В каждой семье детей воспитывают по-разному, однако каждому ребенку необходимы два человека: мама и папа. О роли отца в развитии ребенка и о современной тенденции трансформации родительских ролей рассказывает эксперт МЕД-инфо, психолог Михаил Васильевич Шипилов.
До начала 20 века мужчина обычно обеспечивал семью: без него женщина почти всегда была лишена какой-либо поддержки, да и осуждающие взгляды даже близких людей ставили на «позорное» место одинокую женщину. Детей, воспитанных матерью в одиночку, ждала незавидная участь: с ранних лет им приходилось самим зарабатывать деньги тяжелым и часто унизительным трудом.
Со временем роль «добытчика» трансформировалась, и теперь не исключительно, что женщина зарабатывает больше своей второй половины. В частности из-за этого у некоторых прогрессивных женщин возникло устойчивое мнение о муже и отце ее ребенка как о биологическом компоненте семейных отношений («биологическая необходимость, но социальная случайность»), который приходит домой после малооплачиваемой работы и только и делает, что отдыхает на диване, щелкая пультом телевизора. Нередко женщина решается одна воспитывать ребенка, считая, что рожденные в полном материальном достатке дети (одетые, обутые и так далее) автоматически будут счастливы от общения с одной только мамой.
Согласно общепринятому мнению, отец — это человек, с которым ребенок связан биологически, отец заботится о его жизни, воспитании и образовании. И если биологический компонент никогда не отрицался женщинами, то вторая часть этого определения всегда была неясной и в каждом случае наполненной разным содержанием. Однако роль отца в психическом развитии ребенка, начиная с самого раннего детства, важна и достаточно специфична. Известно, что больше всего играет с ребенком именно папа: подбрасывает, щекочет, устраивает игры-потасовки и тому подобное. Все это, как известно, развивает органы чувств, моторику, усиливает активность. Двое из трех маленьких детей в качестве партнера для игр выбирают папу. У детей постарше та же тенденция сохраняется: если ребенку необходима забота, тепло, ласка, то он чаще обращается к маме, а если ему хочется поиграть — к папе. В неполных семьях были проведены исследования, где воспитателем был либо отец, либо мать. Оказалось, что отец, заботясь о бытовом благополучии ребенка, тоже чаще играл с ним, чем мать, и эти игры были более активными.
Следует также отметить, что отец в полной семье часто является высшим авторитетом. В каждой стае, чтобы она не развалилась, есть вожак. В большинстве семей эту функцию выполняет отец, всегда умный и хороший, именно он принимает решения и помогает ребенку при необходимости сделать правильный выбор. Среди сверстников вызывает уважение фраза: «Так мне папа сказал». Авторитет же матери часто недооценивается, так как она больше времени проводит с ребенком, а такое тесное общение подразумевает не только радости, но и недопонимания, наказания и обиды. Авторитет матери чаще подвергается испытанию, снижается и критикуется, особенно если она сделала что-то не так. Авторитет же отца обычно не страдает из-за бытовых моментов, даже если он руководит процессом воспитания с дивана и активизируется лишь при решении серьезных проблем.
У ребенка есть потребность не чувствовать себя одиноким, в том, чтобы его кто-то защищал, часто эту роль играет отец. В детских коллективах материнская забота о ребенке, естественная и необходимая, почти всегда «котируется» ниже отцовской. Все знают, как ребенок любит хвастаться профессией, работой, взаимоотношениями с отцом, порой выдумывая подробности, возвеличивающие его до небывалых высот, которых в жизни никогда не было и не могло быть.
В более взрослом возрасте роль отца еще больше усиливается, что было показано З. Фрейдом. Мальчик, который воспитывается одной матерью, тетей, бабушкой, в качестве социально одобренной модели поведения может принять женскую. В подростковом возрасте мальчик отвергает ее, и, чтобы выйти на мужскую модель поведения и принять ее (что является естественным для детей из полных семей), ему потребуется гораздо больше сил. Это процесс более болезненный, подросток может набить много «шишек» в прямом и переносном смыслах.
Сыну необходимо видеть, как приятно быть мужественным, великодушным и ответственным за свои действия, причем отмечать и то, что мать может быть ранимой, слабой и послушной, в некоторых вопросах уступчивой и идущей на поводу у мужа. Наиболее полное развитие невозможно без реализации у ребенка Эдипова комплекса, когда отец является естественным конкурентом в борьбе за мать. Следствием таких отношений является дальнейшее развитие Сверх-Я, ответственного за усиление у ребенка чувства ответственности. Если же конкурентов не будет, то незачем будет соревноваться, в будущем это может обеднить жизнь мальчика. Для девочки отец нужен не менее сильно. Дочка замечает, как мама ведет себя дома: убирается, готовит, наряжается, красится и так далее. Но для кого же она все это делает? Прежде всего — для папы. Таким образом девочка, девушка осознает свою половую идентичность, это поможет ей в создании собственной семьи.
Из современных тенденций семейных отношений следует отметить сближение мужской и женской ролей в семье вплоть до их перемены местами. Уже не удивительно, когда женщина занимается бизнесом или карьерой, часто зарабатывая больше мужа, и поэтому меньше времени проводит с ребенком. И обратная ситуация, когда отец больше времени проводит дома, общаясь с ребенком и занимаясь хозяйством. Уже не является исключением, когда отпуск по уходу за новорожденным берет меньше зарабатывающий или не столь дорожащий работой отец, в то время как мать практически не отрывается от своего бизнеса. Причем интересно: если женщину в таких случаях общество чаще осуждает, то на мужчину оно смотрит благосклонно, более того — с видимым сочувствием. В юридической же практике отцы стали чаще выигрывать судебные дела с тем, чтобы после развода ребенок оставался с ними.
Эти тенденции изменения гендерных ролей не сильно зависят от развития цивилизации, как может показаться на первый взгляд. Приведем отрывок из интересных наблюдений известного этнографа М. Мид над племенем манус (Новая Гвинея): «В семье главную роль играет отец — нежный, заботливый, терпеливый защитник. Привязанности к ребенку матери отводится меньше места. Нам, привыкшим к семье, в которой отец — суровый и несколько отделенный диктатор, а мать ребенка — его защитница и адвокат, интересно будет найти общество, в котором отец и мать поменялись местами. Сегодня манус показывает, какую творческую роль может играть в положительном формировании личности сына любящий нежный отец. Отсюда напрашивается вывод, что разрешение семейных проблем кроется, может быть, не в отказе отца и матери от своих ролей, как считают некоторые энтузиасты, а в том, чтобы они дополняли друг друга».
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
Отец и правда нужен, но если он вообще никак не принимает участие в воспитании или пьёт, или бьёт, или изменяет? Каку модель он может привить сыну или дочери?
Готовых рецептов в таких случаях нет, все решается индивидуально, в каждой конкретной семейной ситуации. Конечно, если «пьёт, или бьёт» ребенка или оказывает другие виды физического или психического насилия, в такой семье о какой-либо позитивной модели для ребенка не может быть и речи. Насчет «изменяет»… Обычно если изменяет, то изменяет маме, а не ребенку, то есть на лицо кризис в большей степени супружеских отношений, а не родительско-детских (хотя, конечно, в семье все переплетено). Одним из возможных решений проблемы может быть не нагнетание негатива между мамой и папой с дальнейшим окончательным разрывом отношений между родителями, а, следовательно, и с ребенком, с потерей для ребенка не только папы, но и всех родственников по его линии: бабушки, дедушки, дяди и/или тети. Нередко нужна трудная работа над сохранением отношений между ребенком и его одним из родителей (чаще папы) даже в таких условиях. Правда, это получается далеко не всегда. Причем ни в коей мере не оправдываю измены супругов, которые ведь могут не постоянными, а временными, но в подобных случаях лучше подождать некоторое время и затем заново подойти к этой проблеме, без лишних негативных эмоций.