Идиопатический легочный фиброз (ИЛФ) — редкое, тяжелое социально значимое заболевание, которое характеризуется чрезвычайно неблагоприятным прогнозом: смертность от него выше, чем от большинства форм онкологических заболеваний (включая рак молочной железы, простаты, некоторые формы лейкемии и лимфомы).
Идиопатический легочный фиброз (ИЛФ) — специфическая постоянно прогрессирующая форма поражения легких, при которой происходит уплотнение и рубцевание легочной ткани. Легкие теряют способность захватывать и переносить в кровь кислород, что может вызвать нарушение работы всего организма. Точные причины возникновения этого забоелвания науке пока неизвестны, но его развитие могут спровоцировать неблагоприятные экологические условия, некоторые заболевания (например, вирусные, или обмена веществ), а также наследственная предрасположенность и курение.
«Сегодня в мире насчитывается около трех миллионов пациентов с диагнозом „идиопатический легочный фиброз“. Распространенность заболевания в РФ составляет около 9-11 случаев на 100 000 населения. Пациенты с ИЛФ есть во всех регионах нашей страны, но, в связи с активным освоением северных территорий, не исключено, что мы будем наблюдать некоторый рост заболеваемости на севере России», — говорит главный терапевт-пульмонолог Минздрава РФ, Председатель Правления Российского респираторного общества, академик РАН Александр Григорьевич Чучалин.
Одна из главных проблем в борьбе с идиопатическим легочным фиброзом — сложность его диагностирования. Почти у каждого второго пациента болезнь определяется уже на поздней стадии, когда возможности терапии крайне ограничены. Это в первую очередь связано с низким уровнем информированности о ИЛФ как у медицинских работников, так и у пациентов. Постановка точного диагноза обычно требует от врача последовательного исключения других заболеваний и проведения компьютерной томографии высокого разрешения легких, а в ряде случаев — биопсии.
«Симптомы ИФЛ — одышка, сухой кашель, хрипы в легких, хроническая усталость и т.д. — похожи на клинические проявления других распространенных болезней: бронхита, астмы, сердечной недостаточности. Недостаток знаний о ИЛФ среди врачей первичного звена приводит к тому, что для установки диагноза почти каждому пациенту приходится пройти не менее трех специалистов. В результате, от появления первых симптомов до выявления ИЛФ в среднем проходит не менее 1-1,5 лет. Это критический период, поскольку без должного лечения заболевание быстро прогрессирует — средняя продолжительность жизни больных от момента установления диагноза составляет всего 2-3 года», — говорит заместитель директора НИИ Пульмонологии РАН, член-корреспондент РАН Сергей Николаевич Авдеев.
Другая острая проблема — существующий дефицит эффективных методов терапии идиопатического легочного фиброза. Единственным шансом на полное излечение считается пересадка легких, но эта операция возможна всего у 5% пациентов, причем исход трансплантации при ИЛФ менее благоприятный, чем при других показаниях. Сегодня врачи и пациенты считают главной целью терапии ИЛФ максимально продолжительное поддержание функции легких. До недавнего времени лекарственных препаратов, способных изменить течение болезни, не существовало. Прорывом в терапии идиопатического легочного фиброза стал инновационный препарат нинтеданиб (тройной ингибитор тирозинкиназы), подавляющий рост клеток и препятствующий образованию фиброзной ткани в легких. Его эффективность и безопасность была подтверждена многочисленными клиническими исследованиями и практическим опытом применения для лечения пациентов с ИЛФ во всем мире, включая Россию.
«Заболевания легких не ограничиваются такими известными болезнями, как астма, ХОБЛ и пневмония. Большое значение имеют так называемые редкие формы легочной патологии, в том числе идиопатический легочный фиброз. Несмотря на их „редкость“, бремя этих болезней велико: пациенты часто лежат в больницах, продолжительность их жизни невелика, расходы на лекарства высоки. Вот почему в последнее время им уделяется особое внимание, тем более что появляются инновационные препараты, способные продлить жизнь пациентов и существенно улучшить ее качество. Лечение таких форм болезней — весьма ответственная задача: от правильного установления диагноза до точно назначенной терапии», — отмечает главный внештатный специалист-пульмонолог г. Москвы Андрей Станиславович Белевский.
«Принято считать, что Россия всегда отстает от зарубежных достижений в области медицины. Однако можно с уверенностью сказать, что программа оказания помощи пациентам, страдающим редкими заболеваниями, — одна из наиболее эффективных в Европе. И в подтверждение этих слов, Российское респираторное общество объявляет 2017 — годом борьбы с ИЛФ, тем самым привлекая больше внимания к этому редкому заболеванию, — говорит главный терапевт-пульмонолог Минздрава РФ, Председатель Правления Российского респираторного общества, академик РАН Александр Григорьевич Чучалин. — Правительство, Министерство здравоохранения и научно-практическое сообщество проводят огромную работу по повышению доступности лечения и улучшения качества жизни людей, страдающих от редких заболеваний».
К сожалению, сегодня нет способа полностью победить идиопатический легочный фиброз, но благодаря инновационной терапии, люди с этим диагнозом могут жить дольше, сохраняя качество жизни. Но даже передовые научные достижения и госпрограммы окажутся бессильны, если не будут опираться на поддержку общества — необходимо повышать уровень информированности о редких заболеваниях среди всех слоев населения. И тогда мы увидим прорыв не только в лечении, но и в ранней диагностике, а значит, сделаем еще один шаг к победе над ИЛФ.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться