В Москве завершился Третий фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны». Помимо культурной миссии, у фестиваля были научно-практический и социальный аспекты: обширная программа продемонстрировала успехи арт-терапии, которая давно применяется во многих странах, а в последние годы и в российской психиатрии. МЕД-инфо побывал на одном из мастер-классов по арт-терапии в медико-реабилитационном отделении ПКБ № 1 им. Н. А. Алексеева.
Многие из нас в детстве не раз подрисовывали усы разным писателям в учебнике литературы или делали глупые надписи на полях учебника по истории. За это ругали, а иногда и выставляли за дверь. Оказывается, рисовать в книгах — это не всегда плохо, а иногда даже очень полезно.
Метод преобразования книг (Altered book making) сегодня очень популярен в Европе и США. В России этот метод арт-терапии пока известен мало, тем интереснее было с ним познакомиться не только журналистам, но и специалистам — психологам, психиатрам московских клиник и вузов, которые вместе с пациентами отделения стали участниками мастер-класса.
Рисовать в книгах — это не всегда плохо, а иногда даже очень полезно
Как и любой другой предмет альтер-арта, альтер-бук основан на принципе «возьми существующее произведение искусства и приложи свою фантазию». Книгу в данном случае можно использовать любую: в твердой или в мягкой обложке, толстую или тонкую, детектив, любовный роман, учебник или даже техническое пособие. На занятии мы работали с книгой «Шаг за горизонт» — сборником прозы и стихов пациентов больницы им. Н. А. Алексеева, изданной к столетию этого лечебного учреждения. Но это могла быть любая другая книга, главное, чтобы изначально всем участникам были предложены равные условия. Это как работа с чистого листа.
«Перед вами абсолютно одинаковые книги. Ваша задача сделать свою, уникальную. Представьте, что это книга о вас, написанная вами, — сказала ведущая мастер-класса Кристина Третьякова, член Российской арт-терапевтической Ассоциации. — Для начала я предлагаю создать обложку книги, придумать ее название и автора. Это может быть ваше имя или псевдоним. Затем поработаем с текстом. Вы можете переписать книгу, закрасить, стереть, вырезать те слова и фразы, которые вам не нравятся, дописать свои, добавить иллюстраций — в общем, никаких ограничений».
Еще одна особенность — занятие проходит под звуковое сопровождение. По мнению авторов методики, это помогает расслабиться, сосредоточится на работе. Заиграла неспешная восточная мелодия, и мы начали творить.
На столе — кисти, краски, цветная бумага, клей, мелки, журналы. Каждый выбирал то, что ему по душе, никаких ограничений и правил. Кто-то взял журнал и стал искать понравившиеся ему картинки, кто-то начал с рисования.
Процесс этот очень увлекательный. Сначала воспринимаешь его как игру, что-то несерьезное, но постепенно втягиваешься, тогда уже не оторваться. Конечно, за одно полуторачасовое занятие книгу не сделать, на это нужно гораздо больше времени и усилий. Мы вот поспешили, краски не успели высохнуть, и страницы слиплись.
В медико-реабилитационном отделении такие арт-терапевтические занятия проводятся регулярно, перед мастер-классом его участники могли познакомиться с книгами, сделанными пациентами. Они очень разные и каждая по-своему интересна.
Процесс этот очень увлекательный. Сначала воспринимаешь его как игру, что-то несерьезное, но постепенно втягиваешься, тогда уже не оторваться
«В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это очень важный момент, — комментирует Кристина Третьякова. — Задача терапевта в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них».
Кристина Третьякова по образованию художник, арт-терапией увлеклась несколько лет назад, получила профильное образование и уже около года ведет в медико-реабилитационном отделении арт-терапевтические и музыкотерапевтические занятия. По ее словам, в каждом из нас изначально заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, мы часто утрачиваем эту способность, запрещаем себе танцевать, рисовать. Тем самым мы блокируем эмоциональные проявления. «Арт-терапия в каком-то смысле — это хулиганство. Мы можем кидаться глиной, перепачкаться красками, но это имеет большой терапевтический эффект для наших пациентов, как и прием препаратов».
Популярность арт-терапии объяснима: врачам она дает реальное представление о настроении и мыслях пациента, а пациенту помогает повысить собственную самооценку, лучше понимать себя и окружающий мир. Кроме того, такие занятия — важная составляющая социальной реабилитации людей с особенностями психического развития. К сожалению, в нашем обществе до сих пор сохраняется отрицательное отношение к человеку, который болен психически. В результате пациенты и их семьи начинают чувствовать себя «не такими, как все», «плохими», вынуждены отрицать или скрывать факт болезни, опасаясь разоблачения. Занятия в смешанных группах позволяют снять это напряжение, избавиться от стереотипов и предрассудков, доставшихся нам из прошлого.
Полтора часа пролетели на одном дыхании, пора заканчивать. Каждый показывает, что он успел сделать. Книги у всех действительно получились очень разные. На последний разворот надо было приклеить конвертик и положить в него бумажку со своим пожеланием. У нас этот конвертик почему-то получился зеленым в крапинку, а у соседки по столу психолога Татьяны Серебряковой и вовсе космическим — синим с большими желтыми звездами. «Как флаг Евросоюза», — пошутил кто-то. У Максима, который проходит реабилитацию в отделении, книга обрела интригующее название «В поисках рая». Что в ней будет дальше — он пока не знает, будет думать.
Борис Вознесенский, доцент кафедры психиатрии РНИМУ им. Н. И. Пирогова назвал свою книгу «Это сладкое слово „свобода“». На синей обложке — маленькая оранжевая птичка: «Рисовать я совсем не умею, но через цвет мне хотелось высказать свои эмоции, поэтому сделал аппликацию. Мне понравилась эта методика. Вряд ли я буду ей заниматься сам, но обязательно познакомлю с ней своих коллег, возможно, они ее используют в работе». А наша книга называется «Вкус к жизни» — позитивно получилось.
Фестиваль организован региональной общественной организаций «Клуб психиатров» и региональным благотворительным общественным фондом «Качество жизни» при поддержке Правительства Москвы, благотворительных фондов «Добрый век» и «Парилис».
Фотографии: Ирина Третьякова/МЕД-инфо
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться