В апреле 2014 года в полной мере начал функционировать многопрофильный Московский клинический научный центр, созданный на базе Центрального научно-исследовательского института гастроэнтерологии и городской клинической больницы №60. О развитии центра, его перспективах, о медицине и жизни мы говорим с его директором, доктором медицинских наук, профессором, врачом-хирургом Игорем Евгеньевичем Хатьковым.
— Игорь Евгеньевич, хирургом всегда хотели быть?
— Сначала я хотел стать терапевтом, кардиологией много занимался. А все хирургами хотели быть, экспериментальные работы делали, собак оперировали, и меня позвали. Я подумал, что надо сходить посмотреть, чтобы убедиться, что мне туда не надо. Пошел — и мне понравилось, решил подежурить. И понял, что мое.
— Сейчас довольны?
— Я вообще всем доволен, что происходит.
— Видимо, благодаря тому, что интересно, у вас получилось выполнить первую операцию при раке головки поджелудочной железы лапароскопическим доступом...
— Да, интерес был и есть. Сначала хирургия интересовала, потом лапароскопическая хирургия появилась, ей занялись. Всегда было интересно что-то новое сделать. Первые шаги делали с урологом: в обычной больнице проводили урологические операции. А когда уже я работал на кафедре, научный руководитель дал возможность и наукой позаниматься, и свобода была в практическом плане. Потом онкологией занялись, оснащенная клиническая база позволяла делать самые большие операции. Я много ездил учиться, читал иностранную литературу. У нас подобралась хорошая команда хирургов, анестезиологов-реаниматологов, что очень важно. И наша первая операция была проведена в Москве на кафедре факультетской хирургии, которой я заведовал, на базе Клинической больницы Медико-биологического агентства.
Поджелудочная железа, пожалуй, самый сложный орган с хирургической точки зрения. Еще несколько десятилетий назад он считался практически недоступным для операции. Сейчас, безусловно, ситуация изменилась. На поджелудочной железе в специализированных центрах широко выполняются операции при различных заболеваниях. Но лапароскопия в мире внедряется медленно. Мы активно занимаемся этим направлением в целом в онкологии и в частности на поджелудочной железе. Наш опыт в выполнении лапароскопической панкреатодуоденальной резекции составляет порядка 100 операций. Это ощутимый результат в мире. В целом в онкологии мы выполняем порядка 70% операций лапароскопически. Нас приглашают за рубеж вести последипломные курсы, читать лекции на европейских конгрессах.
У нас появился роботизированный комплекс Да Винчи. Помимо урологов, которые регулярно с его помощью выполняют операции при раке предстательной железы, хирурги-гепатологи делают операции на печени. Мы начали использовать эту систему при опухолях прямой кишки. Это наиболее оправданные области применения Да Винчи.
«Поджелудочная железа, пожалуй, самый сложный орган с хирургической точки зрения»
— Каковы плюсы лапароскопии?
— Они очевидны. В свое время это стало революцией в хирургии. Мы ушли от огромных разрезов. Что касается онкологии, то на сегодняшний день нет данных, что лапароскопия приводит к улучшению отдаленных результатов. Но при таком методе мы наблюдаем более комфортный послеоперационный период, пациенты быстрее реабилитируются, соответственно, могут быстрее получить комплексное системное лечение, например, химиотерапию. Даже при больших операциях это имеет значение, не говоря уже о стандартных (удаление желчного пузыря, коррекция грыжи, вмешательства в гинекологии).
Больные у нас обследуются, как правило, либо амбулаторно, либо в терапевтическом блоке, если есть сложности. Потом поступают в хирургию, практически сразу после операции могут самостоятельно себя обслуживать, не испытывая серьезных болевых ощущений, в большинстве случаев через 2–3 дня они уже готовы к выписке. Сейчас мы применяем технологии быстрого восстановления (Fast Track) даже после больших операций.
— Сколько по времени требует реабилитация больных после операции на печени?
— В зависимости от того, по какому поводу она проводилась. В среднем восстановительный период после больших операций длится 7–8 дней. Печень — это сложный орган. После стандартных операций реабилитация занимает неделю: 1–2 дня в больнице, 4–5 дней дома.
— Как вы считаете, какой самый сложный период для пациента: перед операцией или после нее?
— Кому-то настроиться сложнее, принять решение, кому-то тяжелы послеоперационные манипуляции. Мне кажется, что самое трудное — это принять решение. Но люди разные.
— В этой ситуации врач выступает как психолог?
— Должен выступать.
— Сколько операций в день проходит в центре?
— На сегодняшний день порядка 20–30. Это не так много, но мы совсем недавно были организованы. В июле 2013 года центр создан, а только в апреле этого года он в полной мере начал функционировать. Идея возникла раньше. Потом были приказы, период объединения. Создавался МКНЦ из двух организаций: научно-исследовательского института гастроэнтерологии и больницы №60 в рамках программы модернизации, которая сейчас идет в Москве. Очень важно, что объединение прошло на базе Научно-исследовательского института, потому что медицина развивается лучшим образом, когда присутствуют все 3 составляющие — лечение, наука и образование.
— Удачно прошло слияние?
— Это покажет время. Сейчас многими направлениями в центре руководят люди, абсолютно интегрированные в мировую медицину, ведущие специалисты. Помимо отделов в Институте гастроэнтерологии, специалисты возглавили хирургические подразделения центра, отдел эндокринологии, на базе Института создан Городской центр ревматологии (совместно с Первой Градской). У нас усилилась онкогематология, хирургия.
— Не было ли проблем во время слияния? Как реагировали сотрудники?
— Сейчас в Москве идет программа сокращения коек, совершенно обоснованная, справедливая и логичная. При сокращении коек идет сокращение штата. Надо понимать, для чего это делается. Основная задача — сделать наше здравоохранение лучше. Наши условия пока не соответствуют мировым. Чтобы им соответствовать, нужно следовать тем трендам, которые в мире уже отработаны. Тренд — высокотехнологичные стационары с дорогой койкой, где много оборудования и где сосредоточены лучшие кадры. С кадрами в здравоохранении сейчас проблемы, потому что образование в 1990-е и 2000-е пострадало достаточно сильно. Высококвалифицированных специалистов в медицине немного.
«Медицина развивается лучшим образом, когда присутствуют все 3 составляющие — лечение, наука и образование»
В Корее за последние 5 лет произошел невероятный рывок в медицине именно за счет создания крупных центров, полностью оснащенных самым современным оборудованием, где концентрируются потоки пациентов. Соответственно, врачи быстро получают очень большой опыт. Например, в хирургии желудка у них огромный опыт в мире. Они становятся суперэкспертами и могут обучать других. Такая же глобальная задача стоит перед нами. И я считаю, что на сегодняшний день все в этом направлении делается абсолютно правильно и приведет к росту качества медицинской помощи. Люди это понимают. Кто-то остается работать, а кто-то по разным причинам уходит. Например, нам пришлось сократить очень хорошее по составу врачей отделение психосоматики, потому что подобные отделения открываются в других больницах, а для нашего центра просто не предназначены. Количество коек для таких пациентов в Москве не уменьшилось, помощь хуже не стала.
Наша задача — выстроить центр экспертного уровня, и кадры должны быть соответствующие. Со многими хорошими врачами пришлось расстаться. Но сейчас много вакансий в амбулаторной сети, где такое же оборудование, что и у нас, и интересно работать. Мне кажется, для любого врача-терапевта там есть все возможности для реализации своих профессиональных амбиций. Тот процесс объединения в большей степени прошел спокойно. С другой стороны, перемены — это всегда проблемы, в том числе и для пациентов, которые привыкли к чему-то определенному. Я понимаю, что есть люди, которые пострадали, переживают, но мы всегда стараемся помочь, особенно людям заслуженным и профессиональным.
— После присоединения стало комфортнее работать? Территория ведь одна по сути, врачи могут коммуницировать быстрее...
— Да, теперь здесь одна красивая лесная территория. Да и хирурги с терапевтами определенного профиля стали лучше понимать больных, потому что каждый день работают друг с другом, встречаются на одних конференциях, имеют возможность обсуждать вопросы. Врач узкого профиля заужается, а нужно обязательно расширять кругозор. Когда все вместе, все обсуждается, тогда принимаются более взвешенные решения. Поэтому я думаю, что объединение института и больницы — вещь логичная.
— За что вы могли бы похвалить свой коллектив?
— За устремленность вперед. Но есть еще масса нерешенных проблем. И коллектив заслуживает того, чтобы работать на самом лучшем оборудовании, в самых лучших условиях и реализовывать свои профессиональные амбиции. Когда мы все проблемные моменты уладим, коллектив сохраним или даже еще больше усилим, создадим соответствующие условия, тогда будем гордиться. Сейчас пока привлекаем профессионалов, потому что есть незакрытые позиции.
— Каких специалистов не хватает?
— Хочется, чтобы среднего и младшего персонала было больше. При первой же возможности будем расширять эти штаты, потому что от этого тоже зависит комфорт пациентов.
«Врач узкого профиля заужается, а нужно обязательно расширять кругозор. Когда все вместе, все обсуждается, тогда принимаются более взвешенные решения»
— Наверняка бывают недовольные пациенты. Как вы с ними справляетесь?
— Слушаем, делаем выводы для себя. Я всегда говорю на наших внутренних конференциях, что лучше обращать внимание на какие-то недостатки, чем без конца себя хвалить. Положительного очень много, но если мы не будем знать недостатков, то не будем расти. Все, что от нас зависит, мы стараемся исправить. Пациенту должно быть комфортно.
— Если говорить о странах, на которые можно равняться российской медицине, вы назвали Корею. Какую страну могли бы назвать еще?
— Во всех странах система выстроена по-разному. У нас был период ломки, советская система сломалась, сейчас идет модернизация. Нет стран с идеальной системой, но у многих она уже сложившаяся. Но даже в сложившихся системах важно знать ведущих специалистов, признанные коллективы, потому что именно от них зависит, как работает система. Таких коллективов много, они есть и в Корее, и в Европе. Я не знаю корейского здравоохранения тотально, но знаю конкретные коллективы, которые быстро развиваются и демонстрируют очень хорошие результаты.
— Получается, в этом плане лучше всего работает «сарафанное радио», когда понравившегося специалиста рекомендуют знакомым?
— Это самый устойчивый, наиболее показательный фактор.
«Даже в сложившихся системах важно знать ведущих специалистов, признанные коллективы, потому что именно от них зависит, как работает система»
— Как выбрать своего врача обычному жителю Москвы?
— Инструкцию по выбору врача я не дам. Хороших врачей много, просто они все в разных условиях работают. Проконсультироваться можно с разными. В одной статье читал, что выбор врача происходит на основе того, насколько тот понравился в разговоре, насколько сильное возникло к нему доверие. В этом что-то есть.
— Как вы видите медицину будущего?
— Еще Гиппократ говорил, что будущее — в профилактике, выявлении заболеваний на той стадии, когда еще ничего не заболело. Все направлено на раннее выявление заболеваний, потому что мы научились лучше контролировать заболевания на поздних стадиях за счет химиотерапии, системной лучевой терапии, а реально лечить можно только на начальных стадиях. Поэтому сейчас курс — на генетические исследования, предупреждения болезней.
— Какова формула развития центра?
— Люди, высокие технологии и хорошие условия.
— Сейчас все это есть?
— Когда 2 года назад я сюда пришел, здесь не было ни КТ, ни МРТ. Департамент здравоохранения г. Москвы поставил много оборудования для диагностики, хирургии, реанимации. Сейчас у нас большие планы, и они достаточно быстро реализуются.
— Кто может обратиться в ваш центр?
— Любой человек. Мы выстраиваем нашу организацию так, чтобы это был многопрофильный центр. Профили, которые у нас уже работают, — это вся гастроэнтерология, хирургия, онкология, урология, колопроктология, гинекология и другие. По эндокринологии, ревматологии, пульмонологии, гематологии, неврологии у нас очень сильные специалисты.
— У вас есть платное и бесплатное отделения?
— По всем направлениям нашей деятельности мы работаем и с ОМС, и с ДМС, и по платным услугам. Есть услуги, которые полностью покрываются ОМС, какие-то проходят по высокотехнологичной помощи. Мы, как московское учреждение, в большей степени ориентированы на Москву, но мы принимаем всех. По квотам у нас есть определенный резерв. Государство перечисляет деньги за лечение пациентов.
— А очереди есть?
— Очередь есть, но мы стараемся ее минимизировать. Она объясняется тем, что ряд специалистов очень востребованы в городе и в России.
— Многие ругают современных медиков...
— Разные есть. Образование пострадало. Поскольку я заведую кафедрой, я вижу студентов. Есть отдельные люди, которым все интересно. Нам удается их привлекать, и у нас уже есть группа талантливых молодых людей, у которых есть желание, которые хотят и могут наверстать что-то упущенное, знают языки, хорошо ориентируются в проблеме. Мне кажется, потенциально они очень сильные.
«Эмоциональными категориями никто из специалистов не мыслит. Это не цинизм, а нормальное профессиональное отношение к делу»
— Нет ли ощущения, что хирург в первую очередь должен иметь хорошую закалку и уметь абстрагироваться от того, что на операционном столе лежит человеческое тело?
— Хирург должен в первую очередь профессионально относиться к своим обязанностям. То, о чем говорите вы, — это определенная адаптация. Человек учится в институте, развивается, переходит на одну кафедру, на другую, видит пациентов, а потом, чувствуя внутренние движения своей души, идет и делает свое дело, не задумываясь, что перед ним тело пациента. Эмоционального взгляда нет — есть взгляд профессиональный и есть навыки. Эмоциональными категориями никто из специалистов не мыслит. Это не цинизм, а нормальное профессиональное отношение к делу.
— Согласно стандартам, врач должен уделять пациенту 12 минут. Как у вас?
— Это нормативы поликлинические. У нас сколько требуется времени на обследование, столько мы и потратим. Конечно, нужно придерживаться средних сроков. Но это механизировать нельзя. Главное — качественно помочь пациенту.
— Что бы вы могли пожелать своему коллективу?
— Не опускать взгляд к горизонту. И чтобы получилось все, что задумывалось, чтобы сюда пришли работать новые профессионалы. Я благодарен всем сотрудникам, кто здесь трудится, потому что это все-таки определенные риски идти работать в новое учреждение.
Фотографии: Оксана Плисенкова / МЕД-инфо
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться