Вокруг понятия «дисбактериоз» сломано немало теоретических копий. Сам этот термин — эксклюзивное изобретение советских врачей. Их зарубежные коллеги ранее предпочитали пользоваться словом «дисбиоз», подчеркивая, что в нарушении задействованы не только бактерии, но и другая микрофлора. Потом, примерно в 90-х годах ХХ века, довольно громко звучали голоса тех, кто вообще предлагал вычеркнуть это определение из официальной медицины. Но столь радикальных мер решили не предпринимать, а дали данному синдрому более информативные названия: «количественное и качественное нарушение состава кишечной микрофлоры» — у нас, и «синдром избыточного бактериального роста (СИБР)» — на Западе [1].
Откуда такая неопределенность?
И в самом деле, факты свидетельствуют: если не учитывать безъядерные эритроциты, то количество бактерий, живущих в нашем теле, примерно соответствует числу клеток этого самого тела. А уж популяция вирусов и вовсе превосходит это число на пару порядков [2]. Довольно странно было бы предполагать, что все это потрясающее биоразнообразие никак не взаимодействует с макроорганизмом. Тем более что наличие такой связи было успешно доказано еще после Второй мировой войны. Именно тогда ученые впервые заинтересовались тем, какую роль играют все те бактерии, которые в изобилии населяют наше тело, но при этом не вызывают болезней.
Сразу после начала прицельных исследований выяснилось, что эти микроорганизмы — полезные, важные, а иногда и жизненно необходимые симбионты человека. И само собой, правильность их работы напрямую зависит от того, сколько и какие именно бактерии населяют тот или иной орган. Соответственно, нарушение этого равновесия будет приводить к негативным последствиям для человека-хозяина. Вот и получается, что патология известна уже много лет, а грамотное определение ей подобрали совсем недавно [3].
И к чему пришли в итоге?
Основные сомнения в том, есть ли вообще такое заболевание, как дисбиоз, были порождены тем, что на ровном месте это нарушение никогда не развивалось. Действительно, разбалансировка состава микробиоты всегда вызвана какими-то внешними причинами, ну, например, банальным пищевым отравлением. И, разумеется, внимание практикующих врачей в первую очередь занимало лечение именно этой, изначальной патологии.
Тем не менее дисбиоз все равно имеет место быть и после устранения основной причины нарушения здоровья его также необходимо исправлять. Поэтому сегодня официальная медицина вроде бы пришла к соглашению, что врачебного внимания дисбаланс микрофлоры однозначно требует. Но при этом он не считается самостоятельным заболеванием, а рассматривается только как симптом, проявление какой-то другой нозологии [4].
Как проявляется дисбиоз?
Это «разжалование» дисбиозов из полноценных болезней в синдромы никак не мешает им иметь целый ряд неприятных проявлений. В большинстве случаев клиническая картина складывается из различных нарушений пищеварения [5]:
- дискомфорт и невыраженные разлитые боли в животе;
- транзиторная диарея;
- усиленное образование газов;
- вздутие живота и т.д.
На первый взгляд: неприятно, но не так чтобы очень страшно. Однако ситуация стремительно меняется, если внимательнее изучить научные работы последних лет, посвященные СИБР. Их авторы убедительно доказывают, что дисбиозы играют важную роль в патогенезе таких серьезных патологий, как [6, 7, 8]:
- болезнь Крона;
- неспецифический язвенный колит;
- атеросклероз;
- сахарный диабет II типа;
- ожирение;
- острые кишечные инфекции;
- аллергические реакций (атопические дерматиты, псориаз и др.);
- нарушения метаболизма соединительной ткани;
- дефициты различных витаминов и микроэлементов;
- и даже нарушения психики в виде синдрома хронической усталости или депрессивных состояний.
Для всех этих патологий исследователи доказали связь с хроническими, скрытыми и длительно существующими дисбиозами, о наличии которых сами пациенты практически никогда не подозревали. Выявляли их преимущественно у взрослых людей, для которых причиной развития дисбиозов выступали такие распространенные в современном социуме факторы, как [9]:
- несоблюдение принципов правильного питания;
- злоупотребление фаст-фудом, кофе и газированными напитками;
- частые острые и хронические стрессы;
- сбитые циклы сна и бодрствования;
- вредные привычки и т.д.
Как избавиться от дисбиоза?
На первый взгляд проблема решалась просто. В ЖКТ погибли полезные бактерии, и мы знаем, какие именно? Ну так давайте просто скормим человеку дополнительное их количество. Именно так, по задумке, должны были работать препараты-пробиотики, которые представляют собой эти самые бактерии в высушенном (а иногда, и в живом) виде.
Увы, все оказалось не так просто. Основной дисбаланс микрофлоры возникает в кишечнике. А для того чтобы пробиотикам попасть в кишечник, им нужно, что очевидно, пройти через желудок. Но в желудке резко кислотная среда, где бактерии, привыкшие к слабощелочному или нейтральному рН кишечника, попросту гибнут. По некоторым данным до места назначения добирается не более 0,01% микроорганизмов. То есть эффективность пробиотиков крайне низка.
И это не говоря уже о том, что самой частой причиной дисбиоза является прием антибактериальных препаратов. А «прикрыть» антибиотики одновременным введением симбиотических бактерий не получится. Антибиотики убьют их не менее эффективно, чем и бактерии патологические.
Еще одной попыткой найти действенное средство были пребиотики. Это, по сути, питание для нашей сапрофитной микрофлоры, которое должно дать толчок к ее ускоренному восстановлению. Но очень быстро стало понятно, что на этом субстрате с удовольствием растут и болезнетворные микроорганизмы [10].
В итоге, после нескольких десятилетий исследований, Европейское агентство по безопасности продуктов питания (EFSA) в 2012 году запретило писать на этикетках продуктов с пробиотиками о том, что они имеют какие-то лечебные эффекты [11]. А в 2014 году такое же распоряжение выпустило и американское (FDA).
И что же теперь делать?
Прогресс не стоит на месте. Ученые давно обратили внимание на то, что взаимодействуют с нашим организмом не сами бактерии, а продукты метаболизма, которые они выделяют. Следовательно, если отфильтровать такие вещества из бактериальной культуры, а затем ввести человеку, то мы получим тот же самый эффект. Однако лабораторно-техническая возможность осуществить такую прицельную фильтрацию с высокой степенью очистки появилась только в 10-х годах XXI века. Это привело к разработке нового класса средств для борьбы с дисбиозами — метабиотиков [12].
Сегодня их уже выпускают и на территории нашей страны. Лидером по производству таких средств является компания VILAVI INT LTD, которая базируется в Новосибирске. Ее специалисты создали технологию изготовления метабиотиков в форме функциональных продуктов здорового питания. В ассортименте компании метабиотики присутствуют под названием T8 MOBIO. Этот продукт объединяет в себе метафильтраты основных сапрофитных бактерий человеческого организма:
- Bifidobacterium adolescentis;
- Lactobacillus acidophilus;
- Lactobacillus salivarius;
- Lactobacillus helveticus;
- Propionibacterium freudenreichii.
Чем T8 MOBIO лучше традиционных пробиотиков?
Исследования метабиотиков сегодня ведутся чрезвычайно активно. И на сегодня уже экспериментально доказан ряд их преимуществ перед пробиотическими средствами [13]:
- метабиотики обладают намного более длительным сроком хранения;
- для них намного проще подобрать нужную дозировку;
- можно с высокой вероятностью предсказать какой эффект они окажут, поскольку химическая структура веществ, входящих в метабиотики, хорошо известна;
- они обладают полной антибиотикорезистентностью;
- они не разрушаются в кислотной среде желудка;
- попадая в кишечник они сразу включают в метаболизм;
- метабиотики имеют отличную переносимость и не способны вызывать биологические конфликты.
T8 MOBIO в 2020 году получил сертификат декларации соответствия требованиям Евразийского Экономического Союза. Сегодня этот продукт здорового питания можно с уверенностью использовать для эффективной и безопасной профилактики дисбиозов, а также борьбы с их последствиями [14].
Список использованной научной литературы:
1. Prescott S.L. History of medicine: Origin of the term microbiome and why it matterns. Human Microbiome Journal 2017; 4: 24 — 25.
2. Gaci N., Borrel G., Tottey W., O’Toole P.W., Brugere J-F. Archaea and the human gut: New beginning of an old story. World Journal of Gastroenterology 2014; 20 (43): 16062 — 16078.
3. Blum H.E. The human microbiome. Advance in Medical Sciences., 2017; 62: 414 — 420.
4. Ткаченко Е.И. Парадигма дисбиоза в современной гастроэнетрологии. Роль микробиоты в лечении и профилактике заболеваний в XXI веке. // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2014; 105 (5): 4 — 7.
5. Neish A.S. Microbes in gastrointestinal health and disease. Gastroenterology., 2009; 136: 65 — 80.
6. Bik E.M., Ugalde J.A., Cousins J., Goddard A.D., Richman J., Apte Z.S. Microbial biotransformations in the human distal gut. British Journal of Pharmacology, 2017.
7. Sonnenburg J.L., Backhed F. Diet-microbiota interactions as moderators of human metabolism. Nature., 2016; 536: 56 — 64.
8. Galand L. The gut microbiome and the brain. Journal of Medicinal Food., 2014. December, Vol. 17 (12): 1261 — 1272.
9. Ардатская М.Д., Бельмер С.В., Добрица В.П., Захаренко С.М., Лазебник Л.Б. и др. Дисбиоз (дисбактериоз) кишечника: современное состояние проблемы, комплексная диагностика и лечебная коррекция. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология., 2015; 117 (5): 13 — 50.
10. Gibson G.R., Hutkins R., Sanders M.E., Prescott S.L., Reimer R.A., Salminen S.J. et al. The international scientific association for probiotics and prebiotics (ISAPP) consensus statement on the definition and scope of prebiotics. Nature Reviews Gastroenterology & Hepatology. Published online 14 Jun 2017.
11. Katan A., Why the European Food Safety Authority was right to reject health claims or probiotics. Benefitial Microbes; 2012. 3 (2): 85 — 89.
12. Гурова М.М., Хавкин А.И. Место метабиотиков в коррекции дисбиоза кишечника. Вопросы практической педиатрии. 2018; 13 (2): 70 — 76.
13. Михайлова Е.А., Локошко Д.В, Большакова Е.М. Обзор современных научных данных, посвященных возможностям и эффективности использования метабиотиков в коррекции дисбиотических состояний. Приоритетные направления развития Российской науки: Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 февраля 2021 года. С. 15-26.
14. Шендеров Б.А., Ткаченко Е.И., Лазебник Л.Б., Синица А.В., Захарченко М.М. Метабиотики — новая технология профилактики и лечения заболеваний, связанных с микроэкологическими нарушениями в организме человека. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2018; 151 (3): 83 — 92.
Фото: пресс-служба. На правах рекламы
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться