Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

01 апреля в 21:07
Врачи освоили современные методы гидрокинезиотерапии

21 февраля в 03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

19 февраля в 22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом



Медицина и общество Аналитика
05 апреля 2023, 22:03 X 7895 K 0

Что происходит на рынке медицинских услуг. Статистика и прогнозы


Перемены сегодня претерпевают многие сферы, включая здравоохранение. Сначала коррективы в работу медицинских организаций внес коронавирус, на смену ему пришли сложности с логистикой при поставках лекарственных препаратов и медизделий. Что происходит на рынке медуслуг и позволяет не только выживать, но и успешно укреплять свои позиции, рассказывает основатель «Школы медицинского бизнеса», эксперт по управлению клиниками Анна Соломахина.

Пандемия COVID-19 для многих медцентров стала проверкой на прочность. Сложнее всего пришлось небольшим узкопрофильным частным клиникам и многие из них ушли с рынка. Частные медцентры с широким выбором услуг и профильных специалистов сначала сосредоточились на лечении инфекционных заболеваний, а потом вновь вернулись к хроническим пациентам. Но и у них более высокий спрос наблюдался, когда пациентам были важны лабораторные и визуальные исследования — рентгенография, КТ. Сегодня люди экономят на медицинских услугах, и хотя бы частично проходят диагностику в государственных поликлиниках. Что, конечно, связано с экономическими трудностями.

Количество частных клиник в России сократилось в 2022 году на 1,8%*

*По данным аналитического портала https://statprivat.ru/.

За два года открылось на 80% меньше частных клиник**

**По данным аналитического портала https://statprivat.ru/.

В государственном секторе на 36,3% по сравнению с прошлым годом***

***По данным аналитического портала https://statprivat.ru/.

Каковы возможные причины ухода с рынка:

— прежде всего, длительные финансовые сложности, которые в условиях экономических потрясений последнего года достигли точки невозврата;

— сложности с логистикой, прекращение поставок или увеличение стоимости медицинских материалов и оборудования;

— прекращение использования рекламных инструментов продвижения через соцсети, которые были закрыты. Для некоторых особенно узкопрофильных компаний соцсети Instagram и Facebook (признаны запрещенными в РФ) были основным источником пациентопотока;

— закрытие бизнеса в связи с переездом в другую страну;

— сокращение платежеспособности населения и перехода на ОМС и, как следствие, потеря пациентопотока;

— санкции. Особенно сильно это коснулось фармдистрибьюторов — многие из них ушли с рынка.

Что позволяет выживать

Первое и самое главное — умение руководства подстраиваться под новые реалии, адаптироваться, использовать кризис для поиска новых решений и путей. Не только остаться на плаву, но и вырваться вперед удалось прежде всего тем, кто быстро среагировал на экономическую и политическую ситуации — смог за считаные недели наладить логистику, подключить антикризисный маркетинг, перевести аудиторию на альтернативные социальные площадки.

В плюсе остались многопрофильные центры с хорошей диагностической базой и докторским составом, а также те, кто активно сотрудничает с крупнейшими агрегаторами — Продокторов, СберЗдоровье и т. д.

Что касается фармкомпаний, то не сдали своих позиций те, кто сосредоточился на выпуске антисептических средств, препаратов против COVID-9 и различных противовирусных лекарств. Многие российские фармацевтические компании стали активно наращивать производство лекарств, особенно жизненно важных и необходимых, перенастроили логистику.

Кадры в медицине

В ноябре 2022 года Минздрав России озвучил масштаб кадрового голода в сфере здравоохранения. Дефицит врачей составляет 26 тысяч человек, среднего персонала - порядка 50 тысяч человек. В большей степени это касается первичного звена и сельского здравоохранения. В городах серьезного дефицита не наблюдается, за исключением анестезиологов-реаниматологов. Антирейтинг с максимальной убылью медицинских работников возглавляют Курская и Ростовская области, а также республика Башкортостан.

Острая нужда также есть во врачах-управленцах, которые могут организовывать процессы по-новому.

На сколько (%) подорожали цены на услуги

В прошлом году, по данным опроса Росгосстраха, подорожание произошло на 15%. Как и раньше, особенно затратными являются стоматология, хирургия, репродуктивная медицина. Также люди отмечают высокую стоимость МРТ и различных ультразвуковых исследований. Прежде всего, подорожание связано с ростом цен на оборудование, расходные материалы, более сложную или длительную логистическую цепочку. Особый рост цен зафиксирован в высокотехнологичных методах хирургического лечения — например, имплантологии, пластической хирургии и анестезиологии.

Переход на российское оборудование, увы, не гарантирует низкую стоимость: часть комплектующих материалов также является импортным и тоже дорожает. Стало сложнее и более затратно привлекать пациентов, к тому же количество основных каналов привлечения заметно снизилось. На первый план сегодня выходят удовлетворенность пациентов, максимальное улучшение качества их обслуживания и, конечно, оптимизация расходов. Как, к примеру, принято работать в частных медицинских центрах? Платить% от услуг. В итоге, рост стоимости расходных материалов, увеличение прайса на услуги влияет и на повышение отчислений врачу. Клиника попадает в ситуацию, когда общий денежный поток растет, а прибыли нет. Но даже в такой ситуации есть выход: вместо% врач переводится на фиксированные отчисления и только после этого повышается стоимость услуги.

Прогнозы. Что будет с рынком в ближайшем времени

Трудности, конечно, есть. Правда, те, кто смог вовремя среагировать на ситуацию не только ничего не потеряли, но даже приумножили. Прежде всего, это касается компаний, которые во время пандемии подключили телемедицину, наладили импортозамещение и сохранили лояльность пациента к бренду. Стоит отметить и преимущества тех, кто идет в ногу со временем, используя современные тренды: цифровизацию, пациентоориентированность, доказательные методы работы. Те, кто применяет в своей управленческой практике ценностно-ориентированный подход-всегда будут впереди.

В некоторых регионах появились сервисы и услуги, основанные на внедрении искусственного интеллекта в анализ медицинских данных пациентов. К примеру, умные алгоритмы дополнительно проверяют и обрабатывают КТ-снимки органов грудной клетки на признаки аневризмы аорты. При признаках патологии, снимки отправляются врачам для дальнейшего анализа.

Активно развивается профилактическая медицина. В некоторых регионах уже существуют отделения медицинской профилактики. Пациентам предлагают комплексное обследование — лабораторные исследования, прием терапевта и узких специалистов, дневной стационар в случае необходимости лечения.

Фото из открытых источников 


Читайте также в рубрике «Аналитика»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта