НИИОЗММ ДЗМ провел анкетирование 304 врачей и 297 пациентов 7 клиник: их опросили о введении в московском здравоохранении технологий телемедицины. Почти половина врачей (45 %) и треть пациентов (34 %) положительно относятся к введению телемедицинских технологий.
По мнению врачей, в телемедицинских услугах нуждаются родители малышей, маломобильные пациенты и из отдаленных регионов, то есть те, кому действительно проще общаться с доктором онлайн. Это могут быть консультации по питанию и уходу, дистанционное наблюдение, выписка рецептов и другие услуги (рис. ниже).
Практически все описанные врачами телемедицинские услуги могут быть реализованы на практике согласно Федеральному закону № 242-ФЗ, регламентирующему применение телемедицинских технологий. Исключение составляет выдача рекомендаций по лечению, которую необходимо осуществлять в ходе очного приема. Упоминание данной услуги свидетельствует о наличии пробелов в знаниях ряда врачей и говорит о необходимости проведения информационной политики в области применения телемедицинских технологий.
Основными достоинствами (рис. ниже), по мнению врачей, являются оперативность оказания помощи (26 %), ее дистанционность, а значит, возможность оказания в том числе маломобильным пациентам (25 %), а также доступность специалистов, подразумевающая отсутствие записи и очередей (17 %). Основным препятствием в использовании телемедицины врачи называют отсутствие у них свободного времени (25 %), так как полагают, что оказание этой услуги связано с дополнительной рабочей нагрузкой. Необходимо разъяснение медицинским специалистам, что телемедицина — это один из способов оптимизации, а не увеличения уже имеющейся нагрузки. Еще одним аргументом (21 %) против телемедицины выступает низкое качество диагностики из-за отсутствия физического осмотра пациента. Необходимо проинформировать врачей, что телемедицина не предполагает обязательной дистанционной постановки диагноза.
Опыт использования телемедицинских технологий московскими пациентами крайне беден: пока это только 11 %, из них только половина — в течение последнего года. Ответы респондентов показывают, что по форме это в основном консультации через мессенджеры и Skype, а по содержанию — выписка справок и рецептов (см. рисунок ниже).
Стоит отметить, что общение через мессенджеры практически исключает возможность профилактического взаимодействия, когда врач может заметить какие-то проблемы, на которые пациент пока не жалуется. С другой стороны, телемедицина с использованием мессенджеров может быть востребована пациентами и приводить к экономии ресурсов системы здравоохранения: автоматизация запросов может быть достигнута с помощью чат-ботов, с подключением операторов при необходимости. Подавляющее большинство респондентов хотели быть получить консультации терапевтов или врачей общей практики. Спектр узких же специалистов, чьи услуги хотели бы получить респонденты, очень широк.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться