Профессиональное выгорание – очень актуальная проблема, которая зачастую становится заметной, когда состояние уже достигло критической точки.
В медицине быть на «грани» особенно рискованно: если врач трудится день и ночь, это обязательно будет сказываться на физическом и психологическом самочувствии. Решать проблему нужно комплексно и желательно до первых тревожных звоночков. Как? Мы на МЕД-инфо спросили у руководителя «Школы Медицинского Бизнеса» Анны Соломахиной.
Понятие профессионального выгорания ввел в 70-е годы прошлого века американский психиатр. Проведя ряд исследований, он обнаружил, что хронический стресс не проходит, если человек выспится или пару дней отдохнет. Такое состояние приводит к нежеланию работать, излишней самокритичности, раздражительности и сарказму, частым конфликтам внутри коллектива и высокими шансами допускать ошибки даже в простых текущих делах. Нередко человек начинает страдать бессонницей, нарушается пищевое поведение. С 2019 года ВОЗ включила синдром в Международный список болезней, что подтверждает серьезность проблемы и тот факт, что оставляет ее без внимания нельзя.
Конечно, современную жизнь сложно представить без эмоциональных и психологических нагрузок. Но бывает так, что нагрузки – серьезные, напряжение и стресс нарастают с каждым днем и образуют снежный ком. Сразу понятно, что это не лень, а глубокая проблема. В медицинской среде подобное состояние сильно сказывается на качестве работы и оказании помощи пациентам.
Какие этапы профессионального выгорания существуют?
1. Истощение, подавленность и другие психические и физические симптомы. Один человек не захочет вставать с кровати и что-либо делать, другой будет испытывать постоянную усталость, неприятные ощущения в теле или головную боль, а у третьего будет наблюдаться ослабление любых реакций, снижение эмпатии и безразличие к происходящему. Все это тревожные сигналы, когда тело пытается сказать, что пора сделать перерыв и отдохнуть.
2. Отсутствие взаимосвязи между телом и личностью (деперсонализация). Конечно, в психиатрии это достаточно серьезное расстройство самосознания, но его проявления нередки у людей с профессиональным выгоранием. Как правило, человек испытывает повышенную тревожность, мировосприятие меняется, любые эмоции и чувства притупляются. Пропадает радость жизни, а в самых критических ситуациях даже чувства любви, долга и сострадания.
3. Резкое снижение активности. Медицинский специалист уже не в состоянии контролировать все процессы своей профессиональной деятельности. Даже после отпуска энтузиазма и желания выполнять работу нет. Большое количество времени уходит на то, чтобы растянуть день, занимаясь совершенно неэффективными действиями.
Желательно обратить внимание на сотрудника еще на первом этапе выгорания. А лучше не доводить даже до него, эффективно выполняя профилактические действия.
А это:
- Контроль главврача и руководства за каждым сотрудником в отдельности. Здоровый настрой, активное включение в процесс нельзя имитировать. Кратковременные стрессы или снижение работоспособности могут быть у всех, но затяжная апатия всегда заметна, если контролировать настроение каждого врача и других сотрудников клиники. Что исправит ситуацию? Кому-то хватит нескольких отгулов или снижения горящих задач, другого подстегнет финансовый интерес, третьего – помощь в делегировании или дополнительное «поле» работы.
- Открытый диалог с сотрудниками. Сегодня не приветствуется, когда руководитель диктует, как правильно и как нужно. Здоровая атмосфера царит там, где начальство занимает позицию наставника, прислушиваясь к нуждам, проблемам, рекомендациям сотрудников. Важна корпоративная культура вне стен клиники. И если позволяет бюджет, штатный или приглашенный раз в квартал психолог. Это хорошая и очень эффективная практика для коллектива. Профессиональная беседа с каждым человеком позволит вовремя обнаружить проблему и поработать с ней.
- Гибкий подход. Не нужно игнорировать просьбы врача или другого сотрудника о смене графика или снижении нагрузки. Бывает, что специалист не может попросить напрямую, поэтому руководителю важно контролировать переработку – энтузиазм не вечен. Чтобы сохранять правильный микроклимат, сам руководитель должен много времени уделять обучению по управлению коллективом. Далеко не все вещи очевидны и без определенных навыков сложно предугадывать и всегда быть в курсе сложностей и переживаний каждого.
- Правильная мотивация. Не всегда это повышение зарплаты или премия, особенно в медицинской сфере. Многие врачи в профессии по призванию: один продолжает семейную династию, второму важно помогать тому, кто в этом нуждается, третьему практиковаться в решение сложных вопросов и расти внутренне. Руководителю коллектива желательно чувствовать, что поможет конкретному сотруднику преодолеть или не допустить выгорания.
Среди наиболее работающих способов мотивации выделяют:
1. Забота о здоровье сотрудников. Снимать напряжение, зарядиться новыми силами помогают парк-отели, санатории с оздоровительными программами, физическая активность (например, скидка на посещение фитнес-клуба).
2. Обучение, курсы для повышения квалификации. Это нужно для самооценки, профессионального и личностного роста. Человек, уверенный в себе, умеющий четко расставлять приоритеты и балансировать между работой и личной жизнью, редко доводит себя до выгорания.
3. Комфортные условия на работе. Кроме необходимого оборудования, ремонта, бытовой техники (тостера, кофеварки и т.д.), хорошим решением будет специально оборудованная для отдыха комната или зона. Здесь любой сотрудник клиники может расслабиться, послушать тихую музыку, выпить кофе, прилечь с наушниками или почитать. Даже небольшой перерыв в продуманном месте способствует перезагрузке и заряжает на остаток рабочего дня.
4. Творческие порывы. Весело проводить время среди коллег – прекрасная мотивация. Кроме классических корпоративов, можно устраивать конкурсы, привлекать детей и близких сотрудников, выезжать на спортивные мероприятия.
Все это возможно, если главный врач и руководство не игнорируют ментальное здоровье коллег и применяют все профилактические шаги от выгорания. Самостоятельно это освоить невозможно, поэтому важно проходить обучение на специальных курсах для руководителей клиник. Актуальные вопросы с применением на практике обязательно выведут клинику на более высокий уровень управления.
Фото предоставлено пресс-службой
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться