Только когда общаешься с ребенком на равных, можно получить в ответ то же самое. Педиатр — это специальность, позволяющая в полной мере ощущать трепетность по отношению к ребенку, его беспомощность перед болезнью, отчего возникает огромное желание помочь. С врачом-педиатром, директором городского Центра детской иммунологии и аллергологии на базе ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского, д .м. н., профессором, заведующим кафедрой факультетской педиатрии московского факультета РГМУ им. Н. И. Пирогова Андреем Петровичем Продеусом мы встретились в Детской городской клинической больнице № 9 им. Г. Н. Сперанского, чтобы поговорить о жизни, детях, прививках и вакцинации.
— Есть ли у вас свой рецепт, как наладить контакт с ребенком?
— На самом деле дети честнее и отзывчивее взрослых, поэтому нужно с ними быть на равных. Когда ты с ребенком общаешься на равных, тогда ты вправе ожидать равного ответа. Общаясь с ним как-то иначе, ты ставишь себя или его в неудобное положение. Дети могут бояться, им может не нравиться в больнице. Не нарушайте определенное личное пространство как физически, так и эмоционально, постарайтесь понять, насколько вы вправе внедриться к нему со своими вопросами. Первое, чего ты пытаешься добиться, — это сделать так, чтобы ребенку было комфортно с тобой.
— В одном из интервью вы сказали, что с детства мечтали стать врачом. Как вы пришли к этой профессии?
— Я рос во врачебной семье: мои бабушки были связаны с медициной, мама и папа врачи, поэтому вполне логично, что у меня возник интерес именно к этой профессии. Правда, мне всегда были интересны математика, физика, но инженером я себя все-таки не видел. Меня увлекало все, что связано с живностью, со школьных лет я ходил в клуб «Юный медик» во дворце пионеров на Ленинских горах. Мы посещали разные больницы, лет в 15 я первый раз ассистировал на операции, потом и дежурил. В институте я выбрал педиатрию. Как я позже понял, выбор этот был совершенно рациональным. Здесь, чтобы быть успешным врачом, надо очень позитивно относиться к своим пациентам. В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего». Дети — создания добрые по определению, и поэтому позитив к ним всегда должен быть. Когда ты помогаешь ребенку, появляется мечта, чтобы этот человечек прожил долгую и счастливую жизнь. Мне всегда казалось более душевноугодным и более благодарным делом лечить детей, потому что они значительно лучше отзываются на лечение и помощь. Они быстрее вылечиваются, лучше адаптируются, у них больше задора и позитива, они больше дают тебе в ответ на твои усилия.
«Мне всегда казалось более душевноугодным и более благодарным делом лечить детей, потому что они значительно лучше отзываются на лечение и помощь»
— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются пациенты?
— Мой широкий профиль — это педиатрия, а более узкий — иммунология и аллергология. Когда маме кажется, что она не справляется с количеством заболеваний у ребенка или с их тяжестью, когда она волнуется, что не может контролировать процессы здоровья малыша, она обращается к нам. Бывают специфические запросы, например, на тему нарушения иммунитета. Сейчас вообще модно говорить об иммунитете, все пытаются укрепить, улучшить его. Есть еще один момент, который в последнее время становится все более существенным. Часть моего хобби — это телевизионные передачи, а людей очень подкупает медийная составляющая. Если их проконсультирует доктор из телевизора, ими это почему-то расценивается как очень благостное событие, и сам факт консультации имеет очень большой терапевтический эффект.
— Давайте и мы поговорим об иммунитете. Что такое иммунитет?
— Если говорить простыми словами, иммунитет — это, по моему убеждению, орган чувств и контроля, а не агрессор или барьер, хотя отчасти и так. Это то, что воспринимает, распознает, реагирует на происходящее вокруг и внутри нас. С другой стороны, иммунитет контролирует постоянство и стабильность как реакций нашего организма, так и его состояний. Это та система, которая не только противостоит вирусам или патогенам, но и определяет силу, с которой организм должен реагировать. По сути дела, простуда (повышение температуры, красное горло, выделения из носа) — это иммунитет, это его системная и местная реакция на то, что организм подвергся атаке негативной внешней среды. Это хорошо или плохо? С точки зрения организма, это правильно. Но люди считают, что много воспалений, болезней — это плохо. Однако когда защиты мало или ее нет совсем, тоже плохо.
Задача настоящего, здорового иммунитета — держать этот баланс между много и мало. Слишком сильная его реакция вызывает аллергии, аутоиммунные заболевания, температуру, покраснения, отеки. Слишком слабая — плохую защиту, плохой контроль, что приводит к онкологии, инфекциям. Задача иммунитета — поддерживать так называемый гомеостаз, то есть постоянство и стабильность. В некоторых случаях подавлять, в некоторых — нападать и защищаться, но всегда делать так, чтобы организм имел некоторые постоянные, константные величины своего здоровья. Однако, к сожалению, мифология нашего общества гласит, что иммунитет — это некая агрессивная среда, которая должна непосредственно бороться. Да, он борется, но чрезмерно активная борьба является, по сути, проявлением болезни, если считать, что болезнь — это нарушение качества жизни.
«Задача иммунитета — поддерживать так называемый гомеостаз, то есть постоянство и стабильность»
— Расскажите, что собой представляет такое исследование, как иммунограмма?— Это общее исследование. Чтобы его назначить, нужно иметь некое основание. Иммунограмму необходимо трактовать исходя из того, какие у человека есть жалобы. Так получается, что у многих людей, даже при наличии жалоб, может не быть выраженных изменений в ней. Иммунограмма — это некие общие установленные позиции, которые по большому счету еще даже не стандартизованы. Есть какие-то параметры, общий уровень. Тот же анализ крови — это тоже в какой-то степени иммунограмма, потому что считается количество лимфоцитов, лейкоцитов, нетрофилов, моноцитов, а это важные для нас показатели. Но в стандартную иммунограмму входят уровни иммуноглобулинов — защитных белков, которые определяют, каким образом мы отвечаем на какую-то инфекцию, патоген. Клеточная иммунограмма определяет, сколько и каких клеток у нас по типам. Есть более развернутые исследования, когда нам нужно рассмотреть конкретный тип клеток и что он делает. Есть исследование, которое позволяет выявить некую функциональную состоятельность определяемых нами клеток. Все эти исследования имеют смысл только тогда, когда поставлена конкретная клиническая задача.
— Эти исследования назначает терапевт?
— В задачи терапевта входит заподозрить или, по крайней мере, иметь возможность заподозрить, что у человека есть нарушения иммунитета. Потом решить вопрос: они генетически обусловлены либо существуют вследствие каких-то заболеваний?Иногда бывает сложно разобраться. В случае длительной болезни мы сталкиваемся с такой ситуацией: человек долго и тяжело болеет из-за того, что нарушен иммунитет, или, наоборот, иммунитет нарушен вследствие тяжелого заболевания. При этом нужно помнить, что нарушение иммунитета, или иммунодефицит, выражается четырьмя различными или совместными признаками: повышенная чувствительность к любым инфекциям, аллергии, аутоиммунные заболевания и онкология.
— Что вы думаете об иммуномодуляторах?
— Я, как врач, не знаю таких препаратов. Для меня иммуномодулирующими средствами являются внутривенный иммуноглобулин, моноклональные антитела, цитокины. Есть еще некоторое количество препаратов (по-английски они называются immune response modifiers), модифицирующих деятельность иммунной системы. Это значит, что у них точкой приложения являются либо клетки, которые отвечают за иммунный ответ, либо другие мишени (рецепторы) в организме, воздействие на которые приводит к регуляции иммунного ответа. Вот как, например, существует группа препаратов-индукторов интерферона. С ними есть одна проблема. Их эффекты в недостаточной степени понятны, изучены и просчитаны с точки зрения того, как их применять и что с ними делать в человеческом организме, не в пробирке. Существующие на рынке препараты подаются и продаются как иммунотропные и противовирусные. Но у них нет ни точки приложения, а иногда и нет самого действующего вещества, а только декларация того, что они действуют на все. Большинство этих препаратов рекомендуется как профилактические и не имеют доказанного основания для их использования. Люди этими препаратами пытаются восполнить то, что они неправильно делают по отношению к своей жизни и здоровью. Но правильный режим дня и правильный режим питания — тоже хорошие иммуномодуляторы. Если не соблюдать их, таблетки не помогут. Нужно ответственно относиться к себе, своей жизни и жизни своего ребенка.
«Средствами вакцинации удалось серьезно снизить количество заболеваний и смертельных случаев от тех микробов и вирусов, которые вызывают эти заболевания»
— Как вы относитесь к БАДам?
— Биологически-активная добавка — это что-то, что формально говорит о том, что вы должны чувствовать себя лучше, когда вы ее съедите. Это не лекарственное средство, и производители не обязаны предоставлять гарантии, что прием этого препарата улучшит ваше самочувствие. Это опять же выбор человека. Я считаю, что если эта вещь помогает одному из миллиарда, то она имеет право на существование. Но взять на себя ответственность утверждать, что это поможет моим пациентам, я не могу.
— Есть такое выражение, что если лечить насморк, он пройдет через 7 дней, а если не лечить, то через неделю. Вы с этим согласны?
— Абсолютно согласен с выражением, но не нужно путать понятия. Насморк — это некая местная реакция слизистой на вирусные или какие-то бактериальные патогены, которая выражается в ее отеке и повышении слизистых выделений. Симптомы заложенности носа надо лечить. А для лечения стандартной вирусной инфекции в настоящее время не существует специфических препаратов, которые могут с ней бороться. Организм человека с нормальным иммунитетом эту инфекцию сам побеждает в течение недели. А те меры, которые мы предпринимаем, — это симптоматическое лечение респираторной инфекции, частью которой является насморк. Заложенность носа надо устранять, она неудобна: человек плохо спит, начинает дышать ртом, увеличивается риск заболеваний нижних дыхательных путей.
— Некоторые родители не хотят делать детям прививки. Нужно ли их убеждать в обратном?
— Вакцинация — это замечательное достижение человечества, которое спасло и будет спасать миллионы жизней. И неразумное отношение к ней вредит. Средствами вакцинации удалось серьезно снизить количество заболеваний и смертельных случаев от тех микробов и вирусов, которые вызывают эти заболевания. Ведь массовая вакцинация предлагается только от смертельно опасных или неизлечимых болезней. Это основа. Например, фактически не существует лекарства от столбняка, от бешенства, кроме антисыворотки и вакцинации. Нет известных методов лечения краснухи. Существует тяжелейшее и дорогостоящее лечение от рака шейки матки, серьезнейшие риски осложнений при дифтерии, коклюше, паротите. Если люди считают себя вправе рисковать своим здоровьем, это их дело.
Но здесь есть две принципиальные позиции. Чего в основном люди опасаются? Возможных побочных эффектов вакцинации, которые выражаются в местной локальной реакции в виде прыщика на месте введения, повышения температуры тела в течение 2–3 дней и более капризного поведения ребенка в течение того периода, когда была сделана прививка. Это на одной чаше весов. А на другой чаше весов — риск развития у беременной женщины краснухи, отсутствие фертильности или возможности развития сперматозоидов у мальчика, перенесшего свинку, возможность заболеть столбняком, когда ребенок играет в школьном саду. Существует только два описанных случая в мире, когда человека смогли вылечить, и то не до конца. С гриппом та же самая ситуация. Тысячи, миллионы людей болеют и тысячи погибают. Эта ситуация тревожная. Возникает вопрос ответственности перед своими детьми и даже перед обществом, потому что чем меньше людей будет вакцинировано, тем больше будет возможность у вируса иметь естественный резервуар для того, чтобы он продолжал существовать.
Многие мне говорят: «А зачем мне вакцинироваться, у меня достаточно неплохой иммунитет, я гриппом и так не болею, у меня все хорошо». Можно не болеть, но при этом являться тем самым носителем, временным переносчиком вируса. И твоего иммунитета может быть достаточно, чтобы ты не болел, но не достаточно, чтобы остановить распространение этого вируса. Поэтому получается, что, когда в семье даже один привит, а остальные нет, смысл прививки того самого человека снижается в разы. Статистика говорит о том, что если в семье из 6 человек (бабушка, дедушка, мама, папа и двое детей) все привиты, то вероятность заболевания в этой конкретной семье составляет 20%. Да, она есть, но она снижена. Если же 4 из 6 привито, то вероятность заболевания уже 80%. Фактически вакцинация лишается всякого смысла. Общество должно понимать, что социальная медицина — это его плата за подобную безалаберность людей.
«Собственного иммунитета может быть достаточно, чтобы сам человек не болел, но не достаточно, чтобы остановить распространение этого вируса»
Есть еще один очень важный момент. При вакцинации к людям должен быть абсолютно персонифицированный подход. Ведь эффективность будет только тогда, когда грамотный врач в правильное время, когда человек в состоянии без побочных эффектов отреагировать на прививку, произведет вакцинацию качественным прививочным материалом. А он бывает в большей или меньшей степени проблемным, и надо точно знать, что внутри этого вещества, чтобы понимать, какая реакция будет у конкретного пациента.
— Правда ли, что у детей после года вся вакцинация проходит намного легче?— Нет. С одной стороны, иммунная система ребенка первого года жизни еще не до конца сформировалась, поэтому выбираются определенные протоколы, которые должны спровоцировать иммунную систему на ответ и не вызвать побочных эффектов. У ребенка после года ответ на вакцинацию должен быть все-таки больше, и формальных осложнений тоже становится больше. Другое дело, что тревожность родителей по поводу того, как ребенок переносит различные манипуляции в первый год жизни, значительно выше.
— Кстати, среди противников прививок есть и педиатры...
— Я считаю, что врач, утверждающий, что вакцинация не нужна, не достоин иметь диплом врача. Первый человек, который должен правильно пропагандировать вакцинацию как наиболее выдающееся достижение медицины, — это врач. Если человек говорит обратное, то он, по сути дела, изменяет своей профессии. Но поднимать вопрос о качестве прививочного материала — это не то же самое, что выступать против вакцинации. Я уже говорил, что успешная вакцинация определяется правильностью выбора прививочного материала и его качества, от этого зависит степень и количество осложнений. Если врач неграмотно собрал анамнез и не подумал, что внутри, это опять же говорит о его квалификации.
«Поднимать вопрос о качестве прививочного материала — это не то же самое, что выступать против вакцинации»
— Что делать родителям, если они узнали, что у их ребенка иммунодефицит?— Я уверен, что специалисты, обнаружившие иммунодефицит у ребенка, дадут подробные рекомендации его родителям, что с этим делать, как с этим жить и как соответствующие учреждения могут помочь. Для нас самое важное в проблеме первичных иммунодефицитов — это постараться как можно раньше поставить этот диагноз. В 2005 г. средний срок от момента первых симптомов до момента установления диагноза составлял в среднем лет 6. Сейчас этот срок сократился до 3 лет. Принципиальный момент: чем раньше поставить диагноз, тем эффективнее будет терапия, меньше клинически проявленных проблем, связанных с первичным иммунодефицитом, и тем лучше качество жизни и прогноз этого человека в будущем.
— Расскажите о благотворительном проекте «Добрый день», инициатором которого вы являетесь.
— Мы его некоторое время вели, сейчас есть сложности. Нужно больше людей. Название проекта выбиралось исходя из той идеологии, что клиника должна быть доброжелательна к ребенку, и каждый день и больного, и здорового человека должен быть добрым. Взаимоотношения с нашими маленькими пациентами и их родителями мы должны строить соответственно. Мне не очень нравится слово «больница», оно выражает понятие «боль». Хочется, чтобы вокруг детей, которые здесь находятся, было больше добра. И некоторые мелкие вещи позволяют этого достичь: например, можно какую-либо процедуру сделать комфортной, менее пугающей. Любой пациент, сдавая анализы, уже испытывает психологический стресс от самой процедуры, от ожидания результатов, от неизвестности самого процесса. А если ему правильно все объяснить, сделать так, чтобы ему было комфортно, можно получить массу плюсов. Почему бы в предоперационной не поставить телевизор с мультфильмами, чтобы они отвлекали ребенка во время ожидания самой операции? Или, например, простой лейкопластырь с любимыми героями дети будут носить с большим удовольствием. Это ничего не стоит сделать, но эти моменты дают человеку больше возможностей чувствовать себя хорошо.
— Что бы вы могли пожелать людям?
— Любить себя и свой организм. И эта любовь должна быть не с позиции, сколько сладкого или ненужного я ему дал, а любить так, чтобы он служил вам долго и счастливо. И любить своих близких, больше о них заботиться, следить, чтобы они меньше болели. Это будет тем самым иммуномодулирующим препаратом, потому что именно правильный образ жизни и любовь в семье являются тем, что поддерживает иммунитет.
Фотография: Наталья Скальская/МЕД-инфо
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться