Что может быть страшнее онкологического заболевания? Это неправильное лечение. Несвоевременная диагностика, отсутствие необходимого оборудования, дорогостоящие и не всегда действенные препараты — все это существенно снижает процент выздоровления у онкологических больных. Что с этим можно сделать и как повысить уровень лечения онкологических заболеваний? Именно эти вопросы обсуждались 16 сентября в пресс-центре РИА Новости на круглом столе на тему «Доступность и качество онкологической помощи в России».
По примеру Японии
Ранее в Санкт-Петербурге состоялся VIII Всероссийский съезд онкологов, итогом которого стало принятие резолюции по оказанию медицинской помощи больным раком. Как рассказал главный онколог Министерства здравоохранения РФ Михаил Давыдов, резолюция, при верной расстановке сил, может стать панацеей от имеющихся в современной онкологической медицине проблем.
Михаил Давыдов видит спасение в создании единого онкологического центра: «Я настаиваю на том, чтобы были созданы национальные центры. При помощи этих головных центров профессиональное сообщество будет контролировать на всей территории Российской Федерации состояние онкологической помощи, качество этой помощи, кадровое обеспечение, лекарственное обеспечение и все те коммуникации, которые должны быть в системе обратной связи».
В качестве лучшей модели Михаил Давыдов назвал Японию, в которой есть один национальный противораковый центр и 80 подотчетных профильных госпиталей, работающих в единой связке и по одной методологии.
Кадровый голод онкологической службы
Одна из самых важных проблем в лечении онкологических заболеваний — это отсутствие специалистов. Заместитель директора НИИ клинической онкологии по научной работе, руководитель отделения клинической фармакологии и химиотерапии РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН Сергей Тюляндин также приводит удручающую статистику: «Мы имеем 66-67% заполненных ставок в онкологической службе и среди радиологов. То есть, примерно 1/3 нехватки кадров. Но самая печальная картина наблюдается в системе морфологии. Там нехватка 2/3 специалистов».
Проблема кадров стоит остро. Главная причина — устаревшая система образования, в особенности постдипломного.
Михаил Давыдов проводит четкую связь между процентом излечившихся больных и отсутствием подготовленных специалистов: «В США 96-98% больных женщин излечиваются от рака молочной железы. В России по формальным критериям этот показатель составляет 60%. Но, я думаю, эта цифра завышена. И все дело в том, что половина пациентов в нашей стране не имеют верного морфологического диагноза. Отсутствует система подготовки патологоанатомов, специализированных в онкоморфологии».
Подготовка специалистов высокого уровня все чаще упирается в экономический вопрос. К примеру, стипендия ординатора составляет 6000 рублей. В то время как в Европе ординатор получает зарплату в 1500-2000 евро, ему бесплатно предоставляется общежитие, различные льготы на питание и проезд.
Решением данной проблемы может стать повышение интереса к профессии не только за счет увеличения роста заработной платы, но и за счет повышения престижности специальности.
Статистика детских выздоровлений выше
В 2012 г. принят порядок оказания онкологической помощи детям. О том, насколько это помогает в работе, говорит главный детский онколог Министерства здравоохранения РФ Владимир Поляков: «Этот порядок практически нигде не реализован. Чтобы обеспечить все то, что заложено в указанный документ, должны быть большие финансовые влияния. Мы написали 36 стандартов, которые лежат в министерстве здравоохранения. И толку от них нет. К сожалению, в детской онкологии все озвученные выше проблемы нужно умножать на десять».
Тем не менее по статистике до 90% детей выздоравливают. Да и заболевших детей не так много — это 3-4% всех пациентов в России, примерно 3 500-4 000 детей в год. По мнению экспертов, проблемы по лечению такого количества больных можно решить силами 2-3 медицинских центров.
Комплексный подход к лечению раковых заболеваний
Статья 41 Конституции РФ гласит, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». В то же время создано множество подзаконных актов в той или иной степени ограничивающих это право. И новой преградой к выздоровлению может стать «бюджетный маневр», проводимый Министерством финансов России.
Исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Равное право на жизнь» Дмитрий Борисов называет устрашающие цифры: «Сокращение бюджета в регионах может существенно повлиять на доступность специализированной помощи. Из 2,5 миллионов онкологических пациентов порядка 1 миллиона находится под риском снижения финансирования их лечения в 1,5 и более раза».
В таких условиях даже самый талантливый врач не сможет в полной мере оказать пациенту необходимую помощь.
Онкология — самая трудная область медицины, которая требует комплексного подхода. Но, к сожалению, комплекс складывается сейчас не в пользу больных: нехватка средств на лечение, отсутствие кадров, недостаток лекарств…
Стране нужен национальный противораковый план, единый федеральный центр по борьбе с онкологическими заболеваниями. И решение по статусу такого центра должно быть принято. И, конечно, стране нужен комплексный подход к исполнению тех планов и задач, которые уже стоят перед здравоохранением.
Фотографии Анастасии Бычковой
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
Актуальная тема. Сейчас об этом много говорят.
Только не говорить надо, а делать.Вот так посмотришь на все эти разговоры и реально страшно становится столкнуться с такой проблемой, как рак, потому что слабо верится в то, что при таком положении в медицине тебе даже самые замечательные врачи смогут чем-то помочь. Еще и этот "бюджетный маневр"... Что остается пациентам?
Как сказала одна хорошая женщина, которая руководит организацией, борющейся за повышение зарплаты врачам, остается только верить. Потому что в нашем здравоохранении не понятно, когда все поменяется в лучшую сторону.