Аутизм - что это такое, разновидности, причины, симптомы, диагностика и лечение
Аутизм - что это такое, разновидности, причины, симптомы, диагностика и лечение, расскажем вам в наших статьях о здоровье на сайте МЕД-инфо.
Аутизм
ПЛАН СТАТЬИ:
- Причины развития аутизма
- Симптомы аутизма
- Классификация аутизма
- Диагностика аутизма
- Лечение и прогноз при аутизме
Аутизм, или расстройство аутистического спектра, относится к неврологическим нарушениям. Заболевание проявляется еще в детском возрасте и имеет разнообразную симптоматику. Ребенок остро реагирует на одни раздражители и практически не замечает другие. У людей с РАС наблюдаются сложности в общении с людьми, простые бытовые задачи кажутся для них невыполнимыми. Итак, что такое аутизм и как он проявляется?
Причины развития аутизма
Причины развития аутизма неизвестны до сих пор. Врачи считают, что заболевание имеет генетическую природу. Риск рождения малыша с РАС возрастает у родителей старше 40 лет.
Также некоторые врачи относят риск рождения ребенка с аутизмом с особенностями протекания беременности. К факторам риска относят:
- преждевременные роды;
- прием во время беременности некоторых противоэпилептических препаратов;
- нарушения психики у матери;
- гестационный диабет.
Однако ни один из перечисленных факторов не имеет научной базы и является всего лишь предположением. Зная, как проявляется аутизм у детей, можно своевременно забить тревогу и поставить диагноз.
Факт! Расстройства аутистического спектра чаще всего диагностируют у мальчиков. Соотношение по полу у детей составляет примерно 3 к 1.
Симптомы аутизма
Первые признаки РАС можно заметить в раннем возрасте. У одних детей симптомы аутизма проявляются уже на первом году жизни, а у других в более позднем возрасте. Ребенок с аутизмом может развиваться как обычные дети, приобретать новые навыки, однако в какой-то момент его развитие останавливается, а навыки деформируются. Очень важно знать, как распознать аутизм у ребенка.
Настораживающие симптомы:
Ребенок не реагирует на имя, не держит зрительный контакт с родителями (с 8 месяцев).
Малыш не показывает пальцем на предметы, появляются жесты-адаптеры (с 1 года).
Ребенок не играет со сверстниками или родителями, отказывается вступать в контакт. В большинстве случаев отсутствует речь (с 1,5 лет).
Отсутствие речи, игровой деятельности со сверстниками. Ребенок не имитирует и не повторяет за поведением взрослых (с 2 лет). Признаки аутизма в 2 года уже достаточно выражены.
Главным симптомом аутизма является нарушение коммуникативных способностей и повторяющееся (стереотипное) поведение. В зависимости от сложности патологии у пациента с РАС могут возникать второстепенные симптомы. Например:
- Пищевые нарушения (ребенок может есть только один продукт, полностью отказываясь от других).
- Нарушения сна (пациенты с аутизмом могут спать днем и бодрствовать ночью).
- Агрессия, направленная на окружающих или на себя.
- Различные страхи и фобии. Отмечено, что большинство фобий формируются на 2-3 году жизни малыша.
- Отставания в психическом и умственном развитии. Хотя некоторые пациенты с РАС обладают способностями в каком-либо направлении.
Рассмотрим более подробно ключевые проявления аутизма и разберем, что такое аутист.
Проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми
Аутичность – это форма поведения ребенка, выраженная в замкнутости и неуверенности. Проблемы подобного рода проявляются еще в раннем возрасте. Ребенок не держит зрительный контакт, он практически не заинтересован в общении с другими детьми или взрослыми, в том числе и близкими родственниками.
У некоторых малышей полностью отсутствует речь или словарный запас не соответствует возрасту. Если ребенок говорит, он никак не связывает произносимые слова с окружающими предметами. Многие дети просто повторяют одни и те же фразы или предложения. У подросших детей возникают сложности с собственной идентификацией. Они не воспринимают себя как отдельную личность.
Дети с аутизмом не всегда выделяют родителей среди остальных людей. Они не идут на руки и могут полностью игнорировать собеседника. В общественных местах малыш проявляет сильную тревогу.
Иногда родители отмечают у детей с РАС необычное поведение. Например, у таких малышей отсутствуют телесные границы, они не обращают внимания на эмоции других людей. Также отмечено, что они не испытывают стыда или смущения.
В зависимости от степени аутизма многие дети к 7 годам так и не приобретают полноценные разговорные навыки. Их словарный запас скудный, а желание идти на диалог полностью отсутствует. Некоторые дети так и не начинают разговаривать, издавая отдельные звуки. Нет однозначного ответа на вопрос, в каком возрасте полностью формируется аутизм. Даже во взрослом и подростковом возрасте люди с аутизмом так и не учатся выстраивать качественные коммуникации с окружающими. Они не понимают и не чувствуют эмоции других людей. Им очень сложно соблюдать социальные правила или придерживаться дружеских отношений.
Взрослые пациенты не умеют шутить, плохо поддерживают диалог, не проявляют заинтересованность в собеседнике. Им очень сложно сосредоточиться на конкретной задаче. Зрительный контакт может отсутствовать или превратиться в пристальный взгляд.
Стереотипия и интересы людей с РАС
Помимо проблем с общением у людей с РАС часто диагностируют задержку умственного развития. Снижение интеллекта может выражаться в разной степени. Кроме того, у детей с аутизмом по-своему проявляется игровая деятельность. Например, они часами выполняют одно и то же действие, расставляют игрушки в строгом порядке, выбирают для игр предметы определенной формы или цвета. Переключить ребенка с подобного занятия на другие бывает крайне сложно. В случае насильного прекращения игры малыш может проявлять агрессию к себе или взрослым, громко кричать и т. п.
С возрастом симптомы могут меняться: одни признаки аутизма могут исчезать, а другие появляться или усугубляться. Таким людям сложно подстраиваться под окружающие изменения. Они намного комфортнее чувствуют себя в однотипных условия. В подростковом и взрослом возрасте пациенты с РАС с трудом приобретают новые навыки. Они не способны обслуживать себя самостоятельно и всю жизнь нуждаются в присутствии близкого человека рядом.
Многих интересует, аутизм врожденное или приобретенное заболевание? Согласно данным врачей, это врожденная патология. Благодаря современным методам обследования, у пациентов с аутизмом удалось обнаружить врожденные изменения в строении ЦНС, которые были сформированы еще в период вынашивания ребенка.
Классификация аутизма
Сегодня существует несколько классификаций РАС. Степени аутизма делятся по разным признакам. Наиболее распространенной является классификация по Никольской. Согласно ей, всех пациентов с аутизмом можно поделить на 4 группы по тяжести течения болезни.
1 группа
В эту группу входят пациенты с самыми тяжелыми нарушениями. Характерными симптомами являются:
- полное отсутствие речи и контакта с окружающими;
- сопротивление любым требованиям;
- полное невосприятие происходящего;
- стимуляция с помощью повторяющихся жестов;
- отсутствие любых навыков самообслуживания.
Пациенты с РАС 1 степени выглядят отрешенными. Они не воспринимают внешние раздражители, никак не реагируют на обращенную речь. Люди с тяжелой формой аутизма имеют самый неблагоприятный прогноз и нуждаются в постоянном уходе и наблюдении. Заметить первые симптомы можно уже в младенчестве: такие дети ведут себя крайне беспокойно, у них наблюдаются серьезные нарушения сна.
2 группа
К основным признакам данной группы относятся:
- стереотипное поведение;
- сильное сопротивление любым изменениям в окружающей среде;
- проявления срывов, истерик, агрессии по отношению к себе и окружающим при попытках навязать человеку нежелательные действия;
- скудный словарный запас, состоящий из нескольких слов или фраз, или полное отсутствие речи с заменой слов отдельными звуками.
Пациенты этой группы приспосабливаются к окружающей среде за счет постепенной выработки новых стереотипов в поведении.
3 группа
При наличии этой формы аутизма поведение детей более сложное. В основе лежат их собственные интересы, а также стереотипное поведение. Они могут вести диалог: их словарный запас отстает от сверстников, но достаточно развит, чтобы сообщать отдельные фразы. С возрастом у детей могут возникать интересы к отдельным областям знаний, однако им сложно общаться со сверстниками. Такие люди не готовы пробовать что-то новое, уступать собеседнику или рисковать. Одни стереотипные действия могут замещаться другими. Главная задача врачей при работе с такими пациентами – выработать у них навыки социального общения.
4 группа
Это легкая форма аутизма. Дети с этой формой легко общаются со сверстниками, однако очень быстро устают от окружающих. Они испытывают сложности при необходимости следовать правилам игры или соблюдать инструкции. По внешнему виду такие дети могут выглядеть робкими и неуверенными в себе, замкнутыми. Характерным симптомом для пациентов этой группы является ранимость. Они могут остро реагировать на определенные поступки, слова или действия со стороны окружающих. При грамотной коррекции и регулярной работе с психологом детей можно подготовить к успешному посещению обычной общеобразовательной школы.
Многие путают аутизм у детей с синдромом Геллера. Это родственное РАС заболевание, известное так же, как детская деменция. При этом малыш может полноценно развиваться, общаться с другими детьми, усваивать новую информацию, вести диалог. Однако в возрасте 2-3 лет происходит резкий откат, и ребенок постепенно теряет приобретенные ранее навыки, а также способность к самообслуживанию.
Диагностика аутизма
Диагностика аутизма начинается с посещения педиатра, а затем психиатра или невролога. Родителям необходимо обратиться к врачу при обнаружении любых тревожных симптомов:
- отсутствие речи в определенном возрасте;
- игнорирование собственного имени;
- отсутствие указательного жеста;
- отсутствие желания общаться со сверстниками;
- повторяющиеся действия или нетипичное поведение в играх и т.п.
В 12 месяцев большинство детей умеют показывать рукой на предметы, пользоваться чашкой и ложкой, говорить несколько слов или имитировать звуки, узнают родных и близких. К 2 годам дети коммуницируют с взрослыми и сверстниками, проявляют интерес к играм, умеют говорить фразами. Очень важно наблюдать за развитием ребенка. При отсутствии каких-либо навыков нужно обратиться к врачу.
Диагноз ребенку ставят на основании наблюдений за его поведением. Врач выявляет признаки, характерные для заболевания: стереотипное поведение, сложности с коммуникациями, нарушения речи и т. п. Если нужно, направляют ребенка на дополнительные обследования. Например, к логопеду, чтобы исключить проблемы с речевым аппаратом, к отоларингологу, чтобы исключить нарушения слуха.
Для постановки диагноза психиатр использует тесты. Малышу могут назначить ЭЭГ, МРТ, анализы мочи и крови. Поставить диагноз аутизм в домашних условиях невозможно, так как это заболевание схоже с другими психиатрическими расстройствами.
Лечение и прогноз при аутизме
Лечение аутизма у детей подбирается для каждого пациента в зависимости от тяжести заболевания и отсутствия тех или иных навыков. Главная задача врачей в лечении аутизма – привить пациенту новые навыки, научить его основам самообслуживания, развить способность общения с окружающими. Для этой цели прибегают к игровой терапии, трудотерапии, а также другим формам психологического воздействия. Некоторым пациентам назначают лекарственные препараты. Дети с аутизмом, характеристика которых свидетельствует о хорошем развитии и положительной динамике, могут посещать обычную школу.
Аутизм относится к неизлечимым заболеваниям. Качественная коррекция помогает ввести пациента в ремиссию. Однако такой исход наблюдается не более чем у 25% детей с легкой формой. С возрастом у некоторых пациентов происходят существенные улучшения, пропадают характерные симптомы, что позволяет снять диагноз. Также у некоторых людей с возрастом, наоборот, наступает ухудшение навыков. Таким образом, предсказать исход и развитие заболевания даже при постоянной коррекции практически невозможно. Благоприятным прогнозом считается наличие речи у детей в возрасте до 6 лет, а также средний уровень интеллекта. Таким образом, ответ на вопрос можно ли вылечить аутизм, спорный.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться