Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

02 ноября в 21:04
Почти 700 детей семей из Курской области получат дополнительные средства

08 октября в 11:30
Врачи перинатального центра спасли недоношенную двойню

07 октября в 10:58
Гериатр рассказал, как сохранить здоровье после 60 лет

04 октября в 22:00
Табачный дым и УФ-излучение приводят к преждевременному старению

04 октября в 10:27
Каждый третий на работе чувствует себя тревожно



Медицина и общество Аналитика
03 августа 2020, 19:35 X 4859 K 0

Чему учат сегодня в ординатуре?

Российская система здравоохранения, как и мировая система в целом, в связи с пандемией коронавируса ощутила острую нехватку кадров. И это вопрос не только количества работающих специалистов, но и, в первую очередь, качества подготовки выпускников медицинских вузов и других образовательных организаций, а также соответствия этой подготовки современным трендам в организации медицинской помощи. Назрела необходимость перемен в структуре и содержании основных образовательных профессиональных программ.

Организаторы здравоохранения — как раз те специалисты, которые способны управлять системой здравоохранения даже в условиях форс-мажора, поддерживать ее устойчивость и сохранять доступ к медицинским сервисам для населения. Все это означает здоровье населения и спасенные жизни. Стереотип, что в организаторы здравоохранения идут «двоечники», которым нельзя давать в руки скальпель, явно устарел.

Очевидно, что время интуитивного обучения организаторов здравоохранения позади, наработан и проанализирован огромный опыт, сформулированы управленческие технологии, намечены векторы развития.

Способность просчитывать решения, как ходы в шахматной партии, — самостоятельная наука.

Ординаторов по специальности «Организация здравоохранения» обучают в Сеченовском университете, в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования и других медицинских вузах. Однако ординаторы хирурги или анестезиологи продолжают обучение в «полевых условиях» университетских клиник, окунаясь в реальную жизнь, с настоящими пациентами и историями болезней. А немногочисленные ординаторы организаторы здравоохранения?

В Москве две научные организации занимаются организацией здравоохранения как наукой — ЦНИИОЗ и НИИОЗММ ДЗМ. В ЦНИИОЗ набор ординаторов в 2020 году составляет... 2 человека. Действительно, штучное производство. Для НИИОЗММ ДЗМ это первый год работы ординатуры, предусмотрены десятки мест для целевого приема, а также места для обучения на платной основе по специальности. Судя по всему, этих ординаторов уже ждут на работу в московской системе. Интересно, что в московском институте организации здравоохранения и медицинского менеджмента ведется масштабный проект по исследованию кадрового состава столичного здравоохранения. Можно предположить, что открытие ординатуры по специальности своего рода «спойлер»: хорошего оснащения и обученного персонала недостаточно, все это кто-то должен грамотно организовать...

По данным Бюро трудовой статистики США, к 2026 году потребность в организаторах здравоохранения вырастет на 20 %. Следуя понятной логике, рост потребности, скорее всего еще больший, ожидает и нас.

Научно-исследовательский институт имеет заметные преимущества по сравнению с вузом именно в этой части подготовки, поскольку обучение происходит непосредственно на интеллектуальных площадках, где разрабатываются научные концепции, ведется анализ и определяются практические пути разрешения большинства реальных проблем здравоохранения. Обучение здесь можно сравнить с обучением на базе университетской клиники для врача лечебника. Главным остается вопрос — чему учить.

На западе специалист по организации здравоохранения не всегда имеет медицинское образование. Мировой опыт последних десятилетий показал, что все же руководить медицинской организацией, быть авторитетом для медицинского персонала должен «свой», такой же медик. MBA тут будет недостаточно. В России традиционно организация здравоохранения — медицинская специальность, все — выходцы одних и тех же альма матер. Обязательные базовые курсы — чисто медицинские: эпидемиология, гигиена, профилактика и т. д. При этом ФГОС предусматривает до 25 % программы — вариативные курсы. И, пожалуй, от набора этих дисциплин будет зависеть успех той или иной ординатуры. А набор дисциплин зависит, как известно, от интересов преподавателей.

Выбор НИИОЗММ для своих ординаторов вполне предсказуем: курс по цифровому здравоохранению (тотальная цифровизация — особая гордость Москвы), по управлению многопрофильной клиникой, по экспорту медицинских услуг и даже по пациентоориентированности. Такое ощущение, что названия многих курсов подбирались по ключевым словам из новостей медицины и здравоохранения. А может, в этом и есть ответ на запросы непрестанно меняющегося мира? Максимально быстрая оценка и научное осмысление каждого зарождающегося тренда — шанс не только не отстать, не остаться в стороне, но и спрогнозировать развитие, перехватить инициативу.

Очевидно, что современная подготовка специалистов в сфере общественного здоровья и здравоохранения должна претерпеть трансформационные изменения, чтобы соответствовать реалиям текущего дня.

Сегодня нужны транспрофессионалы, использующие научные достижения смежных областей, способные в режиме реального времени анализировать проблемы динамики населения и его запросов, глобальные изменения, технологические, социальные, влияющие на работу системы здравоохранения в текущей ситуации и в перспективе.

Такая всесторонняя подготовка выпускников нужна в первую очередь пациентам, то есть буквально всем и каждому. Ведь специалисты по организации здравоохранения и общественному здоровью, формируя эту систему, выстраивают мост между медицинской наукой и людьми, ее потребителями. И чем оперативнее будет перестраиваться обучение, тем быстрее организационная составляющая отечественного здравоохранения начнет соответствовать ее достаточно высокому технологическому уровню.


Читайте также в рубрике «Аналитика»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта