Проблемы терапии гематологических заболеваний и новейшие научные достижения в данной области были в центре внимания участников II Конгресса гематологов России, состоявшегося в Москве. Этот крупнейший форум проходит раз в 2 года для того, чтобы ученые-гематологи не только из России, но и со всего мира смогли обменяться опытом, обсудить новые идеи, поделиться достижениями в области гематологии и объединить усилия, чтобы число людей, страдающих гематологическими заболеваниями, значительно уменьшилось. Какие подходы сегодня используются в области диагностики и лечения онкогематологических заболеваний? Есть ли различия в подходах к терапии и методах лечения онкогематологических больных? Своим мнением на этот счет МЕД-инфо рассказали ведущие зарубежные и российские специалисты, делегаты конгресса.
Лиза Плеер, врач-онколог Терапевтического госпиталя имени Парацельса в Зальцбурге, Австрия:
«В лечении каждой болезни имеются свои особенности. Главная сложность, связанная с терапией онкогематологических заболеваний, в частности миелоидных злокачественных новообразований, связана с тем, что в основном ими болеют люди преклонного возраста. Как правило, у наших пациентов имеются другие сопутствующие заболевания, что значительно осложняет терапию.
Второй важный момент: при раке крови высока вероятность развития рецидивов и вторичных форм рака. Поэтому сегодня основная стратегия лечения таких больных — полиохимиотерапия, включающая различные комбинации препаратов.
Современная тактика лечения онкогематологических заболеваний направлена на увеличение периода ремиссии и общей продолжительности жизни пациентов. И в данном случае речь идет о добавленных годах качественной жизни (меньшее число госпитализаций, более поздняя трансформация в лейкоз, снижение зависимости от гемотрансфузий и так далее).
«Главная сложность, связанная с терапией онкогематологических заболеваний, в частности миелоидных злокачественных новообразований, связана с тем, что в основном ими болеют люди преклонного возраста»
Для того чтобы пристально следить за состоянием тех, кто получил диагноз, врачам необходим регистр онкогематологических больных, получающих определенные схемы терапии. В декабре 2008 г. мы в нашей клинике начали работу над австрийским регистром пациентов, принимающих азацитидин. В настоящее время регистр включает 529 пациентов. Аналогичные регистры разрабатываются и для других ЛС.
Это достаточно сложная, кропотливая работа, которая отнимает много времени и сил. Но, с другой стороны, она приносит и большое удовлетворение, потому что в результате ты получаешь реальные механизмы, позволяющие управлять заболеванием, варьировать терапию, словом, найти индивидуальный подход к каждому пациенту».
Дитгер Найдервейзер, профессор медицины, руководитель отделения онкогематологии Университета Лейпцига, Германия:
«Если говорить о распространенности онкогематологических заболеваний в Германии, то в целом эти цифры мало отличаются от российских, все зависит от возраста пациентов. До 60 лет это достаточно редкие заболевания, но в старшей возрастной группе заболеваемость составляет 20 случаев на 100 тыс. населения, и этот показатель увеличивается в зависимости от возраста.
Основная проблема заключается в отборе пациентов. В силу возраста и наличия сопутствующих заболеваний не все из них могут перенести химиотерапию, некоторые пациенты резистентны к традиционным схемам лечения. Также по нашим данным каждому второму из них не показана трансплантация стволовых клеток.
Если говорить о распространенности онкогематологических заболеваний в Германии, то в целом эти цифры мало отличаются от российских, все зависит от возраста пациентов. До 60 лет это достаточно редкие заболевания, но в старшей возрастной группе заболеваемость составляет 20 случаев на 100 тыс. населения, и этот показатель увеличивается в зависимости от возраста.
Кроме того, во многих странах мира, в том числе и России, нет своих регистров доноров стволовых клеток. Между тем регистр требует постоянного расширения и пополнения новыми образцами. К примеру, в Германии регистр функционирует благодаря финансовой поддержке государства, и сегодня в нем содержится более 4 млн образцов стволовых клеток неродственных доноров.
До недавнего времени лечение онкогематологических пациентов во многих случаях было не излечивающим, а паллиативным. Но сегодня с появлением новых классов биопрепаратов — иммуномодуляторов, ингибиторов протеасом, моноклональных антител и ряда других мы получили реальную возможность помочь таким больным. В Германии лечение для таких пациентов бесплатное, все расходы полностью покрываются страховыми медицинскими компаниями.
Первые результаты лечения весьма обнадеживающие: выживаемость и продолжительность пациентов острым миелоидным лейкозом и мелодиспластическим синдромом в возрасте от 60 лет и старше значительно увеличилась. В некоторых случаях нам удалось добиться полной ремиссии.
«До недавнего времени лечение онкогематологических пациентов во многих случаях было не излечивающим, а паллиативным»
Сегодня уже можно говорить о безрецидивном течении заболевания и излечении некоторых форм рака крови. Но, к сожалению, мы не можем сделать наших пациентов моложе. И, в случае, если у них имеются какие-либо сопутствующие заболевания (сахарный диабет, гипертония и другие), то, конечно, это осложняет процесс терапии, и прогноз в данном случае часто бывает неблагоприятным.
Лечение онкогематологических заболеваний — очень непростая задача, требующая от врача навыков клинициста, ученого, исследователя. В рамках протоколов лечения мы сравниваем стандартные и инновационные методы терапии, досконально изучаем действие того или иного препарата как в монотерапии, так и в сочетании с другими ЛС.
Сегодня уже можно говорить о безрецидивном течении заболевания и излечении некоторых форм рака крови.
Наука не стоит на месте, меняются акценты в лечении — от стандартных схем терапии к персонализованному подходу к каждому пациенту, с учетом его индивидуальных особенностей. Кроме того, большое внимание будет уделяться времени начала терапии. Исследования показывают, что раннее начало лечения, как в дебюте заболевания, так и при рецидивах, может способствовать полному излечению».
Сергей Грицаев, д. м. н., главный научный сотрудник НИИ гематологии и трансфузиологии ФМБА России, Санкт-Петербург, Россия:
«Во многом зарубежный и отечественный опыт лечения онкогематологических заболеваний совпадает, но в чем-то есть и отличия. Одно из основных — продолжительность жизни. У россиян она значительно ниже, чем у европейцев и американцев. Однако в разных регионах страны этот показатель сильно отличается. К примеру, в крупных городах (Москве, Санк-Петербурге, Новосибирске) он практически такой же, как и среднеевропейский. А вот в глубинке гораздо ниже.
У нас отстает статистика, мы до сих пор не знаем, сколько в России онкогематологических больных. Это связано, прежде всего, с отсутствием регистров, несвоевременной диагностикой и, мягко говоря, нечутким отношением к больным пожилого возраста. Однако справедливости ради стоит отметить, что подобные проблемы существуют не только в России, но и в развитых странах мира.
«Во многом зарубежный и отечественный опыт лечения онкогематологических заболеваний совпадает, но в чем-то есть и отличия»
Сегодня участковые терапевты не имеют достаточных знаний по онкогематологии и онкологии в целом, и надо их образовывать, разрабатывать специальные обучающие программы по онкогематологии. Это дело первоочередной важности, поскольку если запустить болезнь, то такому пациенту уже очень трудно помочь.
Благодаря программе «Семь нозологий» наши пациенты получили доступ к качественной и современной терапии. В ближайшее время ожидается регистрация совсем новых препаратов, которые позволят преодолеть резистентность к текущим стандартным опциям лечения и повысить результативность терапии. И мы очень надеемся, что это лечение будет доступным для российских пациентов».
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться