В последнее время многие спорят о том, какую роль в психическом развитии детей играют видео- и компьютерные игры. Появившись в 1970-х годах, они стали набирать все большую популярность. Одни считают, что это значительно упрощает жизнь постоянно занятым родителям, а другие убеждены, что видеоигры виновны в детской агрессивности и даже некоторых психических отклонениях.
Согласно исследованию, проведенному National Institute on Media and Family, современные дети проводят за экраном компьютера, телевизора или телефона больше времени, чем они тратят на любой другой вид деятельности, за исключением сна. Это приводит к недостатку физической активности, чувству отрешенности и брошенности родителями, отрыву от реальности, когда дети иногда не могут разделить события, происходящие в реальном и виртуальном мирах. Печальная статистика подтверждает тот факт, что видеоигры могут стать настоящей проблемой подрастающего поколения.
Виновны ли компьютерные игры и средства массовой информации во вспышках детской агрессии? Профессор Дэвид Уэлш (David Walsh) из American Academy of Pediatrics считает, что это вопрос спорный. С одной стороны, во многих компьютерных играх есть сцены стрельбы или насилия, но, с другой стороны, не менее агрессивные сцены описываются во многих детских сказках. Возьмите, к примеру, ту же «Красную шапочку» со съеденной волком бабушкой или Белоснежку. Д. Уэлш утверждает, что чтение дает почву для гораздо более ярких сцен, рожденных детским воображением, чем видео или картинки. Более того, различные элементы насилия всегда были частью детских игр, таких, например, как казаки–разбойники.
С одной стороны, во многих компьютерных играх есть сцены стрельбы или насилия, но, с другой стороны, не менее агрессивные сцены описываются во многих детских сказках
Полный отказ от любых компьютерных игр и планшета тоже не является полезным для ребенка, считают эксперты из National Institute on Media and the Family. Проблема в следующем: дети ощущают, что родители лишают их чего-то, чем увлечены все их сверстники. Запретный плод всегда сладок, а чувство ущербности, рожденное тем, что ребенок не может получить что-то важное и любимое другими, может перерасти в обиду на родителей, протест против правил и норм, принятых взрослыми, и подростковое бунтарство. Какой же тогда линии поведения лучше придерживаться родителям, чтобы ограничить детей от излишнего влияния компьютерных игр, но при этом не вызвать у них ощущения неполноценности?
Психологи считают, что, в первую очередь, родителям следует придерживаться двух важных правил: первое — всегда следить за тем, в какие компьютерные игры играют их дети, и подходят ли они им по возрасту; второе — оценивать, сколько времени дети проводят за играми, и соотносить его с временем, проведенным за другими видами активности. Ведь родители ответственны не только за те видеоигры, в которые играют их дети, но и за книги, мультики, игрушки и все остальное, что окружает ребенка. Это должно быть интересным, вовлекающим и развивающим креативное мышление.
Ученые из Harvard Medical School считают, что важно выбирать компьютерные игры, способные развить логику ребенка, научить его находить цепочку проблема—решение, либо развивающие его воображение и креативность. Такие игры обычно отмечены значком «Развивающие». Кроме того, полезными для ребенка могут быть видеоигры, рассказывающие о строении земли, о разных животных, о географии или истории: они подпитывают естественную любознательность детей. В такие игры лучше играть вместе с малышом, отвечая на его вопросы.
Если вы хотите вдохновить ребенка на занятия спортом, например, плаванием или катанием на велосипеде, то одним из путей может быть игра в реалистичную компьютерную игру. «Спортивные видеоигры обычно очень реалистичны, и детям кажется, что это очень просто. Выйдя на настоящую лыжню или теннисный корт, они поймут, что в жизни все гораздо сложнее, поэтому важно в этот момент поддержать ребенка», — советует доктор Черил Ольсон (Cheryl Olson).
Компьютерные и видеоигры стали одним из способов заводить новых друзей. Если вы чувствуете, что ваш ребенок нуждается в социуме, но при этом он не хочет отрываться от экрана компьютера или от планшетника, то ему можно предложить пригласить в гости друзей или одноклассников и поиграть вместе. Лучше заранее выбрать видеоигру, в которой могут участвовать все пришедшие в гости дети, кроме того, обязательным правилом должно быть и реальное общение, например, во время совместного обеда, советуют ученые из Harvard Medical School.
Родители всегда должны стараться найти баланс между обучающими и развлекательными материалами
Дети особенно ценят, когда родители разделают их интересы и помогают им. Сыграйте с ребенком в его любимую компьютерную игру или помогите ему пройти сложный уровень — вы увидите, как это поможет вам наладить отношения, найти общие интересы и темы для разговора. «Одна из моих пациенток налаживала отношения со своей десятилетней дочерью, игра в любимую девочкой игру Guitar Hero. Ребенок был настоящим экспертом в тональности и аккордах, уча всему этому маму и рассказывая о своих любимых песнях», — делится своим опытом доктор
Ч. Ольсон.
В качестве заключения важно добавить, что родители всегда должны стараться найти баланс между обучающими и развлекательными материалами, проводить больше времени, играя вместе с ребенком, объясняя и рассказывая ему что-то новое и интересное. Следите за тем, что нравится малышу, что его вдохновляет, и всегда учитывайте возрастные ограничения. Кроме известных всем обозначений, указываемых в России, полезно также знать общепринятые международные аббревиатуры, разработанные Entertainment Software Rating Board (ESRB).
EC (Early Childhood) — ранее детство или материал, предназначенный для детей старше 3 лет.
E (Everyone) — для всех или возможность просмотра детьми старше 6 лет: известен так же как K-A (Kids to Adult) — и для детей, и для взрослых.
T (Teen) — подростки или рекомендован для просмотра лицами не моложе 13 лет.
M (Mature) — взрослые или материал предназначен для людей старше 17 лет.
AO (Adults Only) — только для взрослых: продажа подобных материалов лицам младше 18 лет запрещена и преследуется законом.
RP (Rating Pending) — ожидание рейтинга или данный материал еще не оценен экспертами и не был включен в определенную категорию.
По материалам Child Development Institute и Parents Magazine
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться