В феврале 2019 года состоялся симпозиум «Пневмококковая инфекция – научились ли мы её контролировать?», который прошел в рамках XXI Конгресса педиатров с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» и I Национальной ассамблеи «Защищенное поколение». Ведущие медицинские эксперты РФ обсудили распространение и возможность контроля пневмококковой инфекции в детской популяции, а также последствия отложенной вакцинации.
По данным ВОЗ, пневмония уносит жизни более одного миллиона детей до пяти лет во всем мире ежегодно[1]. Бремя данного заболевания несет около пятой доли от всех случаев детской смертности в мире. Одним из наиболее частых возбудителей пневмонии у детей младшего возраста является пневмококк. Также пневмококк может быть причиной таких опасных заболеваний, как менингит, острый отит, сепсис и др.
«Заболеваемость пневмонией в 2018 году выросла на 19% по отношению к предыдущему году», – отметил Николай Иванович Брико, д. м. н., проф., заслуженный деятель науки РФ, академик РАН, главный эпидемиолог МЗ РФ, зав. кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова. – Заболеваемость внебольничной пневмонией у детей в РФ в 2018 году показала рост на 22,6% по сравнению с 2017 годом. Пневмококковые пневмонии и менингиты составляют наибольшее бремя смертей и значительных последствий от инфекций в мире. Например, на территории Российской Федерации пневмококковые менингиты занимают II место среди бактериальных менингитов.[2] Среди младенцев до 1 года жизни в случае данного заболевания летальность может достигать 32%[3]. Заболеваемость пневмококковыми менингитами в различных возрастных группах в РФ в 2018 году показала рост в 19,3 % по сравнению с 2017 годом».
Ключом к борьбе с распространением инфекции может стать иммунизация – она способна предотвратить от двух до трех миллионов случаев смерти от всех заболеваний, против которых существуют вакцины, и является одним из наиболее экономически эффективных современных инструментов в области общественного здоровья.[4]
«Дети до 5 лет являются одной из самых уязвимых групп для инфицирования, что и определяет необходимость вакцинопрофилактики против пневмококковой инфекции, начиная с 2 месяцев жизни. Снижение пневмоний и госпитализаций по поводу пневмоний у детей после внедрения программ массовой вакцинации составило в ряде зарубежных стран от 26% до 56%. При этом доля вакцинированных детей в РФ увеличивается не так быстро, как хотелось бы: в 2018 г. она составила 55%, однако перед нами стоит задача охвата вакцинацией 95% детей раннего возраста», – продолжил Николай Иванович Брико.
По мнению специалистов, наибольшая эпидемиологическая эффективность наблюдается у детей, вакцинированных до 1 года. «Отложенная» и «догоняющая» иммунизации против пневмококковой инфекции способствуют не только риску развития заболеваний, но и формированию носительства S. pneumoniae, а также общему снижению профилактического эффекта вакцинации.
«Своевременное начало иммунизации против пневмококковой инфекции и соблюдение рекомендованной схемы вакцинации (2, 4,5 и 15 месяцев жизни) позволяют «перекрыть» окно уязвимости ребенка для инвазивных и неинвазивных форм инфекции», – отметил Романенко Виктор Васильевич, д. м. н., заслуженный врач РФ, доцент кафедры эпидемиологии, социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России). - Доказана эпидемиологическая эффективность ПКВ 13 против внебольничных пневмоний неустановленной этиологии у детей до 6 лет. Эффект зависел от своевременного начала и соблюдения схемы иммунизации. Наибольшая эпидемиологическая эффективность (54,8%) имела место у детей, вакцинированных до 1 года».
«Основные барьеры современных мам по отношению к вакцинации от пневмококка связаны в большей степени с низким уровнем знания об опасности инфекции, тяжести течения заболеваний и возможных осложнениях, нежели имеют под собой какие-либо объективные причины», – подчеркнула Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова, академик РАН, д.м.н., проф., главный внештатный детский специалист по профилактической медицине МЗ РФ, Заведующая кафедрой факультетской педиатрии педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Президент Европейской педиатрической ассоциации (EPA/UNEPSA). – Необходимо помнить, что именно родители ответственны за здоровье своих детей и должны во время защитить их от возможных последствий встречи с инфекцией».
Сусанна Михайловна Харит, д.м.н., проф., руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний НИИ Детских инфекций Федерального медико-биологического агентства, главный внештатный специалист по вакцинопрофилактике городского Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, отметила, что важную роль в вопросе вакцинации также играют и врачи-специалисты, которые иногда создают искусственные препятствия для проведения вакцинации. – Безусловно, для борьбы со стереотипами, окружающими тему вакцинации, в общении с пациентами важна честность – стоит сразу обозначить, что после прививок бывают негативные реакции и редкие случаи осложнений, однако, они встречаются в сотни и тысячи раз реже, чем осложнения от инфекций, и эти риски несоизмеримы».
Участники дискуссии были единодушны во мнении, что наиболее целесообразной с медицинской и экономической точек зрения является вакцинопрофилактика против пневмококковой инфекции. В России вакцинация против пневмококковой инфекции с 2014 года включена в Национальный календарь и рекомендована к применению, начиная с 2 месяцев жизни.
В XXI Конгрессе педиатров с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» и I Национальной ассамблее «Защищенное поколение» приняли участие врачи различных специальностей, ученые и организаторы здравоохранения.
[1]https://www.who.int/mediacentre/news/releases/2013/world-pneumonia-day-20131112/ru/
[2] Королева И.С. «Информационно-аналитический обзор «Менингококковая инфекция и гнойные бактериальные менингиты в российской федерации 2017 год» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федеральное бюджетное учреждение науки. Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Российский референс-центр по мониторингу за бактериальными менингитами
[3] Королева И.С. «Информационно-аналитический обзор «Менингококковая инфекция и гнойные бактериальные менингиты в российской федерации 2017 год» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федеральное бюджетное учреждение науки. Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Российский референс-центр по мониторингу за бактериальными менингитами
[4]http://www.euro.who.int
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться