэффективна или малоэффективна. Например, при амьюзии — редком неврологическом нарушении — человек не способен распознавать музыкальные сигналы, музыка воспринимается им как хаотический шум, и, соответственно, музыкальная терапия не может быть эффективна. Бывает и так, что музыка в достаточно малой степени мотивирует, увлекает человека. В этом случае какой-то положительный эффект от терапии возможен, но он будет минимален, и, возможно, этому человеку больше подойдет другой вид терапевтической работы (арт-терапия, драма-терапия, работа с физиотерапевтом или психотерапевтом). Есть и менее очевидные случаи. Например, профессиональный гитарист, попавший в аварию и утративший точность движений в результате черепно-мозговой травмы, может оказаться не лучшей кандидатурой для неврологической музыкальной терапии, разрабатывающей моторику: вместо радости от музицирования, этот человек может испытывать серьезный стресс, получая каждый раз подтверждение тому, что его музыкальные навыки утрачены в результате аварии. Диагностическая сессия позволяет квалифицированному музыкальному терапевт найти подходящие методы и музыкальный материал, определить цели и задачи терапевтического процесса и начать выстраивать терапевтические отношения с клиентом.

Музицирование, особенно участие в хоре или ансамбле, даже любительском, вызывает позитивные изменения на физиологическом, гормональном уровне и, конечно, положительные эмоции и прилив энергии.

— Могут ли люди самостоятельно проводить дома музыкотерапию со своими близкими по аналогии с вашими занятиями? Или обязательно нужен тренер?
— Как и любая терапия, музыкальная терапия может проводиться только специалистом: ведь, по определению, это клиническое использование музыки в рамках терапевтических отношений. Но основам терапевтического использования музыки (например, конкретному протоколу, алгоритму действий) могут научиться и неспециалисты: родственники, волонтеры, специалисты «помогающих профессий».

— Как можно с помощью музыки справляться со своими проблемами в обычной жизни? Есть ли какие-то рецепты?
— Сам главный рецепт здесь, пожалуй, не забывать о том, что музыка терапевтична по сути. Стоит потратить какое-то время на то, чтобы разобраться, какая музыка нравится именно вам и мотивирует вас, а какая безразлична или даже раздражает. Можно составить несколько плейлистов: «релаксация», «энергия», «позитивные эмоции», «для работы», «утренняя», и добавить в них музыку, которую вы любите. Тогда в нужный момент у вас под рукой всегда будет «музыкальная аптечка», и вам нужно будет только нажать на кнопку Play. Скорее всего, со временем эти плейлисты будут видоизменяться, и это нормально.

«Музыка терапевтична по сути. Стоит потратить какое-то время на то, чтобы разобраться, какая музыка нравится именно вам».

Стоит помнить и о том, что активное музицирование, особенно участие в хоре или ансамбле, даже любительском, вызывает позитивные изменения на физиологическом, гормональном уровне и, конечно, положительные эмоции и прилив энергии. Даже если это периодическое совместное музицирование в семье или в дружеской компании.

И, конечно, не забывайте петь колыбельные детям! Научные исследования показывают, что это полезно не только малышам, но и их родителям.

— Какую музыку надо слушать, чтобы поднять себе настроение, избавиться от депрессии?
— Каждый человек уникален. Его музыкальные предпочтения и реакция на музыку зависят от его врожденных особенностей, от культуры, в которой он воспитан, от музыкального опыта. Музыка, которая окрылит одного человека, может стать негативным эмоциональным триггером для другого. Поэтому общих рекомендаций дать здесь нельзя, это индивидуальная работа. А для того чтобы избавиться от депрессии, лучше всего обратиться к психотерапевту и, возможно, психофармакологу. Групповая музыкальная терапия может стать хорошей поддерживающей методикой в этом случае.

Фото из личного архива А. Апрелевой


Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта