Жила-была в Древней Греции девушка по имени Родопис. Её поймали пираты, увезли в Египет и продали в рабство. Хозяин купил рабыне позолоченные сандалии. Родопис пошла купаться в реке и, пока плескалась, бог Гор украл у неё сандалию и отнёс фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же объявил её хозяйку в «федеральный розыск». Он отыскал Родопис и женился на ней. Так замарашка стала королевой. Так родился самый популярный сказочный сюжет на свете.
«Золушка» насчитывает более тысячи интерпретаций у разных народов мира, тем не менее широко известны два сюжета. Один – благодаря Шарлю Перро. Именно он лёг в основу советской кинокартины, снятой на «Ленфильме» в 1947 году. Это кино у нас в стране хотя бы раз в жизни видел каждый ребёнок в возрасте от пяти до девяносто пяти лет. Другой сюжет записали братья Гримм. Его экранизация тоже широко известна – это чехословацкие «Три орешка для Золушки» 1973 года. Россини посвятил Золушке оперу. Прокофьев – балет. Понятное дело, Уолт Дисней тоже не мог пройти мимо, и он не прошёл. На днях в прокате появился новый фильм «Золушка», и если вы думаете, что это экранизация сказки, то сильно ошибаетесь. Это экранизация одноимённого диснеевского мультфильма, увидевшего свет в 1950 году.
Говорить о сюжете смысла нет никакого – он ни на йоту не отходит от мультипликационного (расширена лишь роль Злой мачехи и добавлена сцена встречи Золушки и Принца накануне бала – в любовь с первого взгляда теперь не поверит даже детсадовец, так что нужно было подготовить почву). Но разница между мультяшным оригиналом и киношной копией грандиозная. С одной стороны, новая «Золушка» выглядит как мультфильм – со всей его избыточностью, бравурностью и чрезмерным лоском, которые уместны в анимации и нелепы в кино. Но вот лоск очень разный. Когда в мультике угнетённая Золушка продирает утром глаза – чистенькая и розовая, как открахмаленная свинка – кажется, что это не чердак с соломой, а номер в гостинице где-нибудь в Сочи. Тяготы жизни выглядят нелепыми и далёкими. Достаточно спеть песенку и всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Нарисованная Золушка беззаботна, безмозгла и безыскусна как погремушка. И удовольствие от просмотра вызывает – если вызывает – точно такое же. В фильме Золушка вспоминает родительское напутствие, что в её пальце больше благородства, чем в иных людях целиком, и терпит издевательства мачехи с такой миной, что невольно ждёшь интервью с феей-крёстной: «Да, она была очень милой девочкой, нипочём не подумаешь, что такая способна взять дробовик и укокошить пол-улицы. А вон оно как обернулось...»
При просмотре новой «Золушки» ни на миг не покидает чувство, что это обычная современная мелодрама об офисных сидельцах и религии, ввинчиваемой им в мозги последние лет восемь: сиди молча, где воткнули, терпи и жди – принц обязательно прискачет. Если не на белом коне, так хоть на кредитном фордфокусе. Если вы хотите, чтоб ваш ребёнок думал, будто сказка – это когда на платье расходуется десять тысяч кристаллов «Сваровски» и четыреста светодиодов, когда в королевском дворце горят семнадцать люстр, изготовленных на заказ в Италии, сходите на «Золушку - 2015». Больше в ней нет ничего, хотя люстрам я отдаю должное. А если хотите, чтоб ребёнок верил, что «никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, а сердце справедливым», покажите ему «Золушку» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро.
Браво, Glagol! А как "поссориться с соседями, чтоб расширить слишком маленькое королевство" большая часть современных девочек и так узнает, благодаря своим мало воспитанным мамам:)
Cнимаю шляпу, очень правильная рецензия!