«Помощь для скорой. Решить проблемы водителей скорой помощи поможет транспортный аутсортинг», — так считает Евгений Фридман, руководитель компании по аутсорсингу машин скорой помощи.
Один из важнейших стандартов скорой помощи — доезд до экстренного пациента за 20 минут. Ведь чем быстрее оказана помощь, тем проще реабилитация и меньше тяжелых последствий для здоровья пациента. В реализации этого стандарта водители санитарных машин сталкиваются с самыми разными проблемами: от перекладывания на них ответственности за нарушение правил ПДД до износа спецтранспорта, нехватки запчастей, перегрузки водителей должностными обязанностями, не находящими отражения в их зарплате.
Из всех проблем медицинского спецтранспорта, как ни странно, проще всего решается та, которая связана с межведомственным взаимодействием. Проблема штрафования спецмашин была взята на контроль после нескольких резонансных дел, когда водители скорой помощи, спасшие пациента благодаря тому, что уехали с места некрупного транспортного происшествия, были привлечены к ответственности. Аннулировать штраф ГИБДД водителю спецтранспорта сегодня можно «в ручном режиме», доказав в суде, что нарушение правил было необходимостью, а не превышением полномочий. Если штраф выписан, но у водителя нет путевого листа, доказывающего, что в момент нарушения машина ехала на экстренный вызов, водитель скорой оплачивает штраф из своего кармана — статьи расходов на штрафы в бюджете станций скорой помощи не предусмотрено.
«В работе на скорой, как в любой профессии, есть профдеформация, которую мы часто встречали за 10 лет. Водители говорят: „я людей спасаю!“ Это здорово, и мы поддерживаем такую позицию, но спасают людей врачи, фельдшера, а мы — помогаем спасать людей», — говорит Евгений Фридман, руководитель компании по аутсорсингу машин скорой помощи. Системное решение в этом вопросе невозможно, считает эксперт, и каждый случай нужно рассматривать отдельно, чтобы не допускать злоупотреблений «мигалками».
Не так легко найти выход из проблем, корни которых скрыты в самой медицинской отрасли. Последнее системное обновление спецавтопарков проводилась в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» в 2011-2012 гг. Машины, которые тогда новенькими вышли на линию, после 5-7 лет круглосуточной работы сейчас, практически, находятся в плачевном состоянии. Такое положение дел приводит к повышению нагрузки на водителей, которым кроме исполнения своих обязанностей приходится оттачивать навыки поиска запчастей и латания дыр в кузове: сроки ремонта могут затянуться, а выходить на линию надо, чтоб не потерять в зарплате. Кроме того, в ряде регионов на водителей возложена работа по санитарной обработке спецтранспорта, что тоже возмущает водителей. Учитывая специфику работы, загрязнения могут носить вовсе не бытовой и поверхностный характер, а спецсредств и сменной одежды для капитальной уборки водителям не предоставляют.
Чтобы решить эти проблемы, в ряде регионов транспортные услуги для станций скорой помощи отданы на аутсорсинг. Частный подрядчик, ставший работодателем водителей скорой помощи, комментирует условия труда водителей, трудоустроенных на государственных станциях: «Когда парк старый, на его ремонт тратится очень много денег, воруется топливо, запчасти и пр. Для тех станций, с которыми мы сотрудничаем, мы закупаем новые машины и вводим жесткую систему контроля и отчетности. В случае невыполнения обязательств перед своим заказчиком, скорой помощью, мы несем гражданско-правовую ответственность, и делаем все, чтоб не допускать сбоев», — рассказывает Евгений Фридман, руководитель компании по аутсорсингу машин скорой помощи. — «Мы заинтересованы в том, чтоб не было кадровых проблем, текучки кадров. Постоянные водители следят за автомобилем, не гоняют на нем, сломя голову. С точки зрения сохранения транспорта в хорошем состоянии нам выгодно держаться за каждого водителя, дать ему возможность честно зарабатывать, получать достойную зарплату и комфортные условия труда» — заключает эксперт.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться