Ежесекундно в нашем организме происходит несметное количество химических реакций. Нервные клетки генерируют и проводят импульсы. Ткани желез внутренней и внешней секреции синтезируют гормоны и ферменты. Постоянно сокращаются различные мышечные волокна. Это и скелетные мышцы, позволяющие нам двигаться, и гладкая мускулатура, ответственная за изменение диметра сосудов или перистальтику кишечника, и, конечно, поперечно-полосатые мышечные волокна сердца, вообще работающие 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Множество клеток делится, растет, производит и поглощает массу разнообразных веществ. И все это требует энергии. Откуда же она берется?
Пути получения энергии
Для наших тканей и организма в целом основной «энергетической станцией» являются митохондрии. Это небольшие органеллы овальной или круглой формы, которые имеются практически во всех ядерных клетках человека. Именно в митохондриях протекает каскад биохимических реакций, который называется «цикл Кребса» по имени открывшего его немецкого биохимика Ханса Кребса, удостоенного за свое открытие Нобелевской премии в 1953 году.
Однако раз в цикле Кребса вырабатывается энергия, которая запасается в виде молекул аденозинтрифосфата (АТФ), то для этого процесса необходим субстрат, сырье. Ведь закон сохранения энергии еще никто не отменял, и она не может появляться из ниоткуда даже на клеточном уровне.
Наш организм для производства энергии использует в основном два класса соединений: углеводы и жиры. Углеводы перерабатываются быстро, но по итогу из одной условной молекулы глюкозы при полном ее окислении образуется всего 38 молекул АТФ. Расщепление жиров идет медленнее и требует больших затрат ресурсов. Но при полном окислении условной молекулы жирной кислоты получается 131 молекула АТФ. Почти в 3,5 раза больше.
Тогда закономерный вопрос: зачем вообще наш организм использует углеводы? Ответ – это было обусловлено нашим эволюционным развитием. В случае если у древнего человека появлялся доступ к большому количеству простых сахаров (например, он находил сладкий фрукт или мед диких пчел), то он быстро съедал найденное и оно так же быстро давало ему значительный прилив энергии. А в остальное время энергетический баланс поддерживался за счет животной пищи, богатой жирами.
А как обстоит дело сейчас?
В плане биохимии наших тканей ничего не поменялось. Изменился окружающий мир и условия жизни человека. Причем изменились они настолько стремительно по эволюционным меркам, что сама эволюция попросту не успела на это отреагировать.
Дело в том, что на столе у наших предков простые углеводы (а это, в основном, сладкое) появлялись крайне редко и считались деликатесом. Кстати, мы воспринимаем их вкус, как привлекательный, как раз потому, что ощущение сладости – эволюционно развившийся механизм, стимулирующий нас активно искать такую пищу. Но что делал пещерный человек, если ему вдруг везло найти большое количество простых углеводов? Правильно! Съедал все и как можно скорее. Далее эти углеводы его организм немедленно направлял на выработку энергии. А когда текущие энергетические потребности закрывались, вся оставшаяся глюкоза преобразовывалась в жиры и откладывалась «на черный день». Именно поэтому в прошлом излишняя масса тела (вспомните Рубенса) была признаком богатства и аристократичности – она наглядно демонстрировала, что человек может себе позволить большое количество деликатесных сладостей.
Однако буквально каких-то сто лет назад технический прогресс внезапно сделал простые углеводы весьма недорогими. Всевозможные кондитерские изделия, выпечка, сладкие газировки, фаст-фуд – сахара есть везде и продаются в неимоверных количествах. Ведь их вкус для нас по-прежнему привлекателен, а производители такой продукции беззастенчиво пользуются этой эволюционной особенностью. При этом взрослые люди, поняв механизм такой «ловушки», еще могут сознательно ограничить потребление углеводов, хоть это и потребует определенных усилий. А вот дети и вовсе почти неспособны сопротивляться тому, что диктует им «отставшая» от современных реалий эволюция. В этом причина того, что сегодня ВОЗ уже с уверенностью называет ожирение у взрослых и детей одной из основных проблем нашей цивилизации.
Плюсы и минусы получения энергии из жиров
А что там со вторым вариантом энергетического топлива? Как мы уже сказали, использование жирных кислот, как сырья для переработки в цикле Кребса, намного более энергетически выгодно. И очевидно, что здесь масса тела будет меняться в обратную сторону, ведь наш организм не запасает жиры, а наоборот, активно расщепляет их.
Однако тут есть одна загвоздка: жирные кислоты – это достаточно крупные молекулы, которые не способны, например, проникнуть из крови в центральную нервную систему и, в частности, в головной мозг. Тем не менее эволюция нашла решение данной проблемы. Жиры всасываются в кишечнике, с током крови переносятся в печень и там превращаются в кетоновые тела.
Кетоновые тела – это небольшая группа соединений, к которым относятся ацетон, ацетоацетат и бета-оксимаслянная кислота (β-гидроксибутират, или βHB). Однако ацетон очень летуч, а ацетоацетат нестабилен и быстро распадается. Поэтому основным энергетическим субстратом здесь выступает β-гидроксибутират, а точнее его кальциевые, магниевые и натриевые соли. Именно в такой солевой форме βHB содержится, например, в функциональных продуктах компании VILAVI, в частности, в Т8 Еra Еxo.
Кетоновые тела обладают заметно меньшими размерами, чем жирные кислоты. За счет этого они свободно проникают через гематоэнцефалический барьер и могут служить качественным энергетическим топливом для клеток мозга. Но, строго говоря, их с удовольствием поглощают также и мышцы или многие эндокринные органы. Ведь перерабатывать кетоны в цикле Кребса намного проще и быстрее, чем жиры, а энергии в результате получается практически столько же.
В чем еще преимущество кетонового энергоснабжения?
Состояние, при котором в крови начинает увеличиваться концентрация кетоновых тел, а те, в свою очередь, расходуются на энергоснабжение тканей, называется физиологическим кетозом. Его нужно отличать от кетоза патологического, который возникает как осложнение различных заболеваний, например сахарного диабета. Главное различие между этими типами кетоза в том, что при физиологическом все кетоновые тела расщепляются с выделением энергии и не выделяются с мочой.
Патологический кетоз исследователи изучают, как проявление болезни. А вот физиологический рассматривается, в первую очередь, как профилактическое и даже терапевтическое средство. Так, уже был достоверно подтвержден целый ряд полезных эффектов, возникающих под действием физиологического кетоза:
- Снижение частоты приступов при эпилепсии, которая плохо поддается лечению.
- Уменьшение концентрации глюкозы в крови при сахарном диабете 2 типа.
- Сокращение общего объема жировых запасов в организме.
- Подавление чувства голода, что также способствует похудению.
- Борьба с депрессивными расстройствами.
- Защита нервной системы от возрастных нарушений, при интоксикациях головного мозга, при повышении внутричерепного давления и т.д.
Кроме того, управляемый физиологический кетоз полезен и для совершенно здорового человека. В экспериментах было продемонстрировано, что получение кетоновых тел извне (то есть экзогенных кетонов) способно улучшать физическую и психологическую выносливость. И это неудивительно, ведь экзокетоны – это качественное сырье для выработки энергии митохондриями. Его быстрое поступление в клетку закономерно увеличивает ее энергетический ресурс.
Вдобавок приток солей бета-оксимасляной кислоты уже после физических или психических нагрузок ускоряет восстановление организма, сокращает время, требуемое для отдыха. Поэтому экзокетоны широко используют в профессиональном и любительском спорте в качестве высокоэнергетического питания, своеобразного физиологического бустера.
Наконец, употребление продуктов, содержащих кетоновые тела, поможет быстро и плавно перейти на низкоуглеводную диету, говорят эксперты. Это одна из немногих реально работающих схем питания, позволяющая эффективно держать под контролем массу тела. Ее называют LCHF – low carb, high fat, «мало углеводов, много жиров». Но начать питаться по такой схеме непросто, ведь это связано с изменениями некоторых метаболических путей в клетках, со сменой предпочитаемого энергетического топлива с простых углеводов на жирные кислоты и кетоны. Организму это не всегда нравится и в первые пару недель он может реагировать ухудшением состояния. Такое ухудшение обычно называют кетогриппом из-за схожести проявлений с обычным гриппом. Прием кетоновых тел позволяет избежать этих осложнений.
Какие продукты с экзокетонами можно использовать?
Обычно они выпускаются либо в виде эфиров, либо в виде солей βHB, о которых мы уже упоминали. Но кетоновые эфиры обладают достаточно резким и неприятным запахом и вкусом. А потому предпочтительным вариантом остаются соли бета-гидрокисбутирата. Именно в такой форме экзокетоны содержатся в продукте компании VILAVI под названием T8 Era Exo.
Кроме того, в линейке T8 Era есть и еще несколько продуктов, например масло T8 Era Brain oil, батончики T8 Boom или десерт T8 Manana. Уже готовые кетоновые тела они, в отличие от T8 Era Exo, не содержат, но зато очень богаты теми самыми жирными кислотами, которые быстро превращаются в кетоны в печени. Все эти продукты предназначены для использования в схеме питания LCHF, а их составы специально подобраны так, чтобы дополнять и усиливать действие друг друга.
Линейка функциональных продуктов T8 Era поможет всем тем, кто хочет увеличить свою сопротивляемость стрессам, а также физическим и психическим нагрузкам, улучшить память, внимательность и концентрацию внимания. T8 Era будет полезна и для контроля массы вашего тела. Комплексное применение разных представителей линейки T8 Era позволит сохранять работоспособность на протяжении всего дня, обозначают специалисты. Эти продукты обеспечат митохондрии клеток высококачественным сырьем для производства энергии. И теперь ее хватит и для продуктивной работы в дневное время, и для насыщенного вечера с семьей или друзьями.
На правах рекламы
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться