Профессия психолога в нашей стране становится все более популярной, но вот сами специалисты этой области особого доверия у россиян не вызывают. По данным ВЦИОМ, только 1% наших сограждан в сложных жизненных ситуациях идут к психологу. Для сравнения, в США, например, по разным подсчетам, около 40% населения обращаются за психологической помощью. Россияне же в большинстве (66%) ищут помощи и поддержки у родственников, 30% — у друзей, 18% — у своих любимых (мужей и жен). Даже к соседям обращаются чаще, чем к психологу, — 3% респондентов отметили этот вариант. Почему же сложилась такая ситуация? Об этом рассказывает практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по работе с ограничивающими убеждениями Анастасия Бычкова.
Чтобы понять, почему у нас в стране такое отношение к психологии, надо немного окунуться в историю. В конце XIX века немецким психологом и физиологом В. Вундтом была создана первая в мире психологическая лаборатория в Лейпциге. С этого момента психология стала развиваться как наука, в том числе и в России. Многие великие ученые, признанные во всем мире, работали в этой области, открывая новые психологические явления и процессы. Это и В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, Г. Струве, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурский и другие.
Затем появилась советская школа психологии, где также трудились не менее выдающиеся ученые: Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, И. М. Соловьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, П. П. Блонский…
Однако в середине 30-х гг. XX века все меняется, психология в опале, запрещаются все научные психологические разработки, ученые уходят в глубокое подполье. Конечно, тогда и речи быть не могло о том, чтобы какой-нибудь гражданин решил обратиться к специалисту для решения своих душевных проблем.
Только в 60-е гг. ситуация постепенно налаживается, в 80-е гг. появляются первые службы психологической помощи населению. И кажется, что с этого-то момента все должно стать хорошо. Но нет! Случаются переломные для страны 90-е гг. Психологические службы оказываются не до конца развитыми. Вместе с тем из-за границы в страну поступает масса информации, которую людям тяжело фильтровать. Растут псевдопсихологические школы, появляются секты. Все это создает «идеальную» базу для того, чтобы у людей сформировалось негативное отношение к психологам и психологии. И до сих пор все эти верования, предубеждения и мифы живут в сознании современных людей, передаются молодым поколениям от старших родственников, заставших те времена.
Но мы можем изменить отношение к психологии и развеять эти мифы.
Миф 1. «Зачем ходить к психологу, когда можно обсудить свои проблемы с подругой/мамой/сестрой (ну или с другом/папой/братом)…».
Главное отличие беседы с психологом от «кухонных» разговоров заключается в отсутствии предвзятости. Ваши друзья и родственники оценивают вашу проблему со своей субъективной точки зрения. Они могут встать на вашу защиту, жалеть вас. Например, подружки осудят мужчину, который вас бросил. Родители скажут, что он вас не достоен. Таким образом, разговаривать с друзьями и родными можно бесконечно долго. Но тут есть опасность, что вы либо поступите так, как кто-то вам советует, не разобравшись с собственными потребностями, либо еще больше запутаетесь и завязните в своей проблеме.
Задача психолога — помочь вам разобраться с причиной проблемы и найти из нее выход.
Кроме того, те, с кем вы решили поделиться, могут также и поругать вас, указать на то, что вы все делаете неправильно, обесценивать ваши чувства и эмоции. «Ты должна все ему высказать», «Ты должен перестать давать ей деньги, пусть идет работать», «Ты сглупишь, если его бросишь», «Ты неправильно воспитываешь детей», «Я бы на твоем месте поступил(а) иначе», «Не переживай, всех бросают, не ты первая, не ты последняя» — и это лишь малая часть примеров…
Психолог никогда не произнесет подобных фраз. Он не будет оценивать ситуацию, не скажет, кто плохой, а кто хороший (да и вообще оперирование подобными терминами не используется в работе с клиентами). Задача специалиста — помочь вам разобраться с причиной проблемы и найти из нее выход. Иногда это получается сразу, иногда требуется несколько сеансов. Результатом походов к психологу станет то, что вы сможете разрешить свою проблему, и жизненная ситуация изменится.
Миф 2. «К психологу обращаются только психи».
К сожалению, это предубеждение также до сих пор здравствует в общественном сознании и останавливает людей от того, чтобы обратиться за помощью к специалисту.
К практикующим психологам (или психологам-консультантам) обращаются психически здоровые люди, у которых могут быть проблемы в разных сферах жизни.
На деле же существует четкая градация психологических специальностей. Так, с людьми с психическими расстройствами работают психиатры. Это врачи, обладающие знаниями в области психологии и психиатрии, они имеют возможность и право лечить пациента с помощью лекарственных препаратов. Такие специалисты всегда имеют диплом медицинского вуза и принимают своих пациентов чаще всего в больницах и других медицинских учреждениях (государственных или частных). Зачастую в связке с психиатрами работают клинические психологи или психотерапевты.
А вот к практикующим психологам (или психологам-консультантам) обращаются психически здоровые люди, у которых проблемы в разных сферах жизни. Они могут испытывать упадок сил, эмоциональное истощение, желание «рвать и метать», полнейшую апатию или всплески агрессии. В большинстве случаев это никак не связано с психическим заболеванием. К тому же психолог — это не врач, и таблеток он не выписывает!
Миф 3. «Психолог решит за вас все проблемы».
Так считают многие люди, которые обращаются за помощью к специалисту. Это, конечно же, очередной миф, в который очень хочется верить. Но наша жизнь — это не сказка о Золушке, у которой есть крестная фея с волшебной палочкой. И на психологической консультации это осознается лучше всего.
Каждый человек все свои неурядицы должен решать сам. Но зачем же тогда психолог?
Специалист создает для клиента такое поле, в котором человек в безопасной и экологичной для себя обстановке может оценить сложившуюся ситуацию и найти из нее выход, понять, куда двигаться дальше. Психолог может расширить рамки, через которые человек смотрит на мир, рассказать о различных вариантах решения проблемы, научить видеть эти варианты.
Не надо ждать, что вы придете к психологу, а он вам распишет подробный план действий.
Психолог поможет и тогда, когда у человека нет ресурса, когда он эмоционально истощен, и у него просто не хватает сил на принятие решения. В таких случаях несколько сессий будет посвящено набору ресурса, восполнению сил и энергии, чтобы затем человек смог приступить к решению главного вопроса.
Поэтому не надо ждать, что вы придете к психологу, а он вам распишет подробный план действий. Выбор вы всегда делаете сами, психолог лишь ваш «попутчик», с которым легче разобраться в своих неурядицах.
Миф 4. «Психологи — шарлатаны, только лапшу на уши вешают».
К сожалению, это предубеждение основано на вполне реальных исторических случаях, когда, как я писала выше, псевдопсихологи в 90-х гг. «дурили» людей ради денег. Отсюда, кстати, во многом берет начало и предубеждение о том, что поход к психологу — бесполезная трата денег.
Но, поверьте, настоящий психолог, который потратил много лет на обучение, периодически проходит супервизию, продолжает получать новые знания и совершенствовать свои навыки, не станет обманывать своего клиента. Ему это просто не нужно.
Психолог не станет непомерно завышать стоимость своих консультаций, просить деньги за какие-то дополнительные услуги, менять прайс в ходе работы.
Истинная цель психолога — помочь. Именно поэтому хороший специалист не станет «раскручивать» клиента на деньги, говорить о необходимости повторных консультаций, если они на деле не нужны. Более того, многие, и я в том числе, никогда не настаивают на повторной встрече, даже если чувствуют, что она может понадобиться. Соответственно, психолог не станет сам звонить клиенту и засыпать его сообщениями с вопросом, когда же он придет снова. Психолог оставляет за клиентом право самому решать, нужна ли ему еще консультация.
Психолог не будет удерживать клиента. Наоборот, если это требуется, он может порекомендовать того или иного проверенного коллегу, работающего в другой парадигме или с тем типом запросов, с которым обратился человек.
Также адекватный психолог не станет непомерно завышать стоимость своих консультаций, просить деньги за какие-то дополнительные услуги, менять прайс прямо в ходе работы, ссылаясь на «сложность» запроса. Все максимально честно и открыто!
Миф 5. «Психолог видит человека насквозь».
Психологи не обладают рентген-зрением, не умеют заглядывать вглубь вашей души, не могут «считать» с вас всю информацию, как только вы вошли в кабинет, не читают ваши мысли. Да, можно сделать некоторые предположения о человеке, основываясь на его походке, жестах, выражении лица, манере говорить. Однако это всего лишь предположения, и психолог это понимает. Всю основную информацию клиент рассказывает психологу сам — никакой магии!
Миф 6. «Зачем выносить сор из избы и посвящать чужого человека в свои проблемы. Человек должен разобраться сам».
Существуют такие проблемы, когда и, правда, можно справиться самостоятельно. Но если речь заходить о тяжелых, травмирующих ситуациях, когда у человека идет сильный эмоциональный накал или, наоборот, полное отсутствие чувств и эмоций, то лучше все же обратиться к специалисту. Дело в том, что долгое пребывание наедине со своими чувствами и отсутствие возможности безопасного проживания своих эмоций может привести к тяжелым последствиям. Может случиться депрессия — не та осенняя хандра, которую мы привыкли называть депрессией, а настоящее заболевание, которое требует уже медикаментозной терапии и наблюдения у врача. Могут случаться психозы, что тоже свидетельствует о тяжелом нарушении психической деятельности.
Поэтому лучше не полагаться исключительно на свои силы, особенно в сложных и тяжелых ситуациях, а обратиться за помощью к специалисту.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться