Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

01 апреля в 21:07
Врачи освоили современные методы гидрокинезиотерапии

21 февраля в 03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

19 февраля в 22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом



Психиатрия и психология Статьи
03 июня 2012, 20:39 X 3580 K 0

Скоростная память: техника «связей»

В настоящее время разработано и используется довольно большое число различных методик, позволяющих в той или иной мере ускорить процесс запоминания/воспроизведения различной информации. В данной статье мы рассмотрим одну из базовых и простых для понимания техник, основанной на связывании разрозненных кусочков разрозненной информации в единую систему, связующим звеном которой служат ассоциативные связи.

Термин "связь" или "ассоциация" является одним из основополагающих при изучении работы памяти. Объединение единиц любой информации часто способствует запоминанию.

Например, проходя мимо своего старого дома или школы, в которой вы когда-то учились, и увидев какую-то надпись на стене, вы «вдруг вспоминаете» вещи, о которых, как вам казалось, вы абсолютно забыли. В вашем сознании произошло объединение представлений, которые были связаны с надписью, на которую вы посмотрели.

Этот принцип работает вне зависимости от того, насколько сложен материал, который вам нужно запомнить. Даже когда вы запоминаете сложные математические формулы или что-то абстрактное, обычно существует какая-то связь с определенным контекстом, которая "включает" механизмы вашей памяти.

Предположим, что перед походом в магазин, ваша вторая половина в течение 5 минут диктует список продуктов, которые вам нужно купить. Вы торопитесь, и у вас нет ручки и бумаги под рукой, поэтому, единственный выход – запоминать. Допустим, что вам необходимо купить следующие вещи: бананы, мыло, яйца, стаканы, бинт, спички, жидкость для мытья посуды, зубную пасту, туфли, помидоры

Закройте глаза и попытайтесь вспомнить список, не читая его еще раз. Сколько предметов вы вспомнили, и вспомнили ли их в том же порядке? Большинство людей в подобных случаях могут запомнить только 6 или 7 предметов.

Способ связей сделает процесс запоминания гораздо более простым. Вместо того чтобы напрягаться, пытаясь запомнить каждый предмет, попробуйте объединить их между собой. В нашем примере это можно сделать следующим образом. Бананы и мыло - это предметы, которые часто обыгрываются в анекдотах и ситуациях, когда кто-то поскользнулся и упал. Представьте, как вы наступили на банановую шкурку одной ногой и на кусок мыла другой - и упали!

Что происходит, когда человек падает? Он обязательно что-нибудь ломает. Допустим, что вы держали яйца в правой руке, а стаканы в левой: и то, и другое разбилось при падении. Итак, первые четыре предмета мы уже объединили. Как соединить с ними оставшиеся? Это не так сложно: бинт мы используем, т.к. порезались о разбитые стаканы при падении. Следующий предмет - спички. Давайте представим, что бинт очень длинный и один из его концов медленно горит. Спички! Но очень нужно немедленно его потушить. Лучше всего для этой цели использовать огнетушитель, который можно заменить жидкостью для мытья посуды, поскольку обычно она содержится в баллоне, из которого ее очень просто разбрызгивать.

Следующий предмет - зубная паста, которую очень просто увязать с жидкостью для мытья посуды, т.к. для получения обоих необходимо сдавить контейнеры, в которых они находятся.

Допустим, что из баллона с жидкостью, когда вы на него нажали, выдавливается зубная паста. Теперь допустим, что вы промахнулись, и паста вместо того, чтобы попасть на огонь, попала на ваши туфли в тот момент, когда вы чуть не наступили на гнилой помидор.

Система очень проста, но вы, наверное, уже успели подумать: «Она хорошо сработала на этом списке, но что будет, когда мне нужно будет запомнить мой собственный?» В действительности в этом случае будет еще проще, особенно если вы будете придерживаться следующих правил:

1. Преувеличивайте ваши ассоциации
Запоминание происходит легче, если вы представляете предметы огромными, гораздо большими, чем они на самом деле. Например, когда вы представляете, как вы поскользнулись: представьте огромный банан размером с лыжу и кусок мыла величиной с огромный булыжник.

2. Заставляйте их двигаться
Когда вы объединяете предметы, делайте так, чтобы они двигались. Посредством этого вы как бы оживляете ваши образы. Движение помогает вам живо представить образ. Представьте, насколько сложнее вам было бы запомнить список, если бы не идея падения, разбивания, горения, выдавливания и т.д. Движение и действие делают запоминание не только более простым, но и более интересным.

3. Заменяйте их по своему усмотрению
Качество запоминания зависит от многих обстоятельств, а поэтому мы советуем использовать все имеющиеся у вас средства. Заменяя одну ассоциацию другой, вы можете добиться "усиления" ее в вашем сознании. Одним из примеров этого может быть замена огнетушителя на жидкость для мытья посуды. Такая замена делает связки более полными ("законченными"), и поэтому их легче запомнить.

4. Ваши ассоциации должны быть абсурдными.
При формировании связей и ассоциаций вы должны быть абсолютно свободны. Вам не следует устанавливать стандартные связи: чем более банальными и скучными будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность того, что вы их запомните.

При объединении двух предметов старайтесь придумать самую невероятную и странную комбинацию, и вы увидите, что это самым положительным образом повлияет на процесс запоминания. Тот же принцип срабатывает в вашей обыденной жизни. Вы никогда не запоминаете обычные, скучные, ординарные события - и, наоборот, волнующее, новое, необычное надолго сохраняется в вашей памяти. Даже в том случае, если кто-то говорит о чем-то общеизвестном или неинтересном, то это воспринимается примерно так: "Это было настолько скучно..." - или: "Это было самое неинтересное ...". Другими словами, запоминается то, что вам удалось хоть по каким-то признакам выделить из общего ряда (даже если это было очень скучное событие).

В процессе запоминания материала, как на войне – все средства хороши. Нет ничего страшного, если ваши ассоциации будут вульгарными или сексуальными. Если вы можете использовать подходящую сексуальную ассоциацию,- не сомневаясь, делайте это. Старайтесь только, чтобы ваши образы соответствовали задаче, а ваше воображение не завело вас слишком далеко. 

В статье использованы материалы книги: Т.Бузан. Скоростная память. Издательство «Эйдос», 1995


Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта