Успешных и удачливых людей можно называть мудрыми или умными, трудолюбивыми и талантливыми, но всегда приятно думать, что им просто повезло, что свою удачу они почувствовали. Интуиция — загадочное и очень удобное слово. Как бизнесмен угадывает, что его клиенты захотят купить завтра? Как умудряются писатели заглядывать в будущее и описывать его так, словно прокатились на машине времени? А что помогает в обычной жизни обойти стороной дом, с крыши которого упадет сосулька? Все эти вопросы, по большому счету, сводятся к одному: как с высот нашей образованности и опытности услышать себя? На эти вопросы отвечает журналист и общественный деятель Фатима Хадуева.
«Познай самого себя» — этот принцип древнегреческой философии сближает мышление и бытие настолько, насколько древние греки в своей интуиции могли приблизиться к пониманию их тождества.
Все, что мы на бытовом уровне называем чутьем, проницательностью или предусмотрительностью, на самом деле от рождения даровано природой в качестве особо тонкого механизма, запустить и использовать который можно научиться.
Чтобы глубже понять, как именно развить интуицию, я постоянно наблюдаю за моими родными, детьми, друзьями, детьми друзей, пытаюсь чувствовать, видеть, осязать и слышать, как они. И, наблюдая за ними, я прихожу к удивительным открытиям.
Именно в детстве человек зачастую мудрее и проницательнее любого взрослого, интуиция хранит его во многих случаях лучше самых строгих нянь и самых любящих родителей. А излишнее умничанье, наоборот, убивает многое из того, что заложено при рождении. Часто описывают случаи, когда люди, которые должны были лететь на самолете куда-либо, в последний момент сдавали билеты, а самолет терпел крушение. На вопрос: «Почему?» они отвечали просто и емко: «Я почувствовал, что надо отказаться». Не есть ли это проявление интуиции в ее кристально чистом выражении?
Первый вывод, который я сделала, касается восприятия мира. Мы, взрослые, для этого включаем все ресурсы головного мозга и интерпретируем его одним словом: «понимание». Дети же просто созерцают. Представьте, насколько шире горизонт их созерцания без вынужденного анализа всего увиденного, услышанного, без попыток тут же найти ассоциативный ряд, причинно-следственные связи, дать им объективную оценку. Дети не понимают, они переживают или проживают увиденное, пропуская всю информацию через себя. В конечном счете весь смысл нашего понимания и логического анализа сведется к простой интерпретации тех или иных фактов. А потом мы будем интерпретировать совокупность десяти таких фактов, потом ста, тысячи и так далее, а в итоге мы где-нибудь обязательно сделаем ошибку и придем к абсолютно неверным выводам. Если бы дети могли выражаться наукообразно, они попытались бы объяснить, что жизнь, по их глубокому убеждению, иррациональна.
Все, что мы на бытовом уровне называем чутьем, проницательностью или предусмотрительностью, на самом деле от рождения даровано природой
Второе важное открытие: наблюдая за детьми, я научилась дружить с собственными страхами. Если человек не является сверхчеловеком, то он ощущает страх (тот или иной) в разных жизненных ситуациях. И чем выше наша образованность, социальный статус, чувство собственной значимости, тем активнее мы начинаем с этими страхами бороться. Мы побеждаем в себе страх, радуемся этому и не понимаем, что кажущееся отсутствие страха блокирует интуицию. Более того, иллюзия преодоления страха всегда обманчива, и он живет в нас тем сильнее, чем яростнее мы уверяем себя в том, что победили его. Дети учат проживать свой страх до конца, глубоко и полно, осознанно отдаваться ему. И чем глубже человек будет осознавать свой страх, тем быстрее на помощь устремится интуиция, показывая единственно верный путь. Наш страх — это и есть мы сами. Научившись его принимать и осознавать, мы учимся принимать себя.
Наблюдая за детьми, я постигла премудрость контакта с другими людьми без помощи речи, исключительно на эмоциональном уровне. Современная молодежь часто употребляет выражение «поймать волну». Могу сказать, что дети делают это в совершенстве. Они невероятно четко настраиваются на эмоциональную волну друг друга и даже постороннего взрослого человека. По едва уловимым изменениям мимики, дрожанию ресниц, приподнятой брови или нервному потиранию пальцев дети узнают настроение собеседника, его намерения и соответственно реагируют. Интуитивные предчувствия и абстрактные идеи происходят из того же источника, где рождаются эмоции, поэтому чем лучше человек умеет определять эмоции людей, тем лучше он сможет творить и общаться с помощью интуиции. Уметь распознавать и обозначать эмоции, как свои, так и окружающих людей — полезный навык.
Еще очень важно научиться выключать в себе скептика и включать любознательного ребенка. Мне и раньше приходило в голову, что наш внутренний цензор и критик сильно мешает жизни и успеху. У детей же не бывает фразы «не могу», они ей учатся у взрослых. Зато они постоянно спрашивают: «Как это сделать?». И мы даже не удивляемся, когда двухлетний ребенок терпеливо сидит возле отца, когда тот ремонтирует автомобиль, или возле мамы, когда та печет пирог. Для ребенка не имеет значение, что он не знает техники или кулинарии, не знаком с физикой и не получил еще никакого образования. Его принципиально волнует сам процесс: «Как это происходит?». Там, где ребенок не знает, включается его интуиция, и он пытается постичь незнакомый мир с ее помощью. Так вот, чем чаще мы будем давать себе позитивные установки и чем реже будем включать критика, тем более активно начнет работать интуиция.
Занимаясь многочасовыми беседами с детьми, я в какой-то момент начала чувствовать эпизоды некоего озарения. Находились ответы на вопросы, которые меня мучили раньше. Я с блеском решала те задачи, которые еще вчера казались неразрешимыми. Это интуиция заработала на полную мощь, так как я совсем не отвлекаюсь на анализ, а просто даю ей разрозненные факты, и она указывает мне верный путь.
Уметь распознавать и обозначать эмоции, как свои, так и окружающих людей — полезный навык
Наконец, я поняла глубинную потребность в том, чтобы периодически выключать себя из социума, находить покой и радость в одиночестве. Очень часто, особенно вечером перед сном, дети замирают в кроватках в одиночестве и полностью отключаются от внешнего мира. Они не знают слово «медитация», но просыпаются даже после короткого сна просветленными и отдохнувшими. Так вот, обладая способностью слышать себя в одиночестве, человек сможет научиться слышать свой внутренний голос, даже когда он один, и рождать сильные и привлекательные интуитивные идеи как раз тогда, когда они нужны.
У каждого из нас существует только одна честная цель в жизни: прожить ее счастливо. Однако жизнь порой строже любого учителя. Если в детстве и юности она нам посылает малозначительные испытания, которые никак не омрачают существования, то с годами ее розги становятся жестче, а испытания суровей. Развитие же интуиции помогает увидеть знаки, которые подает окружающий мир, и учесть их до возникновения опасных ситуаций.
Развитие интуиции и сверхчувственного восприятия позволит сосредоточиться на том, что в нашей жизни действительно значимо. Вы научитесь со временем осознанно, внимательно слушать себя. Вы будете готовы следовать за своей душой, куда бы она ни повела. Возможно, иногда вам захочется рискнуть и поиграть с судьбой в азартные игры и бросить вызов миру. Мне самой это знакомо. Но я уверена, что в подобной ситуации только интуиция подскажет путь безопасной победы и дальнейшего взросления. Не нужно бояться упасть. Важно знать, как ты потом будешь подниматься!
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться