В тотальной информатизации системы здравоохранения забрезжил свет в конце туннеля. Это касается нормативной базы, уровня технических решений и проникновения медицинских информационных систем (МИС). Принятые за последний год нормативные документы практически не оставляют медицинским организациям выбора, устанавливать информационные системы или нет. Тем более практика показала, что автоматизация давно перешла из категории затрат в категорию инвестиций с вполне осязаемым экономическим и управленческим «выхлопом». Как это работает, рассмотрим на примере стационара.
К концу 2018 г. к ЕГИСЗ должны быть подключены не менее 95 % медицинских организаций
В начале мая 2018 г. было опубликован документ «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Оно стало логическим продолжением закона о применении информационно-коммуникационных технологий в сфере охраны здоровья, подписанного президентом в июле 2017. Документ юридически закрепил порядок информационного взаимодействия в ЕГИСЗ медицинских организаций и органов власти, ведения электронных медицинских карт и документов, федеральных реестров и регистров. В конечном итоге планируется повысить качество медицинского обслуживания населения, эффективность управления, а также обеспечить интеграцию с МИС и защиту персональных данных пациентов.
Вместе с тем, по сведениям Минздрава РФ, к медицинским информационным системам год назад было подключено только 70,5 % автоматизированных рабочих мест (АРМ) государственных и негосударственных медицинских организаций (МО), к интегрированной электронной медицинской карте — 40,5 % учреждений. По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, к концу 2018 года к ЕГИСЗ должны подключиться не менее 95 % МО.
На рынке представлено более 200 медицинских информационных систем. Согласно данным агентства CNews Analytics, в число крупнейших поставщиков входит 18 компаний.
«Мы остановились на МИС MedWork компании «Мастер Лаб», поскольку она уже показала свою эффективность в решении административных и клинических задач в крупных медицинских центрах и учитывает нюансы управления стационаром, — комментирует Виктория Бражник, главный врач ГБУЗ «ГКБ № 51 ДЗМ». Кроме того, система имеет модули интеграции с региональным сегментом ЕГИСЗ и программным обеспечением диагностического и лабораторного оборудования.
МИС помогают сосредоточиться на решении клинических задач
Решение MedWork позволяет автоматизировать медицинские организации всех типов. Одним из наиболее сложных объектов автоматизации является стационар, поэтому рассмотрим работу системы на примере госпитализации.
«Стационарное лечение подразумевает активное взаимодействие на уровне поликлиники и больниц, медицинского персонала и пациентов, диагностических кабинетов и врача и т. д. В последнем случае, например при назначении компьютерной томографии, информационный обмен включает в себя „тяжелые“ изображения, — комментирует Александр Вдовин, заместитель главного врача ГБУЗ „ГКБ № 51 ДЗМ“ по медицинской части. — Автоматизация клинических задач позволяет сократить время на выполнение рутинных операций по оформлению документации и уделять больше внимания самому больному».
Шаг 1. Направление на госпитализацию. Лечащий врач поликлиники совместно с заведующим отделением принимает решение о выдаче направления в ту или иную больницу. Выбор осуществляется при подсказке данных МИС (в зависимости от заболевания). Здесь же оформляются бланки направлений на необходимые лабораторные и инструментальные обследования.
Шаг 2. Приемное отделение. В регистратуре приемного отделения проверяется комплектность документов. Затем в зависимости от наличия койко-мест, информация о которых содержится в МИС MedWork, пациент либо госпитализируется немедленно, либо попадает в лист ожидания. Далее регистратор фиксирует данные больного в электронном журнале, заводит электронную историю болезни, в которую врач отделения вносит данные осмотра.
Шаг 3. Размещение в отделении. Постовая медсестра выбирает в системе свободное место в палате, затем врач осматривает пациента и вносит данные необходимых обследований, лечения и диеты в электронный лист назначения.
Шаг 4. Обследование. Медсестра видит на экране график работы диагностических кабинетов и формирует заявки. Результаты лабораторных и инструментальных обследований вносятся в электронную карту больного. Благодаря интеграции с программным обеспечением медицинского оборудования лечащий врач может посмотреть не только заключение, но и графическое изображение.
Шаг 5. Исполнение листа назначений. Постовая медсестра при помощи МИС MedWork контролирует своевременность проведения обследований, выдаёт лекарства, ведёт персонифицированный учёт использования лекарственных средств при помощи сканирования штрихкода, а также заказывает питание в пищевом блоке.
Шаг 6. Проведение процедур. МИС позволяет видеть список пациентов, планировать расписание, делать отметки о проведённых манипуляциях.
Шаг 7. Хирургическое вмешательство. В случае необходимости проведения операции система позволяет полностью её спланировать: зарезервировать операционную, сформировать бригаду, подготовить необходимые инструменты, расходные материалы и медикаменты, указать мероприятия по подготовке больного. Также в МИС содержатся электронные бланки информированного согласия пациента на хирургическое вмешательство.
По оценкам экспертов, автоматизация медицинских организаций и стационаров в том числе позволяет сокращать административные издержки более чем на 25 %, расходы — на 15 %.
Шаг 8. Курирование пациента. В электронной истории болезни ведётся дневник осмотров лечащего врача, консультаций заведующего отделением и узких специалистов, отображается динамика температуры и давления. По окончании лечения автоматически формируются выписной эпикриз и рекомендации. Информация отображается в единой базе данных, которые доступны для поликлиники, направившей больного.
Информатизация повышает эффективность управления стационаром
С помощью медицинских информационных систем можно автоматизировать все управленческие задачи: от мониторинга заполненности отделений и обеспечения лекарственными средствами до формирования отчётности и стратегического планирования.
Шаг 1. Административный мониторинг. Заведующие отделениями и главный врач могут контролировать коечный фонд, загруженность специалистов и кабинетов, качество работы сотрудников и эффективность лечебного процесса.
Шаг 2. Управление ресурсами. Старшие медсестры в автоматическом режиме ведут учёт лекарственных препаратов (в т. ч. по группам) и расходных материалов, формируют заказы, накладные и товарные отчёты. Анализ использования ресурсов позволяет руководству больницы планировать закупку медицинского и другого оборудования, решать хозяйственные задачи.
Шаг 3. Управление финансами. В МИС MedWork ведется персонализированный учёт услуг по различным схемам расчёта, реестры кассовых операций и счетов, проводится обмен данными и взаиморасчёты со страховыми компаниями и контрагентами, формируются финансовые и статистические отчеты.
Шаг 4. Отчетность. Система позволяет формировать отчёты и статистические данные для уполномоченных контролирующих структур по заданным формам и для внутреннего использования.
Шаг 5. Анализ и планирование. Главный врач может просматривать данные в необходимом разрезе (например, число госпитализированных за выбранный период, по нозологиям, о загруженности человеческих и материальных ресурсов) и на их основании принимать управленческие решения.
По оценкам экспертов, автоматизация медицинских организаций и стационаров в том числе позволяет сокращать административные издержки более чем на 25 %, расходы — на 15 %, а также рационально использовать ресурсы, улучшать качество медицинского обслуживания и показатели деятельности. Это особенно актуально на фоне урезания расходов на стационарную медицинскую помощь на 6,2 млрд рублей в трёхлетнем проекте бюджета, анонсированного в мае 2018 года Минфином РФ.
Фото из открытых источников
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться